Конспект открытого урока по литературному чтению на тему Загадки. Чтение слов и предложений с изученными буквами


РАЗРАБОТКА УРОКА
учителя начальных классов МБУ «Школа №88» г. о. Тольятти Мухамедзяновой Валентины Ивановны.
Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)
Класс: 1 «Е»
Тема урока: Загадки. Чтение слов и предложений с изученными буквами.Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями загадки;
формировать умение создавать литературные загадки (на основе алгоритма),
используя приёмы технологии ТРИЗ;
формировать умение читать слова и предложения с изученными буквами;
формировать навык правильного и выразительного чтения;
Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
Воспитательные:воспитыватьумениесотрудничать,устанавливать
контакты со сверстниками и учителем, работать в группе;
прививатьнавыкиколлективнойработы,внимательности,аккуратности,
терпеливости.
Тип урока:объяснение нового материала
Оборудование:1. Учебник «Азбука». Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Иллюстрации с изображением времён года к словам-отгадкам (зима, лето, весна, осень).
Демонстрационные таблицы для составления загадок с иллюстрациями предметов, словами- связками.
Раздаточные карточки с алгоритмом работы
5.Таблицы для сочинения загадок в группах.
Современные образовательные технологии, использованные на уроке:
1.Технология развивающего обучения по системе Л.В.Занкова
2.Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного
3.Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
4.Технология групповой работы
5.Технология проблемного обучения.
2
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
Дыхательная гимнастика.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи!
Каждой минутой в труде дорожи!
Давайте настроимся на хорошую работу. Сделаем глубокий вдох.
Дыхательная гимнастика.
Ребята, закройте глазки… Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Еще раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.
II. Актуализация знаний, умений, навыков. Проблемная ситуация.
Перед вами 3 текста. Прочитайте их вполголоса. (Жужжащее чтение)
1.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
У Димы 5 марок, а у Светы на 2 марки меньше. Сколько марок у Светы?
3. Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки.
Чтение хором: 1 текст-1 ряд, 2 текст- 2 ряд, 3 текст-3 ряд.
Как вы думаете, какой из них «лишний» и почему?
Лишний- 2 текст, т.к. это- задача (в ней есть условие и вопрос, её можно решить), а 1 и 3- загадки (их нужно отгадывать).
Давайте их прочитаем выразительно и отгадаем. Выразительное чтение некоторыми учениками.
3
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сегодняшний урок будет посвящён загадкам. Мы узнаем, что такое загадки, будем учиться читать их правильно и выразительно, отгадывать, научимся сами сочинять загадки.
2. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра .
Смена динамических поз.
2011680186055
3. Словарно-лексическая работа
А что же такое загадка? (Выслушиваются ответы детей)
Из «Большого толкового словаря современного русского языка»
Д.Н.Ушакова мы узнаем, что
загадка - такое выражение, в котором один предмет изображается через признаки другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава.
Чтение и отгадывание загадок. Работа с учебником. Азбука с.90
-Для чего загадывают загадки? (Чтобы их отгадывать) Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Вот мы с вами и будем отгадывать загадки, которые нам загадала Азбука.
для того, чтобы их отгадать, надо правильно, внимательно и выразительно их прочитать.
За 2 минуты вам нужно научиться читать эти загадки без ошибок, соблюдая нужную интонацию.
-На что надо обращать внимание? (На знаки препинания)
Жужжащее чтение (2 минуты). Используются песочные часы.
4
166370179070
Чтение вслух. Отгадывание загадок.
-Какие ключевые слова помогли вам отгадать загадку?
Подчёркивание ключевых слов. Вывешивание на доске иллюстраций и отгадок.
Как можно назвать все эти слова-отгадки вместе? (Времена года)
Итак, как вы поняли, что же такое загадка?
5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии Базарного.
Пальчиковая гимнастика.
“Угощение гномов” (Сжать кулачки на обеих руках)
Стали гномы гостей приглашать. (Отогнуть по очереди пальчики) Стали гномы гостей угощать. (Надавить последовательно на подушечку каждого пальца указательным пальцем другой руки)
Каждому гостю досталось варенье. (Так же последовательно провести указательным пальцем по каждому пальчику от основания до самого кончика)
Пальчики склеило то угощенье. (Тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев)
Плотно прижалась ладошка к ладошке. (Прижать ладонь к ладони) Гости не могут взять даже ложки!
Слово учителя. Проблемная ситуация. Запись отгадок в схемы учебника.
Ребята, мы с вами отгадали загадки «Азбуки». А теперь нам надо записать наши отгадки в схемы в учебнике.
-На что будем ориентироваться? (На количество букв в слове и квадратов в схеме).
5
-Но для слова ЗИМА, в котором 4 буквы, я нашла 2 схемы из 4 квадратов. Как быть? Где искать подсказку? (Волшебный цветок)
166370414655
Прочитайте названия зимних месяцев (голубые лепестки). Запишите отгадку (с комментированием). Обозначьте буквы, обозначающие гласные звуки. Прочитайте названия весенних месяцев (жёлтые лепестки). Запишите отгадку (с комментированием). Обозначьте буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.
Прочитайте названия летних месяцев (зелёные лепестки). Запишите отгадку (с комментированием). Обозначьте буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Прочитайте названия осенних месяцев (оранжевые лепестки). Запишите отгадку(с комментированием). Обозначьте буквы, которые не обозначают звуков.
Сколько же всего в году месяцев? (12)
каждого месяца кроме имени-названия есть свой порядковый номер. Начинается год с января. Это 1 месяц. Посмотрите на середину волшебного цветка.
- Назовите 2 месяц года, 6 месяц и т. д.
- А могут ли месяцы в году поменяться местами? (Нет)
А в какой сказке произошла такая история? (Двенадцать месяцев С.Я. Маршака)
Но в действительности все месяцы сменяются в строгом порядке.
7. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
Динамические упражнения с использованием загадок и детских стишков.
буду загадывать вам загадки, а вы изобразите отгадку движениями, не называя её.
6
Зимой беленький,
Летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.

