Организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.


Организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Описание опыта работы в качестве учителя физической культуры ГБОУ СОШ с Богдановка м/р Нефтегорский.
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас много, болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом.
Человек, испытывающий состояние душевного равновесия, человек социально адаптированный, у которого не нарушены психические функции (мышлении, память, внимание, восприятие, эмоции), - это психически здоровый человек. Поэтому проблемы сбережения здоровья, оздоровления учащихся и учителей в последние несколько лет стали приоритетными.
Целью физического воспитания в школе является содействие
всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
• развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
• приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
• воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
• содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, я направляю свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Для определения жизненных ценностей подростков, я провела среди учащихся нашей школы диагностическое исследование. На первое место вышли ценности здоровья. Такая картина кажется совершенно нетипичной для учащихся. Как правило, проблемы подростков касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с учебной деятельностью, с выбором направления предстоящей взрослой жизни.
Одним из факторов, формирующих психическое состояние, является тревожность. С целью выявить уровень тревожности детей в среднем и старшем звене проводилась диагностика. По опроснику «Методика эмоциональной напряженности». Результаты диагностики показали, что повышенная тревожность сказывается на сформированности системы управления: неверном поведении, неверной оценки своих возможностей и реальных успехов в учебе, неадекватном самоконтроле. Повышенная тревожность становится причиной нарушения внимания (41%), снижения работоспособности (28%), повышение утомляемости (12%), нарушений сна (19%).

-457200150495
Кроме того, повышенная тревожность ослабляет организм: поднимается давление, увеличивается частота сердечных сокращений и дыхания, сужаются кровеносные сосуды и напрягаются мышцы. В результате могут возникнуть такие заболевания как гипертония, головная боль, желудочные спазмы, остеохондроз. Поэтому очень важно применять меры профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у школьников, вести оздоровительную работу. Работу я начала с проведения экологического мониторинга в школе. Цель мониторинга: привлечь учащихся и учителей к активной работе по сознательному выполнению санитарных норм школьной жизни и усилению факторов укрепления здоровья в стенах школы. В число факторов вошли:
санитарное состояние кабинетов;
режим проветривания кабинетов;
озеленение кабинетов, эстетичность цветочных горшков;
уровень шума на переменах;
проведение на уроках физкультминуток (на снятие усталости, на тренировку зрения);
задержка учителями учеников после звонка на перемену.
Так школьное исследование показало, что санитарное состояние полов, подоконников и т.п. за редким исключением «хорошее» или «отличное». Мусорные корзины имеются во всех кабинетах, но иногда они предназначены только для учителя и стоят у него под столом. Режим проветривания кабинетов почти не соблюдается. Обнаружилось, что на уроках в старших классах не проводится профилактическая работа по предупреждению усталости от выполнения монотонной учебной работы. Уровень шума на перемене, согласно наблюдениям, наиболее высок у учащихся 5-9 классов.

Полученные результаты сводились в общую таблицу. Проведение этой работы (изучение факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние здоровья учащихся) побудило старшеклассников к выполнению проекта «Школьные перемены». Сбор этих данных повысил не только исследовательскую культуру, но и вызвал интерес учителей и младших школьников, повысил самоуважение, создал положительный настрой на выполнение самостоятельной работы.
В связи с вышеизложенным, я поставила перед собой задачу создания и реализации программы “Школа здоровья и физического развития »Цель:
«Формированию установки на здоровый образ жизни учащихся и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей личности понимать обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих”
Задачи:
Способствовать приведению образовательного процесса в соответствие с психолого-физиологическими возможностями учащихся.
Формирование санитарно-гигиенических установок и мотивации, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей.
Повышение знаний родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Принципы организации
здоровьесберегающей работы
Системный подход
Гуманистический подход
Комплексный подход
Индивидуальный подход
Позитивный подход

Направления работы
Учебная работа
Физкультурно-оздоровительная
Школьный коллектив по физической культуре
Внеклассная
Физкультурно – массовые и спортивные мероприятия
Организационная
Врачебно-педагогический контроль
Родители, общественность, педагоги
Пропаганда и агитация
Хозяйственная

Комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей в плане работы школы
диспансеризация учащихся
научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;
разработка и реализация комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на:
- уменьшение уровня заболеваемости;
- снижения уровня функциональной напряжённости детей и педагогов;
- восстановление обратимого резерва здоровья;
календарный план внутришкольных соревнований;
школьная спартакиада;
пешие, велосипедные, лыжные походы;
выпуск календаря здоровья, оформление наглядной агитации;
создание уголков физкультуры в классах;
В ходе учебного процесса
Схема оздоровительных действий
Уроки физической культуры
Двигательные перемены
Гимнастика до занятий
Физкультминутки во время уроков
Час здоровья
День
здоровья
Проектная деятельность
Во внеурочное время
Спортивные соревнования по видам спорта
ВнутришкольныеРайонные
Областные
Секции по видам спорта
Волейбол
Легкая атлетика
Классическая аэробика
Туристические походы
Клуб «Здоровый образ жизни» для родителей, общественности и педагогического коллектива.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов авторы В.И.Лях, А. А. Зданевич, была адаптирована мной для категории учащихся сельской школы. В календарно- тематическое планирование добавляю уроки аэробики с применением оборудования и калланетики.
Step (степ) аэробика – на специальной платформе с регулируемой высотой от 10-20 см. Этот вид аэробики дает сбалансированную, низкоударную, но высокоинтенсивную нагрузку, что позволяет достичь хорошей физической формы без сильного ударного воздействия на опорно-двигательный аппарат. Степ – аэробика отлично развивает двигательные качества, координацию движений тренирует кардиореспирнторную систему
Fitball (фитбол) – аэробика на мяче из особо прочной резины, выдерживающим вес до 300 кг, объем мяча от 45-65 см, приемлема для развития гибкости, равновесия, координации, силы мышц всего туловища, для реабилитации лиц с ограниченными двигательными возможностями
Круговая тренировка – проводится как с оборудованием, так и без него. Используя 5-7 разнообразных станции для развития силы мышц, гибкости и выносливости (фитбол, степ, террабанд, гантели, стретчинг)
Интервальная аэробика – силовая тренировка с чередованием нагрузки и отдыха в соотношении 1:1,1:2, 1:3 и т.д. в зависимости от подготовленности учащихся.
Terra аэробика – силовая аэробика с резиновым жгутом (террабандом) для развития всех групп мышц туловища, рук и ног.
Калланетика - гимнастика, которая заставляет работать все мышцы, включая те, которые пассивны даже при занятиях аэробикой и шейпингом. Развивает гибкость, координацию, силу, а так же разгружает психологически.
Схема занятия классической аэробики.
Упражнения, используемые во время занятий, должны отвечать целям каждого компонента структуры занятий по оздоровительной аэробике.
Структура занятия.
Разминка и предварительное растягивание, 5 -7 мин. (ударность 130-135)
Основная часть, 15 мин. (непосредственно аэробная серия) выполняется непрерывно (ударность 130-160, в зависимости от уровня подготовленности учащихся.Заминка, от 1 до 3 мин. (Задача: снижение интенсивности, восстановление дыхания, ударность 130-150)
Изолированная работа 10 мин. (прорабатывается определённая группа мышц, ударность 130-140, не всегда включается в схему урока)
Стретчинг (растягивание), 5 мин (ударность 100-110)
Уроки – презентации, показ видео и аудиовизуальных технических средств, на занятиях физической культуры с использованием информационных технологий, я провожу с учётом индивидуально – возрастными особенностями учащихся. Эффективность уроков с применением ТСО адаптировала для сельских учащихся по режиму
Н.Т. Лебедевой
Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств (по Н.Т. Лебедевой)
Класс Длительность работы с компьютером, мин Количество занятий в неделю Гимнастика для глаз в ходе занятий Физкультминутка на рабочем месте Длительность перерыва между занятиями
5 15 1 3-5 упражнений по 5 и более каждое 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое 10-20
6-7 20 1 3-5 упражнений по 5 и более каждое 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое 10-20
8-9 25 1 5-7 упражнений по 8-10 раз каждое 8-9 упражнений по 6-8 раз каждое 10-20
10-11 25 1 5-7 упражнений по 8-10 раз каждое 8-9 упражнений по 6-8 раз каждое 10-20
Длительность использования на уроках различных ТСО, мин.
(по Н.Т. Лебедевой)
Классы Просмотр диапозитивов Просмотр видеофильмов Просмотр телепередач Прослушивание радиопередач
1-2 7-15 15-20 15 20
3-4 15-20 15-20 20 20
5-7 20-25 20-25 20-25 25
8-11 20-25 25-30 25-35 25