Урок литературного чтения 2 класс на тему РАБОТА С ЖАНРОМ РАССКАЗА: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»)


РАБОТА С ЖАНРОМ РАССКАЗА: ФОРМИРОВАНИЕГРАЖДАНСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ(на примере рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»)
Цели: познакомить с некоторыми страницами биографии писателя; развивать кругозор, речь, мышление, память; воспитывать интерес к книгам писателя, положительные черты характера на примерах жизни писателя и его героев.
Ход урока
I. Организационный момент.
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
II. Объявление темы урока.
Н а д о с к е представлен портрет А. Гайдара.
– Сегодня на уроке мы соприкоснемся с жизнью писателя, познакомимся с некоторыми страницами его биографии. Прочитайте план, написанный на доске.
III. Работа по теме урока.
1. З н а к о м с т в о с б и о г р а ф и е й п и с а т е л я.
План
1. Детские годы А. П. Гайдара.
2. Служба в Красной армии.
3. Начало писательской деятельности.
4. Великая Отечественная война в жизни А. П. Гайдара.
5. Гайдар всегда с нами.
1) Детские годы А. П. Гайдара.
1-й ученик. А. П. Гайдар (Голиков) родился 22 января 1904 года в г. Львове Курской области. Отец был учителем, мать работала фельдшером, кроме него в семье воспитывалось еще трое сестер.
2-й ученик. Вот что пишет о детстве Голиковых сестра Наташа: «Родители не очень стесняли нас в наших детских играх. Нам разрешалось перевернуть все хоть вверх дном, но при условии убирать за собой, и это выполнялось нами как закон. Руководил, конечно, Аркадий – и как старший, и как мальчик, и как выдумщик каждый раз новых интересных игр. Часто играли в путешествия» (Н. Голикова «Наше детство»).
3-й ученик. Не по годам рослый, крепкий, он был самым главным организатором среди соседских мальчишек. На вопрос о самом любимом занятии он отвечал: книга.
2) Служба в Красной армии.
4-й ученик. Еще мальчиком он ушел воевать за хорошую жизнь. Ему было всего 14 лет. В 17 лет Гайдар стал командовать полком.
Учитель (показ фотографии и портретная характеристика). «Высокий, стройный паренек в гимнастерке и галифе, с заломленной лихо на бок кубанке на голове. С кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с мягкой, еще полудетской округлостью щек и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных и светлых глаз – это Аркадий Гайдар, пятнадцатилетний адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог. 1919 год». (В. Смирнов «Аркадий Гайдар. Очерк жизни и творчества».)
5-й ученик. Гайдар предполагал, что останется военным на всю жизнь, но из-за тяжелого осложнения после ранения ему пришлось уволиться из рядов Красной армии.
3) Начало писательской деятельности.
6-й ученик. Гайдар почти сразу стал детским писателем. И это закономерно. Ему захотелось рассказать подрастающим мальчишкам и девчонкам от том, какая была жизнь, как все начиналось, как продолжалось. (А. Гайдар «Автобиография».)
7-й ученик. Его настоящая фамилия – Голиков. Став писателем, он взял себе псевдоним – Гайдар. Это слово означало «всадник, скачущий впереди».
4) Великая Отечественная война в жизни Гайдара.
8-й ученик. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар поехал на фронт военным корреспондентом. Воинская часть, в которой он находился, попала в окружение, оказалась в тылу врага. Отряд пошел на прорыв из окружения, но Гайдар остался с партизанами.
9-й ученик. Однажды партизаны наткнулись на фашистов. Гайдар первым заметил врагов, чтобы предупредить товарищей об опасности, он с криком кинулся на фашистов. Гайдар был сразу убит, а остальные товарищи, благодаря ему, спаслись. Это произошло 26 октября 1941 года.
5) Гайдар всегда с нами.
10-й ученик. Прошли года, но имя писателя не забыто. Аркадий Гайдар продолжает жить в миллионах книг, издаваемых на многих языках мира. Его имя увековечено в названиях сотен улиц, городов, дворцов пионеров, библиотек.
Книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах, дружбе, доброте, верности и тому, что «надо честно жить и много трудиться, крепко любить и беречь эту огромную землю». («Чук и Гек».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 123). Первичное чтение учителем 1-й части главы «Телеграмма».
– Поделитесь впечатлениями.
Б е с е д а п о в о п р о с а м (с. 125, 129).
IV. Итог урока.
– Что вы узнали о жизни Гайдара?
– Отрывок из какой повести вы читали?
Домашнее задание: подготовить пересказ главы «Телеграмма», читать главу «Дорога к отцу».