Практическая работа у уроку «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение».

Работа с текстом.
Задание: найдите в тексте ответы на вопросы, занесите их в таблицу.
Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?
Что отражает неразборчивость произношений?

Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»
             В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы обязательно обдумывали, как это сделать.
      Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.
1 вопрос
Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?
1.
2.
3.

2 вопрос
Что отражает неразборчивость произношений?
1.
2.

Рефлексия:
5 правильных ответов
отметка «5»

4 правильных ответа
отметка «4»

3 правильных ответа
отметка «3»

2 правильных ответа
слабо, надо еще поработать

Работа в парах
Задание:  прочитайте выразительно словосочетания,  написанные на карточках (по вариантам), соблюдая  нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. А теперь прочтите эти словосочетания вслух.
 
Карточка №1 Карточка №2
спелые арбУзы без дрожжЕй
два блинА нет киселЯ
вкусные блЮда вкусные тОрты
много груздЕй произносить тОсты,
зажарить гУся без фАрша



Работа в парах
Задание:  прочитайте выразительно словосочетания,  написанные на карточках (по вариантам), соблюдая  нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. А теперь прочтите эти словосочетания вслух.
 
Карточка №1
· Карточка №2
спелые арбУзы без дрожжЕй
два блинА нет киселЯ
вкусные блЮда вкусные тОрты
много груздЕй произносить тОсты,
зажарить гУся без фАрша



Работа в парах
Задание:  прочитайте выразительно словосочетания,  написанные на карточках (по вариантам), соблюдая  нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. А теперь прочтите эти словосочетания вслух.
 
Карточка №1 Карточка №2
спелые арбУзы без дрожжЕй
два блинА нет киселЯ
вкусные блЮда вкусные тОрты
много груздЕй произносить тОсты,
зажарить гУся без фАрша








1 ряд

Агент

черпать

звонит

плясать

столяр

обеспечение

выкрала

алфавит

омоним

прислала


1 ряд

Агент

черпать

звонит

плясать

столяр

обеспечение

выкрала

алфавит

омоним

прислала



1 ряд

Агент

черпать

звонит

плясать

столяр

обеспечение

выкрала

алфавит

омоним

прислала











2 ряд

баловать

диктор

красивее

процент

каталог

диспансер

ломота

израильский

повторить

монолог



2 ряд

баловать

диктор

красивее

процент

каталог

диспансер

ломота

израильский

повторить

монолог



2 ряд

баловать

диктор

красивее

процент

каталог

диспансер

ломота

израильский

повторить

монолог









Проверка усвоения материала.
Тест по теме «Орфоэпия» 1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт;  2) кухОнный;  3) ходатАйство;  4) закУпорить. 2.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс;  2) знамЕние;  3) балОванный;  4) звОнит. 3.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) КвАртал;  2) катАлог;  3) укрАинский;  4) премировАть. 4.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ОблЕгчить;  2) кухОнный;  3) икОнопись;  4) кладовАя.
5.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ХристианИн;  2) апОстроф;  3) генЕзис;  4) танцовщИк. 6.  Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ];  3) рандеву [д’];  4) интервью [т’]. 7.  Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Дезинфекция [дэ]; 2) свитер [т’];  3) кашне [н’]; 
Заголовок 115