Технологическая карта организованной учебной деятельности на основании познавательно — исследовательской деятельности Ветер, ветерок, ветрище.


Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
на основании познавательно - исследовательской деятельности
25.01.2017 г.
Топ (группа): средняя «Б»
Тәрбиеші (воспитатель):Зубенко И. Н.
Білім беру бөлімі (образовательная область): «Познание», «Коммуникация» -
Естествознание, развитие речи
Тақырыбы (тема): «Ветер, ветерок, ветрище».
Мақсаты (цель): дать представления о свойствах ветра.
Міндеттер (задачи): закрепить знания детей о природном явлении ветре, о его особенностях и значении для жизни человека и окружающего мира;
учить делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами в процессе экспериментальной деятельности; побуждать активно использовать слова, характеризующие ветер.
Развивать любознательность детей, интерес к опытам.
Воспитывать интерес к неживой природе.
Технологии, применяемые с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников и сохранения и развития здоровья: ИКТ, технология сохранения и стимулирования здоровья (физминутки), технология полилингвального обучения, технология исследования, технология В. Воскобовича.
Құралдар (оборудование): вертушки, веера, лодочки из бумаги, кусочки ваты, пакеты, камешки (по количеству детей); мультимедиа экран, вентилятор, фен, шкатулка, снежинки (3 шт.), атрибуты к сказке – шумелке «Ветерок - ветрище», кусочки бумаги, апельсин, миски с водой красного, черного, желтого цвета, картинки ветра для рефлексии, презентации «Фото ветра», «Добрый и злой ветер».Жұмысқа дайындық (предварительная работа): наблюдение за ветром, снегопадом на прогулке; игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями; разучивание стихотворения Г. Лагздынь «Ветерок»; экспериментальная деятельность с ветром, исследовательская деятельность просмотр детских познавательных передач о ветре, сотрудничество с родителями по поиску и изучению сведений о ветре.
Сөздік қоры (словарная работа): прозрачный, невидимый, опыты, штиль, бриз, шторм.
Полилингвалдiк компонентi (полилингвальный компонент): Сәлеметсiз бе – здравствуйте – good morning, сау болы ыз - до свидания - goodbye , жел – ветер - wind , жел согып тур - ветер дует – the wind is blowing.
Іс -әрекет кезеңдері
Этапы
деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті
Управленческие действия педагога Балалардың іс-әрекеті
Деятельность детей
l этап
Мотивациялық-қозғаушы
Мотивационно-
побудительный
Приветствует
Проходите, ребятишки,И девчонки, и мальчишки!Прошу в круг всех встать, За руки друг друга взять.Друг на друга посмотритеИ улыбки подарите!- Я пришла к вам не одна – Гостей в группу привела!
Организует:
- Поздоровайтесь, ребята.
Сообщает, что гости принесли сюрприз
Показывает детям принесённый подарок
Заинтересовывает детей
Предлагает посмотреть, что это
и потом открыть
Достает из шкатулки
снежинки с загадками, предлагает отгадать их.

Сообщает тему занятия. Слушают стихотворение воспитателя, выполняют движения, согласно словам воспитателя.
Здороваются с гостями на трех языках: русском, казахском и английском.
Заинтересовываются, узнают, что это шкатулка.
Дети рассматривают её
Соглашаются ее открыть.
Алина И, Матвей Р., Аблайхан загадывают загадки.
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.(Алина И.)
Хоть бескрылый, а летает,Безголосый, а свистит,Хоть безрукий, но бываетГруши с веток обивает,Сосны с корнем вырывает,Так, порою, он сердит! (Аблайхан)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Матвей Р.)
Дети отгадывают загадки – ветер.
Проявляют интерес.
ll этап
Іздену-ұйымдастырушы
Организационно – поисковый

Проблемный вопрос:
- Ветер можно увидеть?
- Можно ли ветер назвать невидимкой?

Рассказывает
«Историю про фотографа»

Предлагает посмотреть на экран
Продолжает:
У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище».
Предлагает принять участие в сказке. Раздёт бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.
Хвалит детей за озвучивание сказки.
Проблемный вопрос: Что такое ветер?
Опыт №1 «Двигаем воздух»
Действия и вопросы:
Подуйте на ладошки.
Что вы чувствуйте?
Когда двигали воздух и что получили?
Сообщает, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя.
С помощью веера тоже можно двигать воздух.
Показывает слайды.
«Какой бывает ветер?»
Спрашивает, как можно узнать, дует ли на улице ветер.
Предлагает посмотреть в окно, определить есть ли сегодня на улице ветер.
Проблемный вопрос: Можно ли создать ветер в помещении?
Опыт № 2 «Создаем ветер»
Вносит вентилятор.
Включает по очереди вентилятор, затем фен. 

Игра с вертушкой.

Опыт № 3 «Видимый невидимый ветер»


Проблемный вопрос.
Можно ли поймать ветер?
Опыт № 4 «Ловим ветер»
Опыт № 5 «Метель».

Организует физминутку на казахском языке.
Опыт № 6 «Угадай, какой запах? »
Проблемный вопрос: Можно ли услышать ветер в комнате?  
Опыт № 7 «Слушаем ветер»
Вопрос: Что еще может делать ветер?
Предлагает послушать шум ветра.
Опыт № 8 «Пускаем кораблики»

Вопрос: Что должно произойти, что бы лодочки поплыли?
Рассказывает, что так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. (Слайд)
Вопрос: Что произойдет с кораблем, если ветра нет?
Если ветер очень сильный?