(Заяц)

Прыгаем, как зайки.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Ходим, как мишки косолапые.
весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Очень быстро я летаю,
Под карнизом обитаю. (Птица) Машем руками, как птицы крыльями.
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идёт:
«Где здесь пчёлы, где здесь мёд?»
по небу ходят тучи, Вот пробился солнца лучик.
вокруг запели птицы! Ну а нам пора учится.
Смена динамических поз.
8.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (алгоритмов). Обучение использованию алгоритма для сочинения загадок по действиям (технология ТРИЗ).
Загадок на свете очень много. А кто же их придумал? (Люди).
Хотите ли вы научиться их придумывать?
Как вы думаете, трудно придумывать загадки? Кто считает, что это легко? А кто считает, что это трудно?
Сегодня мы научимся вас одному приёму придумывания загадок. На доске – таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:
На что похоже? Что можно делать?
5591175-8890




7
Последовательность работы:
Выбираем объект (записывается на верхней строчке). Например, расчёска.
Заполняем левую часть таблицы, ответив на вопрос: «На что похож объект?» (всего 3-4 сравнения). Например, расческа похожа на забор, на пилу, на траву…
Заполняем правую часть таблицы, ответив на вопрос: «Чем
отличается?». Например: Чем забор отличается от а расчёски? (через забор можно перелезть). Чем пила отличается от расчёски? (Пилой можно пилить). Чем трава отличается от расчёски? (Трава растёт)
Вставляем слова-связки «как…», «…но не…».
Расчёска На что похоже? Что можно делать? Как ,но не перелезть пилит растёт 1342390-2096135
Прочитаем созданную нами загадку. Например: «Что это?
Как забор, но не перелезть.
Как пила, но не пилит.
как трава, но не растёт.»
На доске – таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:
Что делает? Кто (что) делает так же?
Последовательность работы:
Выбираем объект. (Самолёт)
Придумываем, какие действия он выполняет. (Летает, гудит, оставляет след)
8
Придумываем, какие ещё объекты выполняют такие же действия. (Муха, пылесос, мел)
Вставляем слова-связки «..но не…» и читаем загадку.
673735210185
Самолёт
Что делает? Кто (что) делает так же?
летает гудит
,но не
оставляет след
Летает, но не муха.
Гудит, но не пылесос.
Оставляет след, но не мел.
9. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
Упражнения на массажных ковриках и с использованием тренажёра для
профилактики плоскостопия.
Смена динамических поз.
IV. Закрепление знаний, умений. Применение теоретических положений
условиях выполнения упражнений и решения задач. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
1. Чтение и отгадывание загадок на с. 15 пособия «Я читаю!».
А вот эти загадки сочинили ребята - ваши сверстники из города Твери. Чтение по цепочке и отгадывание загадок.
Вы согласны, что это загадки? Докажите своё мнение.
2.Творческая работа в группах. Сочинение загадок
(технология ТРИЗ.)
Народная мудрость гласит: Одна голова – хорошо, а две – лучше.
Как вы понимаете это?
А я сегодня предлагаю вам поработать сразу четырьмя головами.
9
Для этого мы объединимся в группы, каждая группа выберет капитана - руководителя. Для того, чтобы команда легко справилась с заданием, все участники должны подчиняться правилам работы в группе:
-Любое мнение достойно уважения. Нужно выслушать всех и найти общий ответ на вопрос.
Если нужна помощь учителя, сигнальте карточкой.
Если задание выполнено, займите свои места.
Выполнение заданий в группах.
Чтение и отгадывание загадок, придуманных детьми.
Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.
Ребята, вспомните, пожалуйста, что мы должны были узнать и чему научиться сегодня на уроке?
Поднимите руки, кто знает, как сочинять загадки и сам сможет это сделать?
Тогда дома научите ваших родственников и знакомых этому.
А я сейчас попрошу вас закончить следующие фразы:
2118360249555
Сегодня на уроке:
узнал…
научился… мне было трудно… мне понравилось…
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали! Погладьте себя по головке.
Спасибо вам за урок.