Акцентологические нормы русского литературного языка — урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе.
Разработала и провела Соловьева С.В.
Дата проведения: 01.03.2011

Тема: Акцентологические нормы русского литературного языка.

Цель урока: повышение и развитие речевой культуры школьников через усвоение норм русского ударения.
Задачи:
Образовательные: выявляя особенности русского ударения, найти способы усвоения акцентологических норм.
Развивающие: используя приёмы переработки текста как источника информации, формировать навыки аналитического мышления, развивать эмоциональную сферу учеников.
Воспитательные: организуя учебную деятельность школьников, воспитывать потребность в повышении речевой культуры.

Тип урока: комбинированный урок.

Ключевые слова: нормы русского языка, орфоэпия, акцентология, ударение, устная речь; текст, основные виды переработки текста: тезисы, конспект, реферат, аннотация.

Основные методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский, словесные, наглядные.

Методические приёмы: наблюдение, лингвистический эксперимент, поиск информации в текстах, составление кластера, установление закономерностей, презентация проектов, обобщение, формулировка выводов.

Формы работы: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.
Класс разделён на 4 группы. В группе – 5-6 человек. Состав групп по уровню компетентности – однородный.
Экспертная группа: 4 человека. Каждый эксперт отслеживает и оценивает работу учащихся своей группы на каждом этапе урока. Для учеников-экспертов разработаны критерии оценок; они заполняют «Листы ответов» (Приложение к уроку)

Оборудование урока: компьютер, экран для демонстрации слайдов презентации.
Оформление урока: высказывания великих людей о необходимости правильной речи.












Этапы урока и его содержание.

Актуализация темы урока.
Наблюдение 1.
1) Инсценирование – реализация индивидуального задания)
Известен такой случай: одному из старейших артистов Московского театра юного зрителя Александру Александровичу Брянцеву позвонили.
- Здравствуйте, Александр Александрович! Вам звОнит преподавательница.
- Не верю! – прервал артист и повесил трубку.
Через минуту снова звонок:
- Вам звОнит преподавательница.
- Не верю! – и трубка опять повешена.
В третий раз звонок.
- Почему вы мне не верите? Вам звОнит преподавательница школы номер пять.

2) Фронтальное обсуждение ситуации:
Как вы думаете, что ответил А. А. Брянцев? Почему он не поверил, что ему звонила учительница?
(БРЯНЦЕВ Александр Александрович [2 (14) апреля 1883, Санкт-Петербург 30 сентября 1961, там же], российский режиссер, теоретик и практик детского театра. Народный артист СССР (1956).

(Владеющие нормой литературного языка знают, что правильно говорить я звонЮ, ты звонИшь, он звонИт, мы звонИм, вы звонИте, они звонЯт.
А. А. Брянцев считал, что преподаватель не может неправильно говорить.)

Наблюдение 2:
Фронтальная работа:
1) попробуйте прочитать стихотворение:
Феномен звонит по средам
Приняв договор по годам,
Он отдал экспертам эскорта
Ходатайство аэропорта.

Чтобы получить стихотворение, надо расставить в словах ударение.

2)Обсуждение вопросов:
- Какой раздел языкознания изучает нормы ударения? (Орфоэпия)
- А более конкретно? (Акцентология)

3. Определение темы урока: «Акцентологические нормы русского литературного языка», которые изучаются в разделе «Орфоэпия».

4. Определение цели урока: сегодня мы углубим знания по данной теме и выявим некоторые способы усвоения акцентологических норм.

5.Работа с дидактическим материалом «В мире мудрых мыслей».
Задание: найти высказывания великих людей, подтверждающих необходимость владения правильной, грамотной речью. (оформление на доске листов с портретами и высказываниями о правильной речи – см. Презентация «Мудрые мысли»)



Изучение темы «Акцентологические нормы русского литературного языка».
Изучение теории вопроса.
Реализация групповых заданий (использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо). Каждая группа получает задание, связанное с работой над текстом, в котором раскрываются вопросы темы.
1-я группа: текст «Орфоэпические нормы русского языка. Ударение»
Задание:
1) прочитать текст;
2) составить план текста;
3) выписать тезисы, раскрывающие необходимость владения грамотной речью.

2-я группа: текст «Из истории вопроса русского ударения».
Задания:
1) прочитать текст;
1) дать определение понятиям «орфоэпия», «акцентология», «ударение»;
2) ответить на вопросы:
- Какие особенности имеет ударение в русском языке?
- Кем и когда вопросы ударения были поставлены на научную основу?
- Какие лингвисты внесли вклад в разработку вопросов ударения?
3) составить аннотацию.

3-я группа: текст «Живой, как жизнь»
Задание:
1) прочитать текст;
2) подготовить сообщение об истории ударения, дополнив его информацией из других источников (справочники, Интернет-ресурсы, словари и др.)

