Методическая разработка урока по теме Текстовый редактор MS WORD

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
учитель высшей квалификационной категории
Лукьянова Валентина Дмитриевна
Тема урока: ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР MS WORD . ФОРМАТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В ДОКУМЕНТЕ MS WORD
Направление технологической подготовки: Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Цели урока:
Обучающая: ознакомить учащихся с возможностями редактора по созданию и форматированию таблиц в документе; способствовать формированию и развитию в обучаемых умений и навыков применения текстовых редакторов в своей деятельности.
Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, формированию и развитию самостоятельности учащихся, развитию умения пользоваться полученными знаниями, развитию навыков работы с клавиатурой и мышью.
Воспитывающая: воспитать внимательность, усидчивость, работоспособность; воспитание в обучаемых интереса к изучению тем курса «Оператор ЭВиВМ»; воспитание ответственного отношения к учёбе, аккуратности и бережного отношения к технике, дисциплинированности.
Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии «Оператор ЭВиВМ»; ознакомить учащихся с некоторыми профессиями, где пригодятся знания умения и навыки работы в текстовом редакторе по созданию документов, содержащих таблицы.
Аудитория: 10 класс
Продолжительность урока: 40’
Раздел программы: Прикладное программное обеспечение
Материально-дидактическое оснащение:
Технические средства обучения: персональные компьютеры IBM; мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: операционная система Windows XP, интегрированный пакет MS Office, текстовый редактор MS Word.
Материалы к уроку: презентация, рабочие тетради, тесты, раздаточный материал.
Тип урока: урок закрепление первичных знаний и умений
Форма проведения урока: урок-практикум
Используемые методы: словесные, практическая работа, метод самостоятельной работы, проблемно-поисковый.
Список литературы:
Для учителя:
Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Н.В. Макаровой.- 3-е изд., перераб.-М.: Финансы и статистика, 2008.
Информатика: Базовый курс/Под ред. С.В.Симоновича. - СПБ.: Питер, 2002.
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2009. – М,:ОЛМА-ПРЕСС,2003.
В.Э.Фигурнов IBM PC для пользователя. Краткий курс, Москва, ИНФРА-М, 2009
Гаевский А.Ю. Самоучитель работы на компьютере,: Практ. Пособ. - М,: ТЕХНОЛОДЖИ , 2001.
Глушаков С.В., Сурядный А.С. Персональный компьютер. Настольная книга пользователя.- Харьков; Фолио, 2002.
В.П. Персональный компьютер, Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2004.
Для учащихся:
Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика, Практическая информатика, Специальная информатика, М., 1998 г.
Ю.А. Шафрин Информационные технологии: в 2 ч. Ч 1: Основы информатики и информационных технологий, Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 1999
Информатика: Учебник/ Под редакцией проф. Н.В. Макаровой .-М.: Финансы и статистика, 2007.
Практические занятия по данной теме необходимо провести в компьютерном классе. Они имеют следующие особенности:
учитель говорит, что нужно сделать, а ученики тут же выполняют задание;
учитель может спрашивать учеников, и ученики должны отвечать на поставленные вопросы;
учитель проверяет, правильно ли выполнено задание;
трудности, возникающие у учеников при работе на ЭВМ сразу – же решаются;
некоторые действия ученики выполняют самостоятельно.
Такая форма проведения урока позволяет:
провести фронтальный опрос; получить практические навыки работы на ЭВМ;
преодолеть возможные трудности и выяснить пробелы в знаниях учеников;
индивидуально работать со слабыми учениками; самостоятельно работать сильным ученикам.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
поприветствовать учащихся;
проверить готовность учащихся к уроку;
объявить тему урока;
объяснить учащимся значение темы в курсе.
Актуализация опорных знаний
Учитель: Прежде чем приступить к практической части нашего урока, давайте немного поиграем и вспомним материал предыдущего занятия (вызвать двоих желающих участвовать в «брейн-ринге» (по очереди задаются вопросы друг другу на тему «Текстовый редактор»)). Те, кто не будет участвовать в «брейн-ринге», будут решать тестовые задания (см. Приложение 1).
Практическая работа.
Перед работой необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности. Во время работы учителю необходимо проверить правильность использования учащимися учебно-технической документации, инструктировать учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом, концентрировать внимание учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций, оказать помощь слабо подготовленным учащимся, следить за бережным отношением к компьютерам, следить за рациональным использованием учебного времени учащимися.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Форматирование таблиц». (слайд 1). Вы сами можете выбрать, каким способом создавать таблицу: при помощи меню Таблица(Добавить таблицу..., указав в соответствующих полях ввода число строк и столбцов создаваемой таблицы, или можно воспользоваться соответствующей кнопкой Добавить таблицу панели инструментов «Таблицы и границы». Первый способ создания таблицы удобно использовать, если размеры таблицы превышают 5 столбцов и 4 строки. Для создания таблицы этим способом необходимо выполнить команду Таблица(Вставить(Таблица После этого на экране появляется окно Вставка таблицы. Здесь можно указать необходимое число столбцов и число строк для таблицы. Если вы ошиблись при определении числа строк и столбцов, то в дальнейшем их всегда можно добавить или удалить. При создании таблицы всегда выбирайте значение строки Ширина столбца: равным Авто.
Учитель: Обратите внимание, на столах у вас есть Инструкционные карты по выполнению практической работы. Выполним Упражнение 1 (см. Приложение 2). Необходимо создать таблицу, внести в нее текстовую информацию, выполнить обрамление и фоновое заполнение ячеек. Создайте таблицу расписания занятий, показанную на рисунке (слайд 2). При выполнении следуйте Инструкционной карте (упражнение 1).
Упражнение 2. Слияние ячеек, использование автоматической нумерации и редактирование предлагаемого списка, разбиение таблицы, сортировка записей.
Учитель: Попробуем создать заготовку графика дежурства, как показано на рисунке (слайд 3). В отличие от предыдущих упражнений, заранее подсчитайте точную ширину каждого столбца. Для этого предварительно установите нужные поля страницы Файл(Параметры страницы..., затем вычислите ширину рабочего поля (ширина страницы минус левое и правое поле). Исходя из ширины рабочего поля, общего числа столбцов и количества одинаковых столбцов, рассчитайте ширину каждого столбца. Далее следуйте Инструкционной карте (упражнение 2).
Упражнение 3. Создание таблицы, внедрение в неё графических объектов (слайд 4).
Учитель: Создадим таблицу «Времена года» размером 4х2. Для этого следуйте Инструкционной карте (упражнение 3).

