Урок литературного чтения для 2 класса А.П.ГайдарЁлка в тайге ( отрывок из рассказа Чук и Гек)

Урок чтения во 2 классе.
Тема. А.П.Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок из рассказа «Чук и Гек»).
Цели урока: создать условия для формирования читательских умений и умений у учащихся.
Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.
Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность.
Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы.
Планируемые результаты:
Предметные:
Моделировать обложку книги.
Рассматривать структуру текста.
Анализировать текст.
Характеризовать героев произведения.
Метапредметные:
Осознанно выделять из текста и озаглавливать каждую часть.
Личностные:
Гуманистическое сознание.
Мотивация учебной деятельности.
Этические чувства.
Оборудование урока:
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение 1 часть, 2 класс
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса
Ёлка на интерактивной доске.
Карточки со словами для характеристики героев.
Два листа А-3 для плана и обложки.
Фото Чука и Гека.
I. Мотивация:
- Кто из вас хочет стать умным человеком?
- Как понимаете совет?
Чтоб умным человеком стать –
Учись считать, писать, читать.
И помни: каждый ученик
Не должен жить без добрых книг!
2. «Мозговой штурм»
- Кто такие Чук и Гек? Где они жили? Что узнали об их родителях?
- Что произошло однажды, когда дети остались одни дома?
- Сообщили ли дети маме о телеграмме? Почему?
- Куда отправились Чук и Гек с мамой перед Новым годом?
- На чём они совершали путешествие?
- Кто помог им добраться от станции до посёлка геологов?
- Ждал ли их в поселке геологов кто-нибудь? Почему?
- Кто им помогал выжить?
- Как мама узнала о том, что папа присылал телеграмму? Что было в телеграмме?
- Кто сообщил папе о приезде его родных?
3. Актуализация знаний.
1) Сегодня мы второй урок работаем с рассказом.
Д\з:- На прошлом уроке вы сказали, что в рассказе много новых слов, кто смог объяснить их значение.( выходят со словами)
Я нашла отзыв об этом произведении:
«В 1939 году был впервые напечатан рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - добрая, чудная история о том, как два брата Чук и Гек вместе с мамой отправились к папе, находившемуся в далекой экспедиции.»
-Кто согласен с такой оценкой?
Докажите , прочитав отрывки, которые вам понравились. (оценки)
2) А какие ещё умения мы можем отработать, используя текст рассказа? Какие задания вы можете предложить выполнить одноклассникам?
4. Этап применения знаний. Работа в группах. (5 минут)
Группа №1.
Выбрать слова-характеристики для мальчиков, доказать.
Карточки: трудолюбивые, выдумщики, фантазеры, усидчивые, упорные, находчивые, веселые, дружные, старательные, талантливые, нечестные, честные, ленивые, храбрые.
Итог: им всего 7 и 6 лет- они только учатся быть хорошими людьми.
Самооценка
- Хотели ли вы быть похожими на них? Только упорным трудом можно добиться результата в своей работе и получить от этого удовольствие, порадоваться. А еще можно позавидовать их дружбе, умению работать сообща.
Группа №2: составить план рассказа
Примерный план:
1.Изготовление игрушек и свечек.
2. Таёжная красавица.
3. Встреча Нового года.
Группа №3.
Выписать из текста, какими игрушками была украшена елка. ( с интерактивной доской.)
Группа №4 и 5.
Моделирование обложки книги.
5. Итог: Оценки.
Символичными, передающими характер и жизненное кредо писателя стали последние строки рассказа: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Именно эти слова были вырезаны на мраморной плите на могиле писателя в городе Каневе, когда его прах в 1947 году перенесли туда с лесной опушки у села Леплява, где фашистская пуля оборвала жизнь Аркадия Гайдара.
6. Д/з: Работа в «Рабочих тетрадях» - с.74 -№1 – 4, подробный пересказ любой части или рассказ о братьях.
7. Рефлексия.
-Кто считает, что стал умнее?
-Почему?
15