урок литературного чтения Девочка с камнем Р Фраерман (4 класс ) УМК Гармония


Конкурс профессионального мастерства
учителей начальных классов «Мой лучший урок»
Учебный предмет: Литературное чтение.
УМК: Гармония
Тема урока: Р.Фраерман Девочка с камнем (4 класс)
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ Семьянская СОШ
Забебенина Наталья Владимировна,
I квалификационная категория, стаж 29 лет

с.Семьяны2014-2015 уч.гТема урока: Р.Фраерман Девочка с камнем
Цель урока: узнать качества целеустремленного человека на примере произведения «Девочка с камнем»
Предметные знания.
- Формировать навык чтения.
- Совершенствовать поисковый способ чтения.
- Характеризовать персонаж.
- Выявлять отношение автора к персонажу.
- Выявлять причинно-следственные связи.
- Выявлять выразительные языковые средства и определять их роль в тексте.
- Обосновывать свои суждения ссылками на текст.
Формируемые УУД.
- Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)
– Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)
–Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
– Анализировать произведение для определения отношения автора к персонажу. (П-2.)
– Анализировать содержание произведения с целью характеристики персонажа. (П-2.)
– Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.)
– Анализировать языковые образные средства произведения. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
- Аргументировать высказывания. (К.)
Ожидаемые результаты: предметные: - определить качества целеустремленного человека
- совершенствовать поисковый способ чтения
Личностные: - осознавать значимость чтения
- проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное
Метапредметные: регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций):
- осуществлять процессы анализа, синтеза, обобщения, строить рассуждения, приводить примеры;
коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества):
- работать в группах
Организация пространства: методы: частично-поисковые, проблемные.
формы работы: групповая, фронтальная беседа, обсуждение проблемных вопросов.
Ресурсы: карточки для групповой работы, словарь Ожегова, мультимедийный проектор с презентацией к уроку
Урок построен на основе технологии развития критического мышления.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей Формируемые УУД, теоретическое обоснование
1. Организационный момент Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. -Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения. Слушают учителя, настраиваются на урок 2. Стадия вызова
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Ребята, как называется раздел,который мы изучаем на протяжении нескольких уроков ? - К какому литературному жанру относятся прочитанные произведения? - Что такое рассказ? Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения и способствует развитию нравственных качеств. - Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют задумываться. - Посмотрите, из какого рассказа эти герои? Слайд 1 « Узнай героя » - О каких качествах человека мы узнали из этого рассказа? - Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? - Сегодня мы узнаем еще новые качества человека. Зачеркните все буквы А и Б, а из остальных составьте слово.(Приложение 4)
Слайд 2 Отвечают на вопросы учителя. - Оглянись вокруг.
-Это рассказы.
-Небольшое произведение, описывающее какое-то событие, случай. Герои – реальные люди.
Отвечают на вопросы учителя.Высказывают свое мнение.
(забота, ласка, внимание, доброта, отзывчивость, милосердие и т.д.)
-Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.
Выполняют задания по карточкам и составляют полученное слово (целеустремленность) Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения)
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) (нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм на основе игры «Узнай героя»)
Побуждает к высказыванию своего мнения. Дает задание на поиск информации в различных источниках. Организует работу в группах. - А как вы думаете, что такое целеустремлённость? - А, где можно узнать точное значение этого слова? Давайте поработаем в группах. 1 гр – работает со словарем Ожегова 2 гр. – интернет 3 гр – подумайте сами, что, обозначает это слово, наблюдая за его строением. Можете спросить и у взрослых. Слайд 3 (Ожегов: целеустремленный – имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.) - Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? Работая на уроке, мы проверим - верны ли наши предположения по выделению качеств целеустремленного человека. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы. Составляет кластер на доске.
(Приложение 5)
Целеустремленность
Отвечают на вопросы учителя.Высказывают свое мнение.
-словаре, интернете, спросить у взрослых
Работают в группах со словарем, ищут информацию в интернете, думают над строением слова.
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. упорство, доброта, жизнерадостность, смелость, ненависть, решительность, честность, трудолюбие, корысть, настойчивость, лживость, старательность Ориентироваться в тексте (П-1) (поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска с помощью компьютера, при работе со словарем)
Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения, групповая работа )Подводит обучающихся к постановке цели урока. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке, какова цель нашего урока? Формулируют цель урока - Узнаем, какого человека можно назвать целеустремленным. Побуждает к чтению текста -  Для того, чтобы вы смогли для себя выделить качества целеустремлённого человека, прочитаем рассказ Р. Фраерман «Девочка с камнем». Обеспечивает мотивацию на чтение текста, организует погружение в проблему, учитывая цель урока. - Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? - А, вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его. Отвечают на вопросы учителя.Высказывают свое мнение.
Вступать в общение, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания с помощью вопросно-ответного общения)
Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.) (построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез, о чем хотел сказать автор)
3.Стадия осмысления Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание читаемого текста. Чтение вслух, по цепочке, используя пометы. Читают текст, используя пометы Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (целеполагание -соотнесение того, что известно, и что неизвестно, используя чтение с пометами)
Организует беседу, связывая чтение текста с целями урока. Организует коллективный анализ произведения. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Побуждает к анализу текста. - Понравилось ли произведение? - Какие моменты были не понятны ? - Кто привлёк ваше внимание? - Итак, Аня Мамедова привлекла ваше внимание. Давайте попробуем дать характеристику этой девочки, поработав в группах. - Не забываем о правилах работы в группах. (Приложение 3) Организует работу в группах, дает карточки с описанием девочки, обеспечивает контроль за выполнением задания. У нас 3 группы. Перед вами заготовка кластера, с которым вы будете работать. Начнем работать с первой частью кластера. Описание девочки. (Приложение1)
Аня Мамедова
Проверяем, что у нас получилось. - Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»?  - С какой целью тогда автор использует данный художественный приём?  Анализируют прочитанное, высказывают собственное мнение
- Да.
