Урок литературного чтения по теме Илья Муромец и Соловей Разбойник в 4 классе УМК Планета знаний (технологическая карта)


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 37 городского округа город Буй Костромской области
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
(«Литературное чтение. 4 класс.» часть 1. УМК «Планета знаний». Автор учебника Э.Э. Кац (Издательство АСТ Астрель, Москва, 2014 )
Учитель: Барабанова Тамара Владимировна
Класс: 4
Тема урока: Знакомство с текстом былины в поэтической форме. Былина «Илья Муромец и Соловей - разбойник».
Тип урока открытие новых знаний
На уроке использованы современные образовательные технологии: технология проблемного диалога с системно – деятельностным подходом, технология продуктивного чтения, информационные технологии.
Цель урока:
продолжить знакомство с былинными сказами посредством стилистического анализа былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
Задачи:
образовательные:
научить детей читать былину нараспев (речитативом;
выделить важнейшие признаки былины – преувеличения (гиперболы), архаизмы (старинные слова), вызвать желание читать былины;
Воспитательные:
показать связь содержания былин с русской историей, использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма;
развивать у учащихся толерантность, умение сотрудничать в паре, в группе.
Развивающие:
продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок, развитие культуры речи.
Основное содержание темы, термины и понятия:
работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение - гиперболы», «сказитель-былинщик»;
чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,
определение авторского отношения к изображаемому;
работа с разными источниками текстовой информации;
работа с картинами художников;
слушание музыки и сказителей былины..Планируемые результаты:
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения;
осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
давать оценку своим действиям, оценивать результат;
Метапредметные:
Познавательные:
Умение:
перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
находить сходство и различие между былиной и сказкой;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;
составлять совместно с учителем план действий;
контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
Предметные:
Умение:
правильно, осознанно, выразительно читать былины;
применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;
выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой.
Организация образовательного пространства:
Оборудование
презентация, учебник литературного чтения, аудиозапись былины.
Межпредметные связи:
Музыка
http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/muz/m2.doc
Ресурсы:
ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ruЦифровое интерактивное оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.
Формы работы:
фронтальная форма
индивидуальная форма
парная и групповая работа
Ход урока.
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя. (1 мин) 1. Организационный момент
- Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
- Почему я выбрала такой эпиграф к уроку? О чём пойдёт речь на нашем уроке? Читают слова на слайде 1.
О богатырях. Личностные:
1.Проявление интереса к жанру былин.
2.Осознание значимости изучаемой темы для себя.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (7 мин)
Цель: Организовать обобщение знаний для построения нового знания.
2.Целеполагание и постановка учебной задачи. (3 мин)
Цель: определение темы и задачи урока
Открытие нового знания.
III. Развитие умений
1.Первичное восприятие текста
а) Словарная работа (1 мин)
б) Чтение былины. Осмысление текста с подводящим и побуждающим диалогом. (15 мин)
Динамическая пауза
(1 мин)
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
(5 мин)
Цель: организовать детей в группах на выполнение типовых заданий на новый способ действия.
Проверка домашнего задания.
- С каким литературным жанром мы с вами познакомились на предыдущих уроках?
- С какой былиной мы познакомились с вами на прошлом уроке?
- Что было задано на дом?
1) Кроссворд.
Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали былину, отгадаем кроссворд.
ПРЕЗЕНТАНИЯ (Слайды 2-9)
2) Словесная характеристика
- Каким мы видим Илью Муромца в этой былине?(Заслушать словесную характеристику, рассмотреть рисунки учеников)
3) Ответьте на вопросы былины.
Слайд 10. 1. Зачем странники дали Илье силу богатырскую? Найдите ответ в тексте и прочитайте его.
2. Расскажите о делах Ильи после того, как он получил силу великую.
3. Как бы вы определили главную мысль этого произведения? Попробуйте ответить словами из текста.
- Почему Илья Муромец стал героем многих былин? (Слайд 11)
_
Тему сегодняшнего урока и учебную задачу вы поможете мне сформулировать, выполнив несколько заданий.
Первое задание – отгадайте загадку.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?...(Соловей)
- Что это за птица? Что вы знаете о ней?
- Действительно, это так. Давайте посмотрим на слайде, как выглядит соловей. (Слайд 12)
- А почему я вам задала такую загадку?
- Если мы соединим два слова «соловей» и « разбойник», по у нас получится название былины, которую мы сегодня будем читать.
- Ребята, как вы думаете, с каким произведением познакомимся сегодня на уроке ? Озвучиваю. Тема урока Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (Слайд 13)
- Как вы думаете, почему его так назвали? У вас будет возможность проверить свои предположения чуть позже.
- А какой богатырь сражался с этим разбойником?
- - Откройте учебник на стр. 72.
- Посмотрите на текст былины . Что необычного заметили?
- Что труднее читать: былину или сказку? Почему? Как читаются былины? (Подводящий диалог. - Посмотрите на сноски.
- Сформулируйте учебную задачу урока.
- Наша учебная задача: научиться читать былину нараспев – речитативом.
О чём вы хотите узнать?
Учитель.Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более 500 лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян-сказителей.
В старину былины назвались песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли. Такое пение называется речетативом. Сейчас это можно сравнить с неким видом современной песни. Как думаете с каким? (Слайд 14)
Работа перед чтением былины.
а) Словарная работа перед чтением былины. (Слайд 15) и чтение сносок во время прочтения былины.
- б) Работа до чтения былины
- Рассмотрите иллюстрации художника Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. (Одежда, причёски, посуда.)
– Где Илья? Как вы догадались? Опишите его.
– Можно ли предположить, о чём мы будем читать?
. в) Чтение былины (Читает учитель, привлекает бегло читающих учащихся и включает аудиозапись на отдельных фрагментах былины как показателя образца для чтения),
- А сейчас читаем былину.