Презентация «Добрый и злой ветер».

Предлагает изобразить ветер в движении.
Проводит игру «Ветер прочь» на английском языке.
Дид. упр. «Игровизор»
Цель: нарисовать волны во время штиля, бриза, шторма. Дети предполагают:
ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.
Дети отвечают, что ветер действительно нельзя увидеть.
Слушают историю:
«Жил-был на свете фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое.
И как-то раз у него получились такие интересные фотографии ветра-невидимки».
Рассматривают слайды с «изображением ветра»
Принимают участие в сказке.
Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.
(Дети дуют в свистульки).
Между ветками деревьев дул тихий, спокойный ветерок. (Дети шуршат мятой бумагой).
Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать снег с земли. (Дети дуют в маленькие бутылочки).
Весь день ветер гонял облака по небу, выл в трубы. (Дети дуют в большие бутылки).
Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю.  (Дети ударяют по барабану).
Он так резвился весь день, шумел  и выл. (Дети дуют в бутылки, бьют в бубен).
Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал ветками деревьев и снегом на земле. (Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).
Радуются похвале.
Заинтересовываются- говорят
Ахалай , махалай превращаемся все в ученых - испытателей идем в первую лабораторию.
Сообщают, что ощущают, как дует ветерок.
Получили ветер. Ветер получается тогда, когда воздух движется. Ветер - это движение воздуха.
Машут веерами, рассказывают о своих ощущениях.
Предлагают гостям тоже научаться двигать воздух.
Дети раздают гостям веера.
Дети дают характеристику ветру изображенному на слайдах:
- Сильный, резкий, холодный, колючий;
- Нежный, слабый, приятный.
Можно посмотреть в окно, если веточки качаются; листочки шелестят, значит есть ветер; на улице вертушки крутятся; флаги развиваются; можно открыть форточку, сильный ветер колышет шторы; наклоняются деревья;
Отвечают есть ли на улице ветер, приводят доводы.
Сообщают, что ветер можно сделать с помощью вентилятора и фена.
Дети подходят к бытовым приборам. Рассказывают о своих ощущениях.
Когда стоят около вентилятора, обдувает прохладный ветерок.
А из фена дует тёплый ветер.
Вывод: значит ветер может быть теплым и прохладным.
Дуют на вертушку и наблюдают за ней – получили ветерок, включили вентилятор – дует ветрище

Кладут на ладошки вату. Дуют на нее, они улетают.
Вывод: ветер невидимый. Но мы видим, что он делает.

Задумываются, высказывают предположения.
Сначала трогают камешки, отвечают, что они на ощупь твердые, их можно потрогать. Пробуют взять в руки ветер - не получается.
Подставляют полиэтиленовые пакеты к включенному вентилятору и ловят ветер.
Наблюдают, как воспитатель перед вентилятором сыпет мелко нарезанные бумажки, и они кружатся в воздухе.
Это напоминает метель.
Вывод: метель – это когда ветер со снегом.
Выполняют физминутку под музыку:
Агаштар шайкалыпЖелменен биледi,
Басылса жел ендiТыныштык, енедi.
Стоя, перед включенным вентилятором вдыхают ветер носом.
Вывод: У ветра нет запаха. Закрывают глаза. (Перед вентилятором распыляется запах апельсина).
Определяют, какой запах принес ветер.
Вывод: ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи.
Высказываются.
Рассказывают, что звук ветер можно услышать в окнах, в трубах, на крыше.
Резко сжимают руками резиновую грушу и резко ее отпускают. Сообщают, что слышат свист выходящий из груши.
Дуть, шуметь, гудеть, свистеть, кружить снежинки.
Слушают шум ветра.
Рассматриваю стоящие на столах миски с водой разного цвета – это моря (красное, черное, желтое)
Опускают в миски с водой бумажные лодочки. Видят, что они не плывут.
Предполагают, что нужно подуть на воду. Дуют и лодочки плывут.
Слушают стихотворение А.С. Пушкина:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняетОн бежит себе в волнах, на раздутых парусах,Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Рассматривают изображенный на слайде парусник.
Рассказывают, что корабль не будет плыть, если не будет ветра
Начинается буря и корабль может потерпеть настоящее крушение.
Дети рассматривают презентацию и рассказывают, какой где ветер изображен.

Дети выполняют движения под музыку.
Рисуют волны, а затем качающийся на волнах кораблик.
lll этап
Рефлесивтік - коррекциялаушы
Рефлексивно – корригирующий Рефлексия «Ветерок»
- Ребята, вот и закончились наши исследования ветра. Вам понравилось быть учеными - испытателями?
Просит положить в шкатулку, принесенную гостями, камешки и сообщить, что узнали о ветре. Гости отнесут ее другим детям и расскажут о ветре.
- Покажите у кого какое настроение. Подарите свое настроение гостям.

Предлагает попрощаться с гостями. Соглашаются поделиться своими знаниями с другими ребятами и положить в шкатулку камешек.
Дарят гостям смайлики-ветра, в соответствии со своим настроением.
Прощаются с гостями на трех языках.
Күтілітін нәтиже (ожидаемый результат):
Қабылдайды (воспроизводят): используют прилагательные и глаголы,характеризующие ветер.
Түсінеді (понимают): что ветер – это движение воздуха, называют его свойства (невидимый, без запаха и т.п. ),
Қолданады (применяют): отгадывают загадки о ветре, устанавливают связи между предметами в процессе экспериментальной деятельности.