- Аня Мамедова
Работают в группах. Работают с текстом, извлекая нужную информацию, выбирают карточки с нужным описанием девочки и составляют кластер. (маленькая, 8 лет, очень маленькая, казахская девочка, с черными глазами, с черными косичками,звонкий голосок) - Очень маленькая , но ответственная, качества характера не зависят от внешнего вида Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (планирование –составление плана действий )
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) (строят понятные для собеседника высказывания, полнота и точность выражения своих мыслей)
Организует поисковый способ чтения, включаетобучающихся в обсуждение проблемныхвопросов. - Что вы ещё узнали об Ане?  - А почему?
- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? 
- Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. 
- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком?
- Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? - Какую? 
- «Чтобы осуществить свою цель, нужны дела, а не мечты». - Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? Каким образом?  Продолжает самостоятельную практическую работу по составлению кластера. - Посмотрите, на 2-ю часть кластера и запишите, как девочка относилась к учебе. (Приложение - 1)
- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? 
Запишите в 3-ю часть кластера. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают собственное мнение и аргументируют его, подтверждая ответ словами из текста. - Ей трудно было учиться, так как она плохо говорила по-русски. - Ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.
-Она поставила перед собой цель. - Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.
-Да.Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Дети работают самостоятельно. Фиксируют в кластере выделенные отношения (Раньше всех приходила. Приходила в любую погоду.)
Настойчивость, упорство. Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.) ( построение логической цепи рассуждений при работе с кластером, выполнение анализа, характеризуя героя произведения)
Организует в группах самостоятельную работу с текстом и дает задание на выявление причинно-следственной связи в языковых средствах произведения и качествах характера девочки. Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Контролирует работу с кластером. - Какими еще качествами обладала Аня? 1-я гр. Перечитайте описание бури и ответьте на вопросы. (карточка) - Зачем автор в тексте вводит описание бури? - О каких качествах характера девочки здесь говорится? Запишем эти качества в кластер.
2-я гр. Перечитайте описание дуба и ответьте на вопросы. - С кем можно сравнить описание дуба?- Кого же олицетворяет дуб? 
3-я гр Рассматривание иллюстраций
Слайд 4
- Что общего между Аней и образом дуба? 
А чем девочка привлекла внимание дуба?
(Приложение 2) Работают с текстом и отвечают на вопросы причинно-следственного характера. Продолжают работу с кластером.
- При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки. - Смелость, решительность. Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу
- Аню Мамедова – целеустремлённого человека.
Работают с информацией, представленной в форме рисунка. - Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.
«Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.» Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К) (сотрудничество в поиске информации, контроль и оценка действий партнера при работе в группах)
Анализировать языковые образные средства произведения. (П-2.) (выполнение анализа, характеризуя героя произведения, выявляя подтекст и идею произведения при работе с текстом, сравнение описания бури и качеств характера девочки, образа дуба и Ани)
4.Стадия рефлексии
Подводит обучающихся к выводу и включаетв беседу, связывая результаты урока с его целями. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении текста. 
-Можно ли, Аню Мамедовуназвать целеустремлённым человеком. Почему?  - Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?  - Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами? - Так что же такое целеустремленность? - Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости, упорства, решительности, настойчивости и многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению. Обеспечивает мотивацию на чтение. - А правы ли вы были, когда предположили о чем этот рассказ? Участвуют в обсуждении вопросов и делают вывод.
- Умела ставить цель и стремилась к её достижению. -Настойчивость, упорство, решительность, смелость
Анализируют кластер и называют качества целеустремленного человека.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. - Чтобы знать, нужно прочитать Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р) (коррекция – внесение дополнений и корректив при работе с кластером, самоконтроль – сличение способа действия и его эталона с целью обнаружения отклонений при работе с 3 частью кластера )Формировать нравственно-этические ориентиры (Л) (установление значения результатов деятельности для удовлетворения своих мотивов - определение того, какое значение имеет для меня чтение)
Подводит обучающихся к выводу урока, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, предлагает домашнее задание на выбор. - Достигли ли мы цели, поставленной на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям. - А ,вы можете сказать про себя «Я целеустремленный»? - А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? - Что же видно, что на уроке каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель – выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу. Делают вывод по уроку, осуществляют самооценку целеустремленный ли я и выбирают домашнее задание. Формировать нравственно-этические ориентиры (Л) (самопознание и самоопределение - умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами в практической деятельности «Целеустремленный ли я?»)
Анализировать произведение для определения отношения автора к персонажу (П-2.) (структурирование знаний - соотнесение знаний и незнаний, делая вывод по уроку)
Слайд 5.
перечитать произведение (с. 43 – 46),
1) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста2) письменно составить словесный портрет целеустремлённого человека3) рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?» Развивать волевую саморегуляцию (Р) (способность к волевому усилию, к преодолению препятствий при выборе домашнего задания)