г) Чтение сопровождается комментариями, историческими справками. (Внимание учащихся переключается на презентацию)
- Из какого города отправился Илья Муромец?
(Слайд 16)
- В какой город отправился? Как вы думаете зачем он отправился в стольный Киев-град? (Слайд 17)
- Через какой город проходил его путь? (Слайд 18)
- О какой силушке великой говорится в этом фрагменте?
- Почему Илья не согласился стать воеводой Чернигова?
- О чём его предупреждали?
- Почему Илья не послушался черниговцев?
- Что может случиться дальше?
(Включение аудиозаписи). Стр. 74-77
Слайд 19.
Чтение бегло читающими учащимися.
- Почему князь Владимир не поверил Илье, что он так быстро доехал до Киева через Чернигов? Знал ли князь о Соловье разбойнике?
Смог ли Илья Муромец доказать, что он действительно привёз Соловья Разбойника?
- Чем заканчивается былина?
Упражнения на снятие напряжения органов зрения (снятие утомляемости)
Упражнения для опорно-двигательного аппарата.
1.Групповая работа.
Задание. Каждой группе составить 1-2 вопроса по тексту былины для проверки её усвоения. Вопросы должны быть интересными и глубокими по смыслу.
2.Проверка задания
- Задаём вопросы в любом порядке, выбирая группу.
С былинами.
С былиной «Как Илья Муромец богатырём стал»
Прочитать былину, подготовить словесную характеристику Ильи по желанию нарисовать рисунок, ответить на вопросы.

Слайды 2-9
Ответы учащихся. Используют текст былины.
О. Русский богатырь. (Слайд 11)
О. Народ его любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.
Слайд 12
Соловей-разбойник.
Предположения детей.
Мы будем читать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Слайд 13.
Текст в стихотворной форме.
Труднее читать былину, потому что она дана в необычной стихотворной форме, много трудных слов.
Научиться читать былину нараспев.
Нараспев.
Узнать … 1)Кто такой Соловей Разбойник?
2) Какой подвиг совершил Илья Муромец?
Слайд 14
С рэпом.
Слайд 15.
Из города Мурома, из села Карачарово, где он родился.
К князю Владимиру.
Через город Чернигов.
- О том, что много врагов побил Илья Муромец у стен Чернигова, и черниговские мужички предложили стать у них воеводой.
- Они предупреждали Илью о том, что дорога на Киев завалена, заросла травой – муравой, что сидит на дубе Соловей разбойник, и замертво люди падают от его посвиста.
- Он не боялся врагов, защищал русскую землю.
Предположения детей.
Учащиеся слушают.
Князь знал о Соловье Разбойнике и не поверил Илье, что он смог победить
Соловья, т.к. много народу погибло и не нашлось ещё ни одного богатыря, который смог бы с ним сразиться. А о богатыре Илье Муромце он ничего не слышал, иначе бы он его не расспрашивал, кто он такой.
Смог.
Илья вывез его в чисто поле и отрубил ему буйну голову.
Ученики обдумывают вопросы в группах.
Дети задают участникам других групп по очереди, решают, засчитать ответ или нет. Познавательные:
1.Умение учиться перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
1.Умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
2.Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение
1.общаться в группе, не навязывая своё мнение.
2.Выражать свою точку зрения.
IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение (4 мин) 1. Какие чувства и эмоции вызвала у вас эта былина?
2. Что вам показалось необычным?
3.. Кто является главным героем былины?
4. Как народ изображает Илью Муромца?
5.. Мог ли проявить трусость былинный герой?
6.Каким перед нами предстаёт Соловей Разбойник? Почему его так назвали?
7. Какая связь существует между былинами и историческими событиями?
Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того, в былинах упоминаются точные названия русских городов.
8.Какие средства языка помогают передать образ богатыря?
9 Что означает слово «былина»?
10. Чем былины интересны для современного читателя?
11. Какие слова послужили эпиграфом к нашему уроку?
- Как вы теперь поняли смысл этих строк?
- Чем же сильна наша Русь, Россия? Ответы учащихся.
Главным героем былины является Илья Муромец.
В образе Ильи Муромца представлена сила, храбрость, мужество и непобедимость русского народа.
Соловей. потому что свистел на все голоса. Разбойник, потому что губил людей.
Русь боролась с многочисленными врагами. Богатыри – это русский народ, который вставал на защиту Руси.
Приёмы преувеличения: гиперболы, сравнения.
Былина, быль, бывальщина. Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом деле, т.е. правдивое повествование.
Ответы учащихся
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
Умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные:
Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
Умение слушать других, формулировать свои мысли вслух
Метапредметные:
Усвоение литературного понятия «былина».
Умение определять характерные признаки былины.
Умение сравнивать былину со сказкой, находить черты сходства и отличия.
Умение выразительно читать былину.
Знание содержания былины, ее идеи; умение использовать знания
V Рефлексия учебной деятельности
Слайд 20
( 2 мин)
Итог урока.
- Оцените свою работу на уроке.
- Посмотрите на рефлексивный экран.
- Отметьте на шкале уровень усвоение поставленной задачи в начале урока. Высказывается одним предложением,
выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось. Самоанализ и самооценка ученика:
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
1 мин
Слайд 21 Домашнее задание.
Задание творческого характера.
Для всех.Научиться читать былину нараспев стр. 72 – 81
1.Ответить на вопросы стр. 82
2. Разделить былину на смысловые части и составить примерный план.
2.Нарисовать один из понравившихся эпизодов прочитанной былины. Это может быть поединок Ильи Муромца с Соловьем-разбойником или, например, встреча Ильи и князя. На следующем занятии мы с вами устроим выставку получившихся картин.
Записывают в дневник.