Конспект урока грамоты А.П. Гайдар «Совесть»


Урок русской грамоты (1класс).
Тема: А.П. Гайдар «Совесть».
Цель: у моих учеников на основе прочитанного текста сформируется представление о честности и смелости, о дружбе и взаимовыручке.
Задачи:
Мои ученики на основе произведения А. Гайдара «Совесть» не останутся равнодушными к главной героине Нине, произведение поможет сформировать у детей представление о добре и честности.
Мои ученики в своей работе, используя стратегии критического мышления, напишут ЭССЕ, где они выразят свою точку зрения, и будут дискуссировать по данной теме.
Работая в группах, мои ученики смогут предложить свою версию концовки каждой части рассказа; работая в парах, дети смогут расширить свое понимание о совести.
Оценка:
- ЭССЕ
- письмо Н. Карнауховой
- активное участие в дискуссии
Оборудование: толковые словари Ожегова.
Ход урока.
I этап. Пробуждение интереса.
Деление класса на группы.
Прочитать название рассказа «Совесть». Обсудить в группе, как вы понимаете лексическое значение данного слова (заслушать по одному представителю от каждой группы).
Группа работает с толковым словарем Ожегова, находит лексическое значение данного слова.
Написать 5-минутное ЭССЕ «Совестливый человек» (заслушать по одному представителю от каждой группы).
II этап. Осознание (осмысление).
- Читать рассказ «Совесть» будем по частям. При чтении мы с вами сделаем несколько остановок для обсуждения. Не забегайте вперед, необходимо работать всем вместе.
Чтение 1 части.
Совесть.
Нина Карнаухова не приготовила урока и решила не идти в школу.
Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руках он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! – удивленно ответил малыш.
Первая остановка.
- Кто такая Нина Карнаухова?
- Каким образом Нина оказалась в роще?
- Как Нина наткнулась на малыша?
- Как вы думаете, что произошло дальше? (выступление по 1 человеку от группы)
- Теперь прочитаем вторую часть и узнаем, что произошло дальше.
Чтение 2 части.
- Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вторая остановка.
- Похожи ли ваши предположения на то, что написал автор?
- Как вы думаете, почему Нина стала очень строго разговаривать с малышом?
- Почему Нина решила проводить малыша?
- Как вы думаете, что произошло дальше? (выступление по 1 человеку от группы)
Чтение 3 части.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой веселые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Третья остановка.
- Похожи ли ваши предположения?
- Почему вернувшись, Нина села и заплакала?
III этап. Рефлексия.
Индивидуально каждый подумайте и составьте дискуссионную карту.
- Как вы думаете, правильно ли поступила Нина, когда решила не идти в школу? (индивидуальная работа)
ДА Нет
помогла малышу прогуляла школу
проснулась совесть не получила знания
накормила собаку И в заключение нашей работы напишите письмо Нине «Что бы я хотел пожелать девочке».
IV этап. Итог урока. Оценивание учащихся.