Подведение итогов урока
Проанализировать выполнение самостоятельной работы учащимися; разобрать типичные ошибки, вскрыть причины допущенных учащимися ошибок, объяснить способы устранения ошибок. сообщение о достижении целей занятия; дать объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставить отметки в журнал и в дневники; сообщить о теме следующего занятия.
Домашнее задание
В документе Word, используя технологию конструирования таблиц, создать кроссворд по изученной теме не менее, чем на 10 слов (слайд 5).
Рефлексия

Создайте таблицу 5х2 ячеек (слайд 6).
Заполните ячейки первой строки по образцу (шрифт 12, полужирный, выравнивание по центру) и содержимое второй строки.
Оставьте документ в открытом виде на экране монитора.






Приложение 1
Тестовые задания
Фамилия, имя уч-ся
Шифр группы
Дата






Отгадайте ребус






Тест
Microsoft Word это :
графический редактор
текстовый редактор
редактор таблиц
Какая пиктографическая панель отвечает за вид текста:
стандартная
рисование
форматирование
Команды открытия и сохранения файлов находятся в пункте меню:
файл
вставка
сервис
Для создания таблицы в документе используется пункт в меню:
вставка
таблица
правка
сервис
Какая команда помещает выделенный фрагмент текста в буфер без удаления
копировать
вырезать
вставить
Поместить в документ рисунок можно при помощи пункта меню:
вид
сервис
вставка


Правильных ответов


Оценка



Учитель

Лукьянова В.Д






Приложение 2
Инструкционная карта
Упражнение 1. Создание таблицы, внесение в нее текстовой информации, выполнение обрамления и фонового заполнения ячеек.
Создадим таблицу расписания занятий. Для это выполните следующие шаги.
Вставьте таблицу с требуемым числом ячеек.
Для выделения строки (столбца) целиком нужно подвести указатель мыши левее (выше) и щелкнуть в тот момент, когда указатель имеет форму стрелки, указывающий на строку (столбец).
Столбец с нумерацией уроков выровняйте влево и при помощи мыши установите необходимую ширину. Все остальные ячейки выровняйте по центру.
Дни недели и номера уроков выделите полужирным шрифтом. Форматирование шрифта можно произвести и после набора текста.

Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота

1
Математика
Физическая культура
Физика
ОБЖ
Химия
Математика

2
Физика
История
Информатика
Физика
МХК
Экология

3
Русский язык
Литература
География
Математика
Информатика
Физическая культура

4
Английский язык


Классный час
Литература


5. Заполните остальные ячейки наименованием предметов. ( Воспользуйтесь Буфером обмена для экономии времени набора информации. Копируйте в Буфер обмена наименования предметов, которые повторяются в таблице, а затем из буфера вставляйте в нужные ячейки таблицы. Предварительно откройте окно Буфера нажав Правка – Буфер обменаВсе копируемые объекты будут находиться в окне Буфера).
6. Выделите таблицу и выполните обрамление.
Примечание: Для обрамления таблицы можно воспользоваться кнопкой Внешние границы на панели инструментов. Для выбора типа и толщины линии необходимо воспользоваться командами, представленными в окне Таблицы и граница. Приступим к обрамлению и фоновому заполнению таблицы. В результате наших действий мы должны получить таблицу:

Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота

1
Математика
Физическая культура
Физика
ОБЖ
Химия
Математика

2
Физика
История
Информатика
Физика
МХК
Экология

3
Русский язык
Литература
География
Математика
Информатика
Физическая культура

4
Английский язык


Классный час
Литература



7. Разместите номера уроков по центру клетки. Для размещения содержимого столбца по центру необходимо выделить столбец и нажать необходимую кнопку. По центру на панели инструментов.
8. Для фонового оформления выделите нужные ячейки и выполните команду Формат(Границы и заливка В появившемся окне Граница и заливка перейдите на страницу Заливка и выберите необходимый тип Узора или цвет Заливки.
Примечание. Если вы забыли вставить заголовок таблицы " Расписание занятий".. Выделите первую строку таблицы и выполните команду Таблица - Разбить таблицу, перед выделенной строкой появится маркер абзаца и можно исправить свою оплошность.
9. Выделите красным цветом самый трудный день в школе, зелёным цветом любимый предмет, синим не любимый предмет.
10. Сохраните документ с именем «Моё расписание» в личную папку.
11. Закройте документ.
Упражнение 2. Слияние ячеек, использование автоматической нумерации и редактирование предлагаемого списка, разбиение таблицы, сортировка записей.
График дежурства учащихся группы О13

п/п
Фамилия и инициалы учащегося
ДАТА





























































































































































































1. Вставьте таблицу с необходимым числом ячеек (например, 13 х 8).
2. Отформатируйте ширину первых двух столбцов, как показано на рисунке.
3. Столбцы начиная с 3-го выровняйте по ширине. Для этого нужно выделить все требуемые столбцы и нажать Таблица – Автоподбор – Выровнять ширину столбцов.
4. Оформите «шапку» таблицы, объединяя нужные столбцы (выделить необходимые ячейки и нажать на панели Меню Таблица – Объединить ячейки.
5. Пронумеруйте строки (Выделить первый столбец, начиная со 2-й строки и нажать кнопку Нумерованный список на панели Форматирования)
6. В ячейки второго столбца впечатайте фамилии.
7. Отсортируйте список по алфавиту: выделить весь список и нажать на панели Меню Таблица – Сортировка.
8. Отобразите в таблице график дежурства, закрашивая по две ячейки соответствующие фамилиям дежурных.
9. Выделите красным цветом самый трудный день в школе и зелёным цветом любимый предмет.
10. Сохраните документ с именем «График дежурства» в личную папку. Закройте документ.
Упражнение 3. Создание таблицы, внедрение в неё графических объектов.
Создадим таблицу «Времена года» размером 4х2. Для этого выполните следующие шаги.
1. Вставьте таблицу с требуемым числом ячеек.
2. В ячейки первой строки впечатать наименования времён года (Зима, Весна, Лето, Осень) стиль «Monotype Corsiva» размер шрифта 20, полужирный.
3. В ячейки второй строки вставить, соответствующие временам года картинки.
4. Выделите красным цветом ячейку с наименованием времени года, которое вам больше всего нравится.
5. Выделите границей красного цвета ячейки с наименованием и картинкой времени года, на которое выпадает ваш день рождения, как показано на рисунке (слайд 4).
6. Сохраните документ в личную папку с именем «Времена года»
7. Закройте документ.
Приложение 3
Презентация к уроку
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Слайд 1
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Слайд 3

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Слайд 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Слайд 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415Слайд 6





Ответ ___________________



Root Entry