Урок литературногочтения на тему А.Гайдар. Чук и Гек (2 класс, УМК Перспектива)


Урок литературного чтения во 2 классе
УМК «Перспектива»
Васильева Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Бюргановская СОШ
Буинского муниципального района РТ»
Тема: А.Гайдар. «Чук и Гек».
Тип урока:урок изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Цель: познакомить учащихся с произведением А.Гайдара;
Задачи:
- развивать словарный запас;
-учить воспринимать и оценивать содержание текста;
-уметь давать оценку поступкам героев;
-воспитывать доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Планируемые результаты
Предметные:
-научиться находить в тексте главную мысль;
-выдвигать свои предположения и уметь отстаивать своё мнение.
Познавательные:
-уметь строить свой ответ на вопрос;
-проводить сравнения, подкрепляя ответы цитатами из текста.
Регулятивные:
-принимать и сохранять информацию, согласно этапу обучения;
-оценивать свои достижения;
-планировать свою познавательную деятельность с учётом поставленной цели.
Коммуникативные:
-уметь принимать чужое мнение и позицию;
-уважать и помогать друг другу.
Личностные:
-реализация творческих способностей.
Формы организации: фронтальный, индивидуальный.
Оборудование: учебник (Перспектива «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская; 2 кл., ч.1); выставка книг А.П.Гайдара; портрет писателя.
Технологическая карта
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация учебной деятельности.
Цель: включить обучающихся в учебную деятельность Работа с эпиграфом Проверка готовности обучающихся к уроку Проверяют рабочее место, настраиваются на урок
- Урок я хочу начать словами французского философа Жана Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, научитесь ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания! Чтение эпиграфа и его обсуждение.
Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие обучающимися целей учебно-познавательной деятельности: актуализировать опорные знания и умения. Предлагается вспомнить произведения. Слайд с названиями произведений:М.Пляцковский «Настоящий друг», Н.Носов «На горке», С.Михалков «Как друзья познаются», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
Работа в группах. - Вам знакомы названия этих произведений?
- Чем похожи эти произведения?
- К какому разделу учебника относятся? Обучающиеся называют произведения литературы, с которыми познакомились из раздела учебника.
- Мальчики, какие у нас девочки?
- А теперь вы, девочки, скажите, какие у нас мальчики?
- А какие наши мальчики и девочки ещё могут быть? Ответы детей: мальчик характеризуют девочек, а девочки – мальчиков.
- А хотелось бы вам узнать, какие черты характера были у героев рассказа, с которым мы сегодня познакомимся? Ответы учащихся.
Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. Определение темы и цели урока. - Кто догадался, как называется тема нашего урока?
- Чем мы будем заниматься на уроке?
- Как мы определим тему?
- Прочитайте название рассказа.
- Как вы думаете, о чём или о ком он?
- Для того, чтобы мы могли точнее определить тему нашего урока, предлагаю вам познакомиться с новым произведением и его автором. Это рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек». Фронтальная работа.
Определяют тему.
Предположения детей.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цели: определить способы и средства для реализации учебной деятельности. Рассказ о жизни А.Гайдара, показ слайдов с биографией писателя. Показ портрета.
- Целью нашего урока сегодня является знакомство с биографией А.Гайдара и отрывком из его замечательного рассказа «Чук и Гек». Учащиеся просматривают слайды и читают биографию автора.
- А теперь мы познакомимся с отрывком из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек». Учащиеся открывают учебник на странице 128.
Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания. Словарная работа. - Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопрос: Как вы понимаете значение слова телеграмма? Учащиеся высказывают своё мнение; зачитывают толкование слова.
- Эти слова уже устаревают. Технический прогресс шагнул далеко вперёд. Сейчас в нашей жизни есть мобильные телефоны, скайпы, Интернет, и не надо идти на почту, стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму с каким-то сообщением.
- А сейчас давайте прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек». Чтение текста хорошо читающими детьми.
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: применить новые знания в типовых заданиях. Вопросы по прочитанному. - Кто же такие Чук и Гек?
- А что с ними случилось?
- Кто позвонил в дверь?
- Что в это время делали братья?
- Куда Чук положил телеграмму?
- Что в это время делал Гек?
- А что хранилось в этой коробке?
- Что сделал Чук?
- Что случилось после?
- Нашли они коробку?
- Что заставило мальчиков помириться?
- Кто из братьев старше?
- Какую историю они придумали?
- Что принесла мама?
Подробные ответы учащихся.
Физкультминутка Выполняют движения под музыку.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: закрепить умения применять новые знания в типовых заданиях. Закрепление по прочитанному. - Что мы узнали о героях рассказа?
- Какой Чук?
- А Гек какой?
- Кто из вас помнит себя маленьким?
- Кто из вас больше похож на Чука, а кто – на Гека? Почему? Ответы учащихся.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: обобщить полученные на уроке знания. - Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?
- А что могло бы быть в телеграмме?
- Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме? Как поступили бы вы?
- И все-таки, почему нельзя поступать так, как это сделали Чук и Гек?
-Посмотрите, я подобрала несколько пословиц. Какая из них выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.
Ответы ребят.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнести цель урока и его результат. Обобщение полученных на уроке знаний. - Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли, прочитатв отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек»?
Релли Робин
- Продолжите предложения:
-Раньше я думал(а), что ложь…
- Теперь думаю, что… Ребята анализируют работу на уроке.
Выполняют структкуру Релли Робин
- Оцените себя при помощи смайликов. Дети оценивают свою работу на уроке.
Домашнее задание. На выбор:
- прочитать отрывок в учебнике;
- найти и прочитать весь рассказ