Конспект по математике на тему: Точка, прямая и кривая линии. Линейка — инструмент для проведения прямых линий и как средство самоконтроля (1 класс), УМК Гармония


Открытый урок по математике
1 – А класс
18 октября 2013 год.
Учитель Мельник Жанна Витальевна
Тема: Точка. Прямая и кривая линии.
Линейка – инструмент для проведения прямых линий и средство самоконтроля.
Цель: 1. Уточнить представления учащихся о геометрических фигурах: точка, прямая и кривая линии.
2. Научить пользоваться линейкой для проведения прямых линий; определять их число на рисунке; использовать
линейку как средство самоконтроля.
I. Организационный
момент Настроить учащихся на учебную деятельность. У.: Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Проверьте, все ли учебные принадлежности вы приготовили?
(учебник, ТПО, ручка, простой и цветные карандаши, линейка)
(Дети проверяют свою готовность к уроку)
У.: Молодцы!
Теперь нам необходимо вспомнить правила, необходимые для работы
на уроке математики:
правило посадки;
правило расположения тетради на парте;
правило пользования ручкой. II. Повторение
знаний о
геометрических
фигурах. 1. Закрепить знания о
геометрических фигурах.
2. Развивать логические
операции анализа, синтеза,
сравнения.
3. Формировать умение
ставить учебную задачу. У.: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну
«Геометрия».
Как вы думаете, кого мы встретим на своём пути?
Д.: Геометрические фигуры.
На экране появляются по очереди фигуры:
круг;
прямоугольник;
треугольник.
У.: Как называется эта фигура?
Почему она получила такое название?
(Дети называют фигуру и объясняют её название)
У.: Что Вам известно об этих фигурах?
( по очереди появляются: точка, прямая и кривая линии)
- Дети называют фигуры, но затрудняются объяснить их название.
У.: Какую задачу поставим себе на урок?
Д.: Познакомиться с точкой, прямой и кривой линиями. Слайд 1.
III. Знакомство с
точкой и её
обозначением. 1. Уточнить представление о
точке как геометрической
фигуре.
2. Совершенствовать умение в обозначении точки как
геометрической фигуры.
3. Развивать логические
операции анализа, синтеза,
сравнения.
4. Обогащать геометрические
знания учащихся. У.: Что же такое точка?
Дети высказывают свои предположения, на основе которых
делается вывод:
точка – самая маленькая геометрическая фигура.
У.: Поставьте точку у себя на листе бумаги…
А теперь поставьте ещё три таких точки.
Дети выполняют задание.
У.: Сравните точки. Что вы можете о них сказать?
Д.: Точки одинаковые.
У.: А как же их отличить друг от друга? Как узнать о какой точке мы хотим
рассказать?
Дети высказывают своё мнение. На основе предположений делают вывод: каждой точке дать своё имя.
У.: Имя точке дают латинскими буквами. Они очень похожи на наши -
русские.
Дети упражняются в обозначении точек латинскими буквами. Слайд 2.
IY. Знакомство с прямой линией. 1. Уточнить представление о
прямой и кривой линиях.
2. Совершенствовать умение в построении прямой линии.
3. Развивать логические
операции анализа, синтеза,
сравнения.
4. Обогащать геометрические
знания учащихся.
5.Формировать умение
использовать линейку для построения прямых линий и
как средство самоконтроля. У.: Сравните линии. Подумайте, на сколько групп их можно разделить?
Д.: Линии можно разделить на две группы.
У.: По какому признаку вы разделили на группы?
Д.: Линии прямые – первая группа, вторая группа – кривые линии.
У.: Как доказать, что в первой группе прямые линии?
Д.: Надо взять линейку.
У.: Молодцы! Линейка – инструмент для проведения прямых линий.
Линейка от слова линия!
Учащиеся наблюдают над правилом обращения с линейкой, правилом
проведения прямых линий. На основе наблюдений учащиеся делают
вывод: у прямой линии нет начала и нет конца.
Учащиеся выполняют тренировочные упражнения по построению прямых линий:
отдельно расположенных друг от друга;
проходящих через 1 точку
У.: Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну
точку?
Дети высказывают свои предположения, проверяют их практически
в ТПО, делают вывод: через одну точку можно провести
бесчисленное количество прямых линий; сравнивают свой вывод с выводом учёных.
Построение прямых линий, проходящих через две точки.
У.: Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через две
точки?
Дети высказывают свои предположения, проверяют их практически
в ТПО, делают вывод: через две точки можно провести только
одну прямую линию; сравнивают свой вывод с выводом учёных. Слайд 3.
Слайд 4.
ТПО, с.26,№ 44
Слайд 5.
ТПО, с.26,№ 45
Слайд 6.
Y. Знакомство с
понятием «точка
пересечения». 1. Уточнить представление о
точке и прямой линии.
2. Совершенствовать умение в построении прямой линии.
3. Развивать логические
операции анализа, синтеза,
сравнения.
4. Обогащать геометрические
знания учащихся.
5.Формировать умение
использовать линейку для построения прямых линий и
как средство самоконтроля.
6. Формировать умение
строить прямые линии и
находить их точки
пересечения. Наблюдение учащихся над пересечением прямых линий.
У.: Сколько прямых линий вы видите на чертеже?
Д.: Две прямые линии, но они лежат одна поперёк другой.
У.: В таком случае говорят, что прямые линии пересекаются, а место их
пересечения называют точкой пересечения и обозначают латинской
буквой.
Перед учащимися ставятся две проблемные ситуации(ТПО, с.27,№ 47)
У.: Могут ли пересечься эти прямые линии?
Учащиеся проверяют свои предположения практическим путём, делают вывод и сравнивают с выводом учёных.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
YI. Знакомство с кривыми
линиями. 1. Уточнить представление о
прямой и кривой линиях.
2. Совершенствовать умение в построении кривой линии.
3. Развивать логические
операции анализа, синтеза,
сравнения.
4. Обогащать геометрические
знания учащихся.
5.Формировать умение
использовать линейку
как средство самоконтроля. У.: Назовите, под какими номерами изображены кривые линии?
При помощи какого инструмента можно построить кривую линию?
Д.: При помощи карандаша.
Дети выполняют упражнение в построении кривых линий:
отдельно расположенных друг от друга;
проходящих через одну точку
У.: Как вы думаете, сколько кривых линий можно провести через одну
точку?
Дети высказывают свои предположения, проверяют их практически
в ТПО, делают вывод: через одну точку можно провести
бесчисленное количество кривых линий; сравнивают свой вывод с выводом учёных.
Построение кривых линий, проходящих через две точки.
У.: Как вы думаете, сколько кривых линий можно провести через две
точки?
Дети высказывают свои предположения, проверяют их практически
в ТПО, делают вывод: через две точки можно провести
бесчисленное количество кривых линий; сравнивают свой вывод с выводом учёных. Учебник, с.59, №124
ТПО, с. 26, №45
YII. Итог урока 1. Подвести итог урока.
2. Развивать умение
объективно оценивать себя
и товарищей. У.: Вот и закончен наш урок.
Пора подвести итог.
Какие задачи решали сегодня?
(дети перечисляют, какие задачи решали на уроке)
С какими геометрическими фигурами сегодня познакомились?
Что нового узнали о точке?
Какими бывают линии?
Что такое прямая линия? (кривая линия)?
Сколько прямых (кривых) линий можно провести через одну (две) точки?
Покажите точку, прямые линии, кривые линии.
У.: Над чем предстоит работать на последующих уроках математики? Слайд 10.