Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ачитский филиал ГБОУ Свердловской области
«Красноуфимский аграрный колледж»










ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

для образовательной программы 11800.04
«Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»







п. Ачит, 2013 год





Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»
Организация-разработчик: Ачитский филиал ГБОУ
Свердловской области «Красноуфимский аграрный колледж»
Разработчик Торгашова Вера Игоревна, преподаватель
истории и обществознания
Рекомендован _______________________________________

Заключение № ____от «____»___________________20____г.








1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Область применения программы: Программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям «Мастер по ТО и ремонту МТП».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к учебному циклу «Обществознание».
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Курс является интегративным - он включает в себя сведения из целого ряда общественных наук. Это позволяет учащимся получить основы философских, экономических, социологических, этических, правовых, экологических знаний и соответствующих им умений.
Программа ориентирована на учащихся, имеющих основное базовое образование, и направлена на реализацию следующих целей курса:
-создание условий для социализации личности, формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, его ориентация на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры, содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям национальной культуры;
- формирование у учащихся картины жизни общества и человека в нем, адекватной современному уровню знаний;
- воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
- содействие познанию механизмов развития человека и общества, ценностей современной цивилизации, создание базы для последующего общего и социально-гуманитарного образования;
Данная программа должна обеспечить решение следующих педагогических задач:
- создание благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции;
- обеспечение возможности каждодневной ориентации в потоке разнородной и противоречивой общественно-политической информации;
- создание необходимых предпосылок для будущей деятельности во всех сферах социальной жизни;
В процессе изучения курса "Обществознание" учащимся обеспечивается формирование общеучебных умений:
- выделять главную мысль в тексте, составлять план, тезисы, конспектировать;
- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления сначала с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
- сравнивать несколько социальных объектов или несколько источников;
- делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в т.ч.:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___90__ часов
- самостоятельной работы обучающегося __30____ часов


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов




Мастер по ТО и ремонту МТП

Обязательная учебная нагрузка (всего)


90

В том числе:




Теоретические занятия


78

Контрольные работы


12

Домашняя работа учащихся


25

Итоговая аттестация проводится в форме тестового итогового зачета, собеседования, защиты реферата (по выбору учащегося).






2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения

Человек

12


Человек как биосоциальное существо
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
2
2,3

Бытие человека. Первобытное общество
Эволюция человеческого общества.
2
2,3

Человеческая деятельность и её многообразие
Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
2
2,3

Познание и знание

Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания.
2
2,3

Человек в системе социальных связей
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.
2
2,3

Повторительно-обобщающий урок

2
2,3






Общество

10


Общество как сложная динамичная система
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
2
2,3

Объективные и субъективные факторы развития общества. Общественный прогресс.
Деятельность как способ существования общества Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.
Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
2
2,3

Человечество как социальная общность
Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.
2
2,3

Глобальные проблемы современности
Проблемы общественного развития. Проблемы сохранения окружающей среды. Энергетические проблемы. Проблемы межгосударственных отношений.
2
2,3

Повторительно-обобщающий урок

2
2,3








Духовная жизнь общества

10


Духовная культура. Проблемы духовной культуры на современном этапе.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России.

2
2,3

Наука и её роль в жизни общества
Наука как форма культуры Наука как система знаний и вид духовного производства. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания.
2
2,3

°Образование и самообразование
Образование в системе духовного производства. Цели и Функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование Значение образования для самореализации.
2
2,3

Мораль
Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.
2
2,3

Повторительно-обобщающий урок

2
2,3






Религия

22
2,3

Религия как феномен культуры
Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание Религиозный культ. Религиозные организации Религия и мораль. Религия в современном мире.
2
2,3

Зарождение религиозных верований. Язычество.
- Функции религии в обществе;
- Религиозное сознание;
- Язычество - религия древних цивилизаций;
2
2,3

Мировые религии и их формы.
Мировые религии: Буддизм, христианство, ислам. Их формы.
2
2,3

Христианство
Происхождение религии. Священные книги христиан. Христианские праздники
2
2,3

