Урок внеклассного чтения в 7 классе по книге Р.И. Фраермана «Дикая собака динго или Повесть о первой любви»: «Когда уходит детство…».


Урок внеклассного чтения в 7 классе по книге Р.И. Фраермана «Дикая собака динго или Повесть о первой любви»: «Когда уходит детство…».
Цель:
Познакомить с повестью Р.И. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»; определить ее проблематику;
помочь детям разобраться в себе и своих проблемах, используя для этого данную книгу.
Ход урока.
Формулировка темы урока.
- Прослушайте, пожалуйста, стихотворение К. Ваншенкина «Мальчишка».
- Какая ситуация описывается в стихотворении?
- Чем необычно для окружающих поведение главного героя?
- Как автор объясняет эту необычность поведения?
-Что объединяет данное стихотворение и повесть Р.И. Фраермана «Дикая собака динго или Повесть о первой любви»?
Их объединяет общая тема – прощание с детством.
Формулировка и запись темы урока.
Постановка задач урока.
- На какие вопросы мы постараемся ответить?
(Что происходит с человеком, когда уходит детство? Как он меняется? Хорошо это или плохо? Просто или сложно?)Запись вопросов в тетрадь.
Работа с текстом произведения.
Обратимся к книге Р.И. Фраермана «Дикая собака динго или Повесть о первой любви», которая была написана в 1939 году.
- Где и когда происходит действие?
- Кто главный герой повести? Представьте нам Таню Сабанееву.
- О чем думает, мечтает Таня в начале произведения?
(«Ей хотелось увидеть иные страны, иной мир, например австралийскую собаку динго». «Что же сегодня случилось? …Или это просто уходит от неё её детство? Кто знает, когда уходит оно!»). Мы видим, что девочку охватывают новые чувства, мысли. Она пытается разобраться в них. Всегда ли это получается сразу? Давайте обратимся к эпизодам, проанализируем их.
Анализ эпизодов.
Работа в парах по рядам. Вопросы на карточках.
1-й ряд. «Обед у отца» (глава 9).
- Хотела ли Таня приходить на обед?
- Почему пришла?
- Почему она ссорится с Колей и отказывается от еды?
-.Как вы понимаете фразу: «Хоть теперь и не весна, и крыльцо было влажно от холодных дождей, и тело дрогло под легкой одеждой на воздухе, но и в позднюю осень, в этот час, Тане было тепло»?
- Что чувствует Таня к отцу?
Выводы. Таня не хочет идти на обед, так как в ссоре с Колей сказала ему об этом. В то же время её тянет в эту семью, ей хочется быть рядом с отцом, с Колей. Она постоянно ссорится с мальчиком, желая таким образом привлечь к себе внимание, ведь он ей нравится. Кроме того она ревнует Колю к отцу. К отцу Таня испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, в ней живет обида на него за то, что тот когда-то ушел из семьи. С другой стоны, девочке очень хочется почувствовать любовь отца, ощутить рядом его сильное плечо.
2-й ряд. «День рождения Тани» (глава 14).
- Когда у Тани был день рождения?
- С каким чувством ждала девочка этот день?
-.Почему настроение Тани постепенно испортилось?
- Почему она предложила зажарить рыбку, которую подарил ей Коля?
Выводы. Таня с большим нетерпением ждала свой день рождения. Праздновался он в Новый год. Таня пригласила к себе самых близких людей: папу, Колю, Фильку. Пришли все кроме Коли. А его-то девочка ждала больше всего. Страдая от обиды, ревности, Таня пробирается к дому Жени и видит Колю там. Когда мальчик наконец приходит и дарит Тане рыбку (как раз за ней он и ходил к Жене), девочка предлагает зажарить её. В этом эпизоде обида и ревность в душе героини преобладают над всеми другими чувствами.
3-й ряд. «Буран» (глава 15).
- Какое чувство испытывает Таня к Коле, когда видит его на катке с Женей?
- Как ведет себя девочка, когда начинается буран?
- Что меняется в поведении Тани, когда она узнает, что Коля травмирован?
- Чем её поведение отличается от поведения Жени?
- Можно ли сказать, что, спасая Колю в буранную ночь, Таня совершает подвиг?
Выводы. В данном эпизоде Таня продолжает обижаться на Колю и ревновать его к Жене. Но когда начинается буран, девочка спешит предупредить о нем и Колю, и Женю, ведь разыгравшаяся стихия может угрожать жизни человека. Узнав о том , что Коля подвернул ногу и не может идти, Таня бросается на помощь ему, в отличие от Жени, которая убегает домой. Чувство любви и страх за любимого человека преобладают в душе героини над всеми другими чувствами. Спасая Колю, Таня рискует собственной жизнью и жертвует жизнью своей собаки. Поведение девочки можно назвать подвигом, поскольку подвиг – это героический, самоотверженный поступок.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Обратимся к тем вопросам, которые мы записали в начале урока. Попробуем самостоятельно ответить на них, опираясь на прочитанную книгу и свой жизненный опыт.
5. Рефлексия.
На листочках закончите предложения:
На этом уроке я понял, что…
Я задумался над тем, что…
6 .Домашнее задание.
На выбор:
1. Письменная работа: «Как вы понимаете смысл названия повести?»
2. Выучить стихотворение К. Ваншенкина «Мальчишка».

Приложение.
К. Ваншенкин
МАЛЬЧИШКА
Инне
Он был грозою нашего района,
Мальчишка из соседнего двора,
И на него с опаской, но влюбленноОкрестная смотрела детвора.
Она к нему пристрастие имела,
Поскольку он командовал везде,
А плоский камень так бросал умело,
Что тот, как мячик, прыгал по воде.
В дождливую и ясную погоду
Он шел к пруду, бесстрашный, как всегда,
И посторонним не было прохода,
Едва он появлялся у пруда.
В сопровожденье преданных матросов,
Коварный, как пиратский адмирал,
Мальчишек бил, девчат таскал за косы
И чистые тетрадки отбирал.
В густом саду устраивал засады,
Играя там с ребятами в войну.
И как-то раз увидел он из сада
Девчонку незнакомую одну.
Забор вкруг сада был довольно ветхий -
Любой мальчишка в дырки проходил,-
Но он, как кошка, прыгнул прямо с ветки
И девочке дорогу преградил.
Она пред ним в нарядном платье белом
Стояла на весеннем ветерке
С коричневым клеенчатым портфелем
И маленькой чернильницей в руке.
Сейчас мелькнут разбросанные книжки -
Не зря ж его боятся, как огня...
И вдруг она сказала:- Там мальчишки...
Ты проводи, пожалуйста, меня...
И он, от изумления немея,
Совсем забыв, насколько страшен он,
Шагнул вперед и замер перед нею,
Ее наивной смелостью сражен.
А на заборе дряхлом повисая,
Грозя сломать немедленно его,
Ватага адмиральская босая
Глядела на героя своего.
...Легли на землю солнечные пятна.
Ушел с девчонкой рядом командир.
И подчиненным было непонятно,
Что это он из детства уходил.