4-я группа: текст «Причины нарушения норм ударения или Почему мы неправильно говорим?»
Задание:
1)прочитать текст;
2) выявить причины нарушения норм ударения;
3) составить кластер «Причины нарушения норм ударения».

2) Индивидуальное сообщение «Вариативное ударение в русском языке».
Презентация «Словаря вариантов ударения в русском языке».

Выявление приёмов формирования орфоэпического навыка.
Презентация проектов.
1-я группа: «Аналогии» (Группировка слов по принципу аналогии)
2-я группа: «Зри в корень!» (Анализ словообразовательной модели слова)
3-я группа: «Рифмованные пары»
4-я группа: «Каждый сверчок знай свой шесток!»









Презентация грамотной речи.
Задание: прочитать текст, соблюдая орфоэпические нормы.
1-я группа:
Текст 1.
Вечер начался. Жалюзи были опущены, лампы включены. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки с искристым вином. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, мужчины группировались по двое и по трое, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый в неё юноша, студент знаменитого колледжа, представлял, как они закружатся в вихре вальса, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
2-я группа:
Текст 2.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся пломбированный зуб. Никакие средства не помогали. Прозорливая женщина представила вдруг себе, как она умрёт, и газеты будут пестрить некрологами о её безвременной кончине. Но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свеклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. Наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села за трапезу. Она приготовила рожки с тефтелями, наполнила ими доверху тарелку, отрезала ломоть хлеба, запивала еду сливовым компотом, заедала вишневым вареньем и вспоминала тёплые августовские вечера.
3-я группа:
Текст 3.
Была последняя декада месяца. Старший менеджер, выпускник Оксфорда, сидел за компьютером. Раньше он был шофёром. Во-первых, сотрудник торговой компании просмотрел онлайн-новости и одновременно запросы тинейджеров, потом стал работать в быстром темпе, ожидая, что вот-вот вернётся шеф из аэропорта, позвонит и потребует отчёт за третий квартал текущего года. В отчётах бухгалтеров было много ошибок. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок подростковой одежды, и последний договор, заключенный им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчёт, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто и вышел из офиса. Он торопился посмотреть гала-концерт любимых исполнителей.
4-я группа:
Текст 4.
Давайте совершим экскурсию в художественную галерею. Как не полюбоваться полотнами Бориса Кустодиева, Александра Иванова, Ребрандта и Пабло Пикассо!
А не почитать ли нам рассказы Соколова – Микитова, рассказ Ивана Тургенева «Касьян с Красивой Мечи», «Сорочинскую ярмарку» Гоголя, стихи Роберта Бернса и Константина Бальмонта, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова и трагедию «Макбет» Шескпира?
Заодно полистаем книги Джонатана Свифта, Шарля де Костера и Валентина Пикуля. Вспомним стихи Александра Одоевского и персидского поэта Саади.
Напоследок заглянем в словарь Сергея Ивановича Ожегова. На форзаце последнего издания словаря – высказывания о культуре речи.

Практическая работа (работа в парах): выполнение тестов по орфоэпии на компьютере.


Подведение итогов урока.
1.Выступления учеников экспертной группы
2. Выступление учителя.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Групповое творческое задание: выпустить стенгазету о культуре речи, использовать в ней материалы урока.
Индивидуальное задание: оформить исследовательскую работу по теме «Вопросы русской акцентологии» для выступления на школьной научно-исследовательской конференции.
Выполнение тестовых заданий по орфоэпии.

Рефлексия.
1.Высказывания учеников об уроке по предложенному клише: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной анкеты:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрел
Я научился
У меня получилось
Я смог
Я попробую
Меня удивило
Урок дал мне для жизни
Мне захотелось
Составить синквейн на тему «Ударение»:
Приём технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых задаёт своё содержание и форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения, 2-я – 2 прилагательных к данному существительному; 3-я – 3 глагола к данному существительному, 4-я – осмысленная фраза; 5-я – заключительное предложение (слово), выражающее эмоциональное отношение к предмету синквейна. Синквейн помогает в нескольких словах выразить суть проблемы.

Литература.
А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010
Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2003
В. В. Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007
С. И. Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. 5 класс. М. «Дрофа», 2007
С. И. Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. 6 класс. М. «Дрофа», 2007
С. И. Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. 7 класс. М. «Дрофа», 2007
А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995
Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
М. А. Бондаренко. Содержание и формы организации учебного процесса при освоении учащимися орфоэпических норм. Русский язык в школе, 12/2010
О. В. Прядильникова. Культура речи выпускника профессионального училища. Русский язык, Приложение к газете «Первое сентября», 01/2009
О. В. Прядильникова. Орфоэпический практикум. Русский язык, Приложение к газете «Первое сентября», 01/2009








15