Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
среднего профессионального образования

Организация-разработчик: Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
Разработчик: Мансурова С.А., педагог-психолог, преподаватель психологии
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
© СНТ – филиал ГОУ ВПО «ЮГУ»
© Мансурова С.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ учебной дисциплины
стр.
4
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание учебной дисциплины 7
3. условия реализации учебной дисциплины
11
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины
социальная психология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовке работников нефтяной и газовой промышленности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ при наличии основного общего, среднего (полного общего образования, профессионального образования).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;
анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;
осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;
формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;
применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;
осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;
Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: практические занятия 16
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: Реферат
Творческая работа
Проектная деятельность
Подготовка к семинарскому занятию 2
4
6
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Социальная психология
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 4
Введение 1
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии Тема 1.1. Объект, предмет и задачи социальной психологии Содержание учебного материала 2 1. Определение социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. 2. Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией и психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками. 3. Основные предметные зоны социальной психологии, методология, задачи и объект исследования. Основные направления и отрасли социальной психологии. Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии». 2 3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа. 2 3
Раздел 2. Социальная психология личности Тема 2.1. Проблема личности в социальной психологии Содержание учебного материала 2 1
1. Индивид, человек, личность. Проблема биологического и социального. Определение личности. Феноменология, структура и динамика личности. 2. Структура личности С.Л. Рубинштейн. Структура личности З.Фрейда. 3. Введение понятий направленность, мотивация, потребность. Практические занятия
«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус» 2 2
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа. 2 3
Тема 2.2 Личность в группе Содержание учебного материала
2 1
1. Социальная установка. Явление конформизма в группе. 2. Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». 3. Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации. Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Личность в группе». 2 3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа. 2 3
Раздел 3. Социальная психология общения и взаимодействия людей. Тема 3.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. Содержание учебного материала
2 1
1. Определение понятия общения. Основные классификации общения по степени взаимодействия. 2. Определение межличностного общения. Типы межличностного общения. 3
3. Прагматическая и формирующая функция общения. Коммуникативная сторона общения. Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения». 2 Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа. 2 3
1
Тема 3.2. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. Содержание учебного материала 2
1. Общение как обмен информацией. 2.
3. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения.
Интерактивная сторона общения 4. Общение как организация взаимодействия между обучающимися индивидами. 5. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. 6. Перцептивная сторона общения. 7. Общение как восприятие друг друга партнерами по общению. 8. Средства общения: вербальные и невербальные. 9. Невербальное поведение человека и невербальные средства общения Практические занятия.
Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров. Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения. 2
2 2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа. Раздел 4. Психология социальных сообществ. 1
Тема 4.1. Психология малых групп. Феноменология малых групп. Содержание учебного материала 2 1. Определение малой группы. 2. Возникновение и развитие группы. 3. Принципы классификации и виды групп. 4. Общие проблемы малой группы в социальной психологии. 5. Динамические процессы в малой группе. 6. Феномен группового давления. 7. Явление конформизма в группе. 8. Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы. 9. Группа как социально-психологический феномен. 10. Роль социальной группы в воздействии общества на личность. 11. Психологические характеристики группы, групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. 12. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп». 2 3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа.
4 3
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии Тема 5.1. Социальная психология конфликта Содержание учебного материала 2 1
1. Функция и динамика конфликта. Основные элементы структуры конфликта: стороны конфликта, предмет, условия протекания, образы конфликтной ситуации, мотивы участников, их действия, исход конфликтной ситуации. 2. Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта. 3. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации. Практические занятия.
Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.
2 2
1
Тема 5.2. Социальная психология агрессии Содержание учебного материала 2 1. Понятие агрессии, агрессивного поведения. Явление агрессии как приобретенного социального навыка. Техники снятия напряжения и агрессии. 2. Агрессивное поведение как способ привлечения внимания окружающих. Методики измерения уровня агрессивности. Практические занятия.
Семинарское занятие по теме «Социальная психология агрессии». 2 3
Самостоятельная работа обучающихся.
Написание рефератов. Творческая работа. 2 3
Итого: 48 3. условия реализации учебной дисциплины
3.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Социальной психологии».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Социальной психологии»:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- дидактический и раздаточный материал;
- комплект бланков психологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия (плакаты).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Литература:
Аминов Н.А. Психологическая культура современного специалиста. Новосибирск,2009.
Борисова О.М. Индивидуальность и профессия.- Москва, 2007
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М.: Инфра-М, 2010.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1 – Москва, 2006.
Кон И.С. Социология личности. – М.: Высш. шк., 2008.
Киршева Н.В. Психология личности. – М.: Высш. шк., 2009.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д., 2009.
2.Справочники:
Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога – Л.: Лениздат, 2002.
Прихожан А. Психологический справочник. – М., 2004.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Высш. школа, 2000.
Найк Анита Практическая психология. – М., 2007.
Леви В. Искусство быть собой. – М., 2001.
Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 2004.
Отечественные журналы:
«Мир психологии»
«Психология в образовании»
«Психологический вестник»
Интернет-ресурсы:
1.http://www.altshuller.ru/
2.http://lib.ru/3.http://azps.ru/4. http://www.psylist.net/Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Должен уметь:
характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;
анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую феноменологию на макро- и микро- уровне;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;
осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;
формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;
применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;
осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Должен знать:
Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;
Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;
Фронтальный опрос, дифференцированные задания
Семинарское занятие на тему:
Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.
Практическая работа:
Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения
Текущий контроль, оценочный
Бинарная лекция:
«Теоретико-методологические основы социальной психологии»
Практическое занятие:
Социально-психологические механизмы социализации.
Написание творческих работ по индивидуальным темам
Семинарское занятие на тему: «Социальная психология общения»
Социально-психологический тренинг
Написание рефератов по психологии профессиональной деятельности
Дифференцированные задания
Практическая работа: Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.
Написание творческих рефератов
Практическое занятие:
Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.
Самостоятельная работа: проектирование профессионального жизненного пути студента
Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».
Практические занятия:
Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров.
Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».
Практические занятия
«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»