Ветхий Завет.
Предпосылки формирования христианской религии
2
2,3

Новый Завет
Жизнь и деяния Иисуса Христа
2
2,3

Христианская мораль
Христианские заповеди - как основа христианской морали
2
2,3

Православие
Раскол христианской церкви. Появление православия. Православные обычаи, обряды. православные праздники.
2
2,3

Ислам
Происхождение религии. Мусульманская мораль. Обряды и традиции ислама.
2
2,3

Буддизм и другие религии
Основатели религии. Буддийская мораль.
2
2,3

Повторительно-обобщающий урок

2
2,3






Социальные отношения

12


Социальная структура общества
Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус. Социальные процессы в современной России.
2
2,3

Социальная мобильность
Виды социальной мобильности. Факторы социальной мобильности.
2
2,3

Социальное поведение
Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.
2
2,3

Социальные конфликты
Виды социальных конфликтов. Участники социальных конфликтов. Роль конфликтов в обществе.
2
2,3

Межнациональные отношения
Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика. Национальная политика в Свердловской области.
2
2,3

Семья как социальный институт и малая группа.
Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Демографическая ситуация в Свердловской области и Ачитском районе.

2
2,3






Экономика

14


Типы экономических систем
Экономика в традиционном обществе. Экономика командно-административного государства. Экономика тоталитарного государства.
2
2,3

Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие
Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономические циклы.
2
2,3

Государство и экономика
Экономические функции государства. Инструменты регулирования экономики. Денежно-кредитная политика. Бюджетно-налоговая политика. Нужна ли рынку помощь государства?
2
2,3

Рыночные отношения в экономике
Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России.
2
2,3

Финансы в экономике.
Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия.
2
2,3

Занятость и безработица
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
2
2,3

Человек в системе рыночной экономики
Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя.
2
2,3






Политика

6


Политическая власть. Политические режимы
Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
2
2,3

Политическая система общества
Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.
2
2,3

Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

2
2,3






Повторение

4
2,3

Итого

90



Условия реализации программы по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы по обществознанию требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: Столы для учащихся – 15 шт, стулья – 30 шт., рабочее место учителя, классная доска.

Технические средства обучения: Кинопроектор с набором учебных кинофильмов, Компьютер, мультимедиапроектор, телевизор-видеодвойка с комплектом учебных видеофильмов.

Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
Обществознание под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева. Учебное пособие для 10, 11 класса. Изд. «Просвещение» М. 2008
Дополнительные источники:
- Справочная литература: словари, энциклопедии.
- Интернет.
- Телевизионные программы.




Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Уметь соотносить деятельность человека и последствия
Тестовый контроль, тематические блок-вопросы

Иметь представление о геополитическом положении цивилизаций, государств;
Тематические блок-вопросы, творческие работы.

Уметь производить описание событий, явлений;
Творческие работы, рефераты, устное изложение точек зрения по ключевым вопросам курса.

Уметь выявлять причинно-следственные связи, взаимосвязанность событий;
Изложение точек зрения по ключевым вопросам, творческие работы, тестовый контроль.

Уметь раскрывать тенденции, динамику процессов и явлений, происходящих в обществе;
Изложение точек зрения по ключевым вопросам, творческие работы, тестовый контроль.

Уметь сравнивать и объяснять события и явления;
Тематические блок-вопросы, тестовые задания, контрольные работы разной степени сложности.

Уметь определять сущности, принадлежности, типологии событий и явлений;
Изложение точек зрения по ключевым вопросам, творческие работы, тестовый контроль.

Уметь оценивать деятельность людей и её последствия для окружающего мира..
Изложение точек зрения по ключевым вопросам, творческие работы, тестовый контроль.

Уметь соотносить факты и процессы явлений;
Изложение точек зрения по ключевым вопросам, творческие работы, тестовый контроль.

Знать термины и понятия ;
Тестовый контроль

Знать факты, имена, события, названия;
Тестовый контроль

Знать процессы, происходящие в с регионе, в стране, в мире.
Творческие работы различной степени сложности;
Изложение точек зрения, мнений и оценки по ключевым вопросам курса;
Контрольные работы разного уровня сложности.





«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Ачитского филиала
_____________________А.В.Куимов

«____»__________________20____г.



15