Конспект урока по литературному чтению Буква Б,б. Чтение слов и предложений с изученными буквами. (1 класс)


Литературное чтение, 1 класс
Тема: Буква Б,б. Чтение слов и предложений с изученными буквами.
 Цель: продолжить работу над формированием навыка чтения.
Учебные задачи:
- формировать умение «видеть» букву;- продолжить работу над формированием правильного чтения;- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции;- формировать понятия о взаимопомощи и сотрудничестве;- учить работать в группах, сообща.
Учебные умения:
- видеть орфограммы в словах;- правильно, грамотно формулировать предложения;- различать понятия «звук», «буква»;- анализировать произведение.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к чтению, к книге;- формировать познавательный интерес;- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.
Формы работы
Фронтальная.
Коллективная.
Индивидуальная.
Групповая.
Форма урока: классно-урочная.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: «Азбука» В.Г.Горецкий, картинки лесных зверей и птиц, задания для групп, правила работы в группе, документ-камера.
Ход урока
I. Организационный момент
Где дружба прочна – там хорошо идут дела.Объясните смысл пословицы.
Цель: Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную исследовательскую деятельность.
- Сегодня на уроке обучения грамоте вы будете работать в исследовательских группах. Думаю, этот урок принесет всем нам радость познания и общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу и вспомним правила совместной работы:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
 Успешного вам сотрудничества!
II. Актуализация опорных знаний
Цель: Обеспечить в начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Совместно с учащимися сформулировать тему урока.
Игра «Найди лишнюю букву»
А,О,У,Б,И,ы.
- Почему буква Б лишняя?
-  Какие звуки обозначает буква б? Дайте характеристику звукам и оденьте «Звуковичка».
К доске с помощью магнитов прикреплена модель «Звуковичка»:

А сейчас произнесите шепотом своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии которых есть новые звуки.
Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.
III. Формулирование темы и задач урока
-  Посмотрите на модель «Звуковичка» и помогите сформулировать тему урока.
-  Мы продолжим знакомство с буквой б и звуками, которые она обозначает.
- Какую цель перед собой поставим?
(Учиться читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой)
IV. Изучение и первичное закрепление новых знаний
а) Работа со слоговой таблицей

- Мальчики «едут на лифте вниз» и собирают слоги, меняя громкость от шепота до крика.
- Девочки «едут вверх», окрашивая чтение интонацией удивления.
б) Работа в группах
Цель: Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).
-  Вы помните, что знаний у каждого становится больше, если ими поделиться. Лучше всего это делать в групповой работе.
Деление детей на группы.
Загадка для группы №1:
Сядет, хвостик распушит,Быстро шишку шелушит,Спрыгнет вниз, сорвет грибок –Заготавливает впрок. (Белка)
Задание:
1.Отгадайте загадку.
2. Раздели слово на слоги. Поставь ударение.
3.Произнеси слово, выделяя первый звук.
4.Дай характеристику первому звуку.
5. Составьте несколько предложений с отгадкой.
Дополнение. Чтение на карточке.
Белка – небольшой рыжий зверёк с длинным, пышным хвостом. Белки устраивают гнёзда в дуплах деревьев. Питаются они ягодами, грибами, семенами. На зиму делают припасы.
Загадка для группы №2:
 Меж берёзок и осинок
Кружево из паутинок
Кто плетёт его без рук?
Это кружево….(паук)
Задание:
1.Отгадайте загадку.
2. Раздели слово на слоги. Поставь ударение.
3.Произнеси слово, выделяя первый звук.
4.Дай характеристику первому звуку.
5. Составьте несколько предложений с отгадкой.
Дополнение. Сообщение.
Пауки – хищные насекомые. Питаются они другими насекомыми. Пауки строят сложные ловчие сети – паутину. Многие пауки ядовиты.
Загадка для группы №3:
Рыжая плутовкаСпряталась под ёлкой.Зайца ждёт хитрюга та.Как зовут её?..
Задание:
1.Отгадайте загадку.
2. Раздели слово на слоги. Поставь ударение.
3.Произнеси слово, выделяя третий звук.
4.Дай характеристику третьему звуку.
5. Составьте несколько предложений с отгадкой.
Дополнение. Чтение на карточке
Лиса – хищный зверёк. Ведёт ночную жизнь. Питается лисы мышами, зайцами и даже ягодами. У лисиц очень хороший слух.
Загадка для группы №4.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы.
Уши больше головы.
Задание:
1.Отгадайте загадку.
2. Раздели слово на слоги. Поставь ударение.
3.Произнеси слово, выделяя третий звук.
4.Дай характеристику третьему звуку.
5. Составьте несколько предложений с отгадкой.
Дополнение: наизусть
На снегу следы остались,Но внезапно оборвались.Может птица тут сиделаИ куда-то улетела?Это заяц прыгнул ловко,У него на то сноровка,Перепутал все следы,Чтобы не было беды,И сидит в лесу густомВ ямке под большим кустом.Белый снег и белый мехПрячут зайца лучше всех.
Задание для группы №5
Водяные мастераСтроят дом без топора,Дом из хвороста и тиныИ плотину. (Бобр)
Задание:
1.Отгадайте загадку.
2. Раздели слово на слоги. Поставь ударение.
3.Произнеси слово, выделяя первый звук.
4.Дай характеристику первому звуку.
Изображения паука, белки, бобра, зайца, лисы (документ-камера)
- Кто лишний?
- Что объединяет всех животных?
- А вы хотите побывать в лесной школе?
Сейчас, малыши, вы должны отгадать одну загадку,— Лисица внимательно посмотрела на своих учеников: — «Не рыба, а плавает. Не дровосек, а деревья валит. Не плотник, а дом строит». Про кого эта загадка?— Это, наверное, про Ужа,— стал рассуждать Ежик.— Он не рыба, но я видел, как он плыл.— Но Уж не может валить деревья и строить дом,— возразил Медвежонок.— Прошлым летом Кабан подкопал одно дерево, и оно упало,— неуверенно сказал Волчонок.— Может, это про него загадка?— Про нас эта загадка! — догадался Бобренок.— Мы и плаваем, и деревья валим, и дома себе строим.— Правильно, Бобренок,— учительница подошла к малышу.— Я загадала загадку про Бобра. А загадала ее потому, что сегодня на уроке мы будем знакомиться с бобрами.
Работа с Азбукой, с.99.
- Что нового узнали о бобрах?
- 2013 год официально объявлен годом охраны окружающей среды. Находясь в лесу, не разоряйте птичьи гнёзда, не рвите цветы, не уносите домой животных.
- Соотнесите названия животных со схемами.
- Назовите в слове заяц первый звук, в слове – лиса - третий. З – С.
Какие это звуки? (парные).
Назовите в словах бобр, паук парные звуки.
О парных звуках будем говорить на следующем уроке.
Y. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
Я прошу похлопать в ладоши  тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.… был очень внимателен.… испытывал затруднения.