Технологическая карта урока Роль декоративного искусства в жизни древнего общества


Технологическая карта урока изобразительного искусства
Дата____________
Ф.И.О. Грачева Татьяна Ивановна
Место работы: МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области
Должность: учитель изобразительного искусства
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобраз. организаций / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б. М. Неменского.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015
Тема урока: Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Цель урока:сделать вывод о роли декоративного искусства в жизни людей, через украшения
Задачи:
-образовательные: выполнить эскиз украшения - в стиле древнеегипетского искусства.
-развивающие: способствовать развитию творческой и познавательной активности. -воспитательные: воспитывать любовь к истории, к народной культуре.Планируемые результаты:
Личностные: уважительное отношение к иному мнению.
Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Метапредметные: Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий. Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Тип урока:урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: учебник, иллюстрации с изображениями пекторалей. Альбом, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетка, простой карандаш, ластик
Структура и ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
1. Организационный Добрый день, дорогие друзья!
Вас сегодня рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.
Настройка на урок.
Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей, осуществлять самоконтроль по организации рабочего места
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.2.
Актуализация знаний Ребята, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.
-Что такое украшения?
-Зачем они нужны людям?
Сейчас я вам предлагаю отгадать кроссворд, выполнить взаимопроверку.
По горизонтали:
Традиционная одежда женщин Древнего Египта.
Самая высокая пирамида Древнего Египта.
Обувь Древнего Египта, которую имели право носить только фараоны.
По вертикали:
Воротник – украшение мужчин и женщин Древнего Египта.
Набедренная повязка мужчин Древнего Египта.
Предшественница пирамиды.
Предмет, который носили на голове древние египтяне.
Царь, правитель Древнего Египта. Слайд 2
Отвечают на вопросы учителя, отгадывают кроссворд
1 3 1 2 2 4 5 3 Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль;
овладевать умением прогнозировать.
Познавательные: умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры;
желание общаться с искусством.
3.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Откройте учебники на стр.115, посмотрите на иллюстрации, что здесь изображено.
Кто догадался, о чем речь пойдет на уроке? Какова тема урока? Слайд 1
Какой это урок по счету по данной теме? Давайте поставим цели урока Об украшениях. Зачем людям украшения. Второй. Сформировать знания учащихся об украшениях
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные: целеполаганиеПознавательные: самостоятельное выделение и формирова-ние познав.цели4.
Открытие нового знания Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с украшениями.
Особое место в искусстве Египта имеют ювелирные изделия. В Древнем Египте ещё 5 тысяч лет назад существовало ювелирное искусство, об этом можно судить по барельефам, найденным в гробницах. На них изображён полный процесс создания украшения - от обработки природного материала до того момента, когда готовое изделие взвешивается и оценивается. Ювелирным делом занимались мастерские при дворцах и храмах, а украшения носились и женщинами, и мужчинами. Слайд 3
- Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства.
-Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях.
-В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Предпочтение отдавалось камням, окрашенным в яркие и чистые тона — сердолику, лазуриту, сардониксу, малахиту, бирюзе и т. п. Слайд 4
К ювелирным изделиям относятся предметы быта, культа, личные украшения, выполненные из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными и поделочными камнями. Вельможи, жрецы и фараоны окружали себя великолепными произведениями искусства. Личные украшения были одновременно и предметами культа. Это обереги, талисманы, выполненные в виде традиционных символов и композиций из них. Слайды 5- 11
Лотос олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь. Скарабей был богом утреннего солнца, сокол - дневного солнца, часто изображалась ладья - символ неба. Глаз - уаджет- защищал от любой беды и символизировал воскрешение после смерти (правый глаз обозначал Солнце, левый - Луну). Шар - солнечный диск. Эти символы использовались в нагрудных украшениях, браслетах, серьгах, украшавших не только знатных египтянок, но и мужчин. Слайд 12-13
Еще одним из украшений является – пектораль - это новое для вас слово означает нагрудный амулет. Пектораль состоит из нескольких символов, соединенных воедино - символа плодородия, вечной жизни, и символа воскрешения в центре него, т.к. пектораль клали на грудь уже умершему фараону. Слайды 14 - 18
Слушают учителя, смотрят презентацию,
вступают в диалог
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль;
овладевать умением прогнозировать.
Познавательные: умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры;
желание общаться с искусством.
5.
Динамическая пауза Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка Выполняют упражнения для снятия напряжения Личностные: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.
6.
Применение освоенного в практической деятельности Придумай и нарисуй интересную форму одного украшения в стиле древнеегипетского искусства: ожерелья;
подвески; нагрудного
украшения; пекторали; браслета…
Укрась его орнаментом, используй известные символы.Используйте характерную гамму цветов в Египте: краснокоричневую, желтую, голубую, бирюзовую. Слайд 19 Придумывают и рисуют украшения в стиле древнеегипетского искусства Личностные: развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.
7.
Контроль усвоения Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Оцените результаты своей работы, способы их достижения.
Я очень рада, что каждый из вас сегодня на занятии работал творчески, рисунки получились оригинальными, выразительными и эстетичными. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение Коммуникативные:
адекватно воспринимать словесную оценку учителя и одноклассников.
8.
Рефлексия учебной деятельности Учитель организует рефлексию и самооценку собственной деятельности.
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия
Личностные: самообразование
9.
Информация о домашнем задании Подобрать иллюстративный материал по теме «Древний Китай»
Уборка рабочих мест. Записывают д/з в дневник. Личностные: ценностно-смысловые ориентиры;
использование нового знания в выполнении домашнего задания.