Как построить урок в соответствии с ФГОС


Выступление на теоретическом совещании по теме «Как построить урок, чтобы реализовать требования стандартов 2-го поколения. Структура и самоанализ урока в соответствии с ФГОС»
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
 Для построения урока в рамках  ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы  обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля  и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи  урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС ООО
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
Структура урока открытия нового знания
 в технологии деятельностного метода

п/пЭтапы урока
деятельностнойнаправленности Деятельность учащихся,
Продолжительность этапа
1. Мотивация •     установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»;
•     включиться  в учебную деятельность (1-2 минуты);  
2. Актуализация •           повторить необходимый материал;
•           активизировать мыслительные операции;
•           совершить пробное действие;
•           зафиксировать затруднение (4-5 минут);
 
3. Затруднения •         проанализировать свои действия;
•         зафиксировать место затруднения;
•         найти причину затруднения (3 -4 минуты)
4. Проект выхода иззатруднения •         сформулировать цель действий;
•         согласовать тему урока;
•         выбрать способ и средства для действий;
•         сформулировать план действий (4-6 минут);
5. Реализация
проекта •         реализовать проект в соответствии с планом;
•         открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаках;
•         зафиксировать преодоление  затруднения;
•         сделать вывод в общем виде (5-8 минут);
6. Первичное
закрепление •         решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ;
•         проговорить новый способ вслух  (4-5 минут);
7. Самостоятельная
работа •  самостоятельно выполнить задание;
•         проверить по эталону;
• выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть (3-5 минут);
8. Включение
в систему
знаний •         выполнить задания, где новые знания связаны с изученными;
•         подготовиться к изучению следующих разделов(5-8 минут);
9. Рефлексия • оценить свою деятельность на уроке;
•         соотнести цель и результаты;
•         наметить  новую цель;
•         определиться с домашним заданием (2-3 минуты);
САМОАНАЛИЗ УРОКАКласс ____________ Дата __________
Предмет __________________
Автор учебника _________________________
Тема ____________________________
Цели урока:
Учитель: ________________
Проверяющий: _____________________
№ Примечание Баллы
1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? Материал усвоен не всеми учениками. 1
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. Урок открытия нового знания. Построение урока соответствует его содержанию и поставленной цели. Дозировка этапов урока во времени не всегда выдержана. 1
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? Не могу чётко сформулировать данный аспект 1
4. Соответствие урока требованиям ФГОС:
4.1 Ориентация на новые образовательные результаты 2
4.2 Нацеленность деятельности на формирование УУД 1
4.3 Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.) 0
5. Содержание урока:
5.1 Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям. 2
5.2 Соответствие содержания урока требованиям программы. 2
5.3 Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. 2
5.4 Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. Прослеживается связь с ранее пройденным материалом. Межпредметные связи прослеживаются слабо. 1
6. Методика проведения урока:
6.1 Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. 2
6.2 Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)2
6.3 Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ. 1
6.4 Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):
наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить). Наблюдение, поиск информации, сравнение, чтение 2
6.5 Применение диалоговых форм общения. 2
6.6 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. 0
6.7 Осуществление обратной связь ученик-учитель 6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Групповая работа не была запланирована. 1
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. Не удалось вовлечь в работу слабых учеников. 0
6.10 Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения 2
6.11 Использование наглядного материала:
в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач
Наглядный материал:
избыточен, достаточен, уместен, недостаточен Наглядный материал уместен, используется для реализации обучающих задач. 2
6.12 Формирование навыков самоконтроля и самооценки. Не всегда обращалось внимание на самоконтроль и самооценку. 1
7. Психологические основы урока:
7.1 Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития 2
7.2 Реализация развивающей функции обучения Развитие качеств:
восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. 1
7.3 Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Виды учебной деятельности недостаточно разнообразны. 1
7.4 Наличие психологических пауз н разрядки Эмоциональная атмосфера урока Физкульт.пауза проведена поздно. 1
8. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. -
9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учители (отсутствие шаблона). 0
Итого: 33из 56
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует, 1 - проявляется частично, 2-присутствуст в полном объёме) Подсчитывается сумма баллов
Подсчёт эффективности урока (Эу):
Эу (баллов/макс. баллы) * 100%
100% - 75% - эффективный;
74% - 50% - на допустимом уровне;
49% - 25% - критический уровень;
ниже 24% - недопустимый уровень
Результаты моих уроков
. Уроки проводятся в соответствии с планом. На уроке я провожу все запланированные этапы, с соблюдением временных рамок. Цели поставленные в начале урока, стараюсь полностью достич. Ребята остаются довольными уроком и результатами полученными на уроке.
Но все же я должна отметить, что технология деятельностного метода, применима к ребятам с хорошими и средними способностями. Но дети со слабыми способностями, по- прежнему ждут от учителя готовых знаний, и не могут применять тот опыт, который был достигнут на уроках. Объясняется это просто: дети только первый год обучаются в данной технологии, ранее они обучались традиционно: учитель – объясняет, ученик – повторяет. Я думаю должно пройти немало времени, чтобы все дети смогли воспринимать новую форму обучения.
Учитель Тюгаева ЕН