Пояснительная записка по музыке 1-4 класс Усачева, Школяр Вентана Граф

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (1-4 классы) начальный уровень основного общего образования составлена на основании:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 №189 (с изменениями, утвержденными приказом МО и Н РФ от 29 декабря 2014 года №1644, приказом МО и Н РФ от 31 декабря 2015 года №1577).
Примерной основной, образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15)
Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» приволжского района г.Казани, принятой на педагогическом совете (протокол №2 от 28.08.2015г.), утвержденной и введенной в действие приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани от 01.09.2015г.№198.
Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани, принятого на педагогическом совете (протокол №1 от 26.08.2013 г.), утвержденного и введенного в действие приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани от 02.09.2013г.№178.
Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани на 2016/2017 учебный год, обсужденного на заседании педагогического совета (протокол №1 от 19.08.2016г.), утвержденного и введенного в действие приказом №180 от 31.08.2016.

1. Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
2. Общая характеристика предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произ- ведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в про- цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско- исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении мирового музыкального искусства: фольклора, религиозной музыки, произведений композиторов-классиков, современной академической и популярной музыки. Введение учащихся в мир музыки осуществляется через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры в музыкальный мир других народов.
Программа направлена на освоение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью.
В процессе реализации программы основной вид деятельности – детское творчество, прежде всего связанное с «досочинением».
Под детским творчеством понимается готовность к творчеству: возникновение необходимости сравнивать, выбирать , находить, то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления.
Также используются следующие виды деятельности:
1.Виды музыкальной деятельности: хоровое ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен, сказок и музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
2. Виды деятельности по отражению эмоционального восприятия музыки: импровизация речевая, вокальная, ритмическая, пластическая; рисунки на темы музыкальных произведений, эскизы костюмов героев музыкальных произведений, декорации к оперным и балетным спектаклям; программы концертов, поэтические дневники, литературные сочинения о музыке, музыкальных инструментах и музыкантах.
Преемственная реализация данной программы на ступени основного общего образования планируется по программе «Музыка 5-7» авторов В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2013 г

3. Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в IIV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа во IIIV классах).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка».
Личностные результаты:
- формирование основ гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, свой народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование основ национальных ценностей российского общества;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления в видах музыкальной деятельности;
-формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач, умение определять общую цель и пути её достижения, способность договариваться о распределении ролей и обязанностей;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством компромиссв и сотрудничества;
- самооценка своих музыкально-творческих возможностей; формирование способности понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
- навык умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;
- овладение действиями сравнения, обобщения, установления аналогий в процессе музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную. Познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представления о роли музыки в жизни человека;
-формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса у музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.

5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё. - Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки. - Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. 39 Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Нормы и основные критерии оценки слушания музыкальных произведений
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается: - степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
«5» – ученик может обосновать свои суждения, даёт правильный и полный ответ, дающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
«4»– ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5»; ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими ( -2) вопросами учителя.
«3» – ответ ученика правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
«2» – ученик обнаруживает незнание и непонимание услышанного материала, но отвечает на некоторые наводящие вопросы учителя, откликается эмоционально.
Нормы и основные критерии оценки вокально-хорового исполнения
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
«5» ставится за знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение, умение петь в ансамбле, хоре (в унисон, первым или вторым голосом), исполнять произведение сольно под аккомпанемент учителя или фонограмму.
«4» ставится за знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое, ритмически правильное интонирование; умение петь в ансамбле, хоре (в унисон, первым или вторым голосом), исполнять произведение сольно под аккомпанемент учителя или фонограмму, но недостаточно выразительно.
«3» ставится за неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не точное, иногда фальшивое исполнение в ансамбле, хоре, ритмические неточности; невыразительное исполнение.
«2» ставится за исполнение неуверенное и фальшивое.

В комплексной проверочной работе: по карточкам (знание музыкального словаря), кроссворды, блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы, применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.) за каждый вид работы ставится одна отметка.
По окончании всех проверочных заданий каждому ученику ставится общая отметка за все выполненные или не выполненные задания.
«5» ставится, если все задания выполнены правильно;
«4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 заданий;
«3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
«2» ставится за работу, в которой правильно выполнено менее половины заданий



6. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Планируемые результаты

научится
Получит возможность научиться

Личностные
1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
расширять музыкальный кругозор и получит общие
представления о музыкальной жизни современного
социума;

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе
коллективного (индивидуального) музицирования.

участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
умение работать с учебником по музыке;
участвовать в коллективном обсуждении учебной
проблемы и анализе условий учебной задачи;
умение работать с учебником по музыке;

Предметные
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии

проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
понимать степень значения роли музыки в жизни человека.
выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
различать тембры музыкальных инструментов;
пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с
жизнью;
воспринимать учебный материал небольшого объема
со слов учителя, умению внимательно слушать;
узнавать на слух основную часть произведений;

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края

ориентироваться в музыкально- поэтическом
творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края,
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные
традиции;
пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи
с жизнью;
осмысленно владеть способами певческой
деятельности: пропевание мелодии, проникнуться
чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.
реализовывать творческий потенциал,
осуществляя собственные музыкально –
исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты; определять на слух звучание народных инструментов;


различать жанры народных песен – колыбельные,
плясовые, их характерные особенности;
знать образцы музыкального фольклора, народные
музыкальные традиции, праздники;

3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса
понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения;
сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
обогащению индивидуального музыкального опыта;
воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
определять названия профессиональных инструментов,выразительные и изобразительные возможности этих инструментов

4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению

внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
определять смысл понятий «композитор-исполнитель- слушатель»;
узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям,
определять и сравнивать характер, настроение в
музыкальных произведениях;
эмоционально откликнуться на музыкальное
произведение и выразить свое впечатление


5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации

определять характер, настроение, жанровую основу песен- попевок;
принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
передавать настроение музыки в пении;
откликаться на характер музыки пластикой рук,
ритмическими хлопками.
исполнять, инсценировать песни.
передавать настроение музыки в пластическом
движении, пении, давать определения общего характера

Метапредметные
1.Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;

использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
выделять отдельные признаки предмета и
объединять по общему признаку;
выражать собственные мысли, настроения и
чувства с помощью музыкальной речи в пении,
движении, игре на инструментах;
приобретать (моделировать) опыт музыкально-
творческой деятельности через сочинение, исполнение,
слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
владеть элементами алгоритма сочинения
мелодии;
ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов;

2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения
функций и ролей.

самостоятельно выполнять упражнения;
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
видеть взаимосвязь всех школьных уроков
друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
оказывать помощь в организации и проведении
школьных культурно- массовых мероприятий.


Образовательные технологи, используемые при изучении курса « Музыка» в начальной школе.
В Концепции модернизации образования «. модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний , но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
От современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
В поисках решения проблемы на уроках в начальной школе учитель может использовать в своей педагогической деятельности личностно- ориентированный подход в обучении, который реализуется через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно- ориентированного обучения , информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока музыки.

Этап урока
Варианты использования образовательных технологий.






1.
Актуализация знаний
Игровые технологии, педагогика сотрудничества,
здоровьесберегающий подход.

2.
Сообщение темы и целей урока.
Проблемное обучение, педагогика сотрудничества,
информационно-коммуникативные технологии.

3.
Работа по теме урока.
Технология активного учебного процесса, индивидуальный
и дифференцированный подход, гуманно-личностная
технология, развивающее обучение, игровые технологии,
проблемное обучение.

4.
Физкультминутка.
Здоровьесберегающие технологии.

5.
Индивидуальная
( самостоятельная ) работа
Информационно-коммуникативные технологии.

6.
Итог урока.
Гуманно- личностная технология.

7.
Рефлексия.
Здоровьесберегающий подход.



Выпускники начальной школы научатся:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

7. Содержание учебного предмета «Музыка».
Первый год обучения – обобщенный образ музыки, который раскрывается в трех содержательных линиях.
Первая – связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего от нашего к нему отношения. Роль искусства в жизни вообще и каждого человека в частности.
Вторая – истоки музыкального искусства, широкое разнообразие форм его бытования.
Третья - погружение учащихся в музыкально-художественную деятельности с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Большое место занимает опыт детского творчества: «омузыкаливания»загадок, пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры.
В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.
Второй год обучения - выражается в формулировке «как живет музыка». Выделяется две содержательные линии:
Первая линия - музыка - как живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. Все эти свойства живого присутствуют в любом произведении.
Вторая линия – взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
Третий год обучения - отражение истории и души народа в музыке России. Раскрытие идеи – реализуется через уроки- монографии, на которых учащиеся вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Содержание реализуется в двух линиях:
Первая линия - погружает школьников в истоки происхождения народного творчества.
Вторая линия – раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры.
Место и значение русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Четвёртый год обучения - взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Совпадение жанров и форм музыкальных культур России и мира. Интонационное своеобразие национальных культур зарубежных стран. Обогащение музыкальных интонаций через общение с музыкой другого народа.
Обобщение темы «от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии», которая реализуется в содержательном анализе музыкального произведения.

Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащегося

1 класс

Истоки возникновения музыки (8 ч)
Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».
Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.
Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны).
Различать характерные признаки основных жанров музыки.
Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.
Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.
Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя.
Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.
Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням


Содержание и формы бытования музыки
(16 ч)
Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.
Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.
Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.
Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.
Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.
Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах


Язык музыки (6 ч)
Значение музыкального языка в сфере человеческого общения. Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей. Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора. Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой
Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.
Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.
Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.
Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.
Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)


2 класс

Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент


Музыка искусство интонируемого смысла (10 ч)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки


«Тема» и «развитие» жизнь художественного образа (10 ч)
«Тема» одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании


Развитие как становление художественной формы (6 ч)
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации

Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности


3 класс

Характерные черты русской музыки (8 ч)
Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее интонационные корни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.
Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов


Народное музыкальное творчество энциклопедия русской интонационности (12 ч)
Род, родник, Родина духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Свадебный обряд ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.
Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры


Истоки русского классического романса
(6 ч)
Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.
Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания


Композиторская музыка для церкви (2 ч)
Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

Размышлять о роли музыки в церкви.
Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки


Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре
(8 ч)

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков

Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.
Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.
Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.
Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.
Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов



4 класс

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)
Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.
Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты
Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности


Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.
Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию
и Украину. Русское как характерное через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности


Музыкальное общение без границ (10 ч)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья  Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации

Искусство слышать музыку (9 ч)
Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей





















9. Литература и средства обучения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Примерная программа начального общего образования по музыке.
3. Программа «Музыка. 1-4 классы», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2011 г
4. Учебник «Музыка 1 класс», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2013 г
5. Учебник «Музыка 2 класс», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2012,
6. Учебник «Музыка 3 класс», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2011
7. Учебник «Музыка 4 класс», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2013 г
8. Хрестоматия с нотным материалом.
9. Поурочные разработки «Уроки музыки. 1-4 классы» Учебник «Музыка 1-4 класс», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2013,
10. Музыкальная энциклопедия.
11. Схемы: расположения инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположения партий в хоре.
12. Портреты композиторов.
13. Народные музыкальные инструменты.
14. Аудиозаписи.
15.Персональный компьютер.
16. Медиапроектор.
17. Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры.
18 Детские музыкальные инструменты.






























Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:
Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры
Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.
Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
Интернет-ресурсы.
Мониторинг
Мониторинг – научно обоснованное диагностико - прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора задач, средств и путей их решения.
Мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель-ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижения ученика от незнания к знанию.
В содержание мониторинга входит: определение воспитательного потенциала коллектива;
-отслеживание, установление реальных условий развития личности каждого ребенка
Этапы мониторинга
1этап Нормативно – установочный
Цели и задачи:
выявление диапазона учащихся и степень интонационной возможности каждого ученика.
выявление слуховой памяти учащихся, а также тембрового слуха.
выявить степень ориентации учащихся в жанрах музыки, объем эмоционального словаря, уровень музыкальных предпочтений детей.
Критерии мониторинга обученности: правильность, осознанность, личностный рост учащегося;
Для определения уровня и качества знаний, умений и навыков на уроках музыки используется тест, занимательные компьютерные задания, исполнение песенного материала, как группой, так и сольно, слуховые диктанты. Текущий контроль осуществляется в соответствующих формах по видам музыкальной деятельности на уроках музыки:
Слушание (слуховые навыки)
внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки;
различать тембры музыкальных инструментов;
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
Пение (вокально-хоровые навыки)
выразительно исполнять песню;
определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
Понимает основные дирижёрские жесты;
передавать настроение музыки в пении;
Ритмическая координация
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении;
откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
2 этап Аналитико - диагностический
Для контроля обученности учащихся проводится итоговый тест.
Процедура организации тестирования
Учитель заполняет сведения теста ( класс, фамилию, имя учащегося). Листки раздаются детям.
Учитель объясняет учащимся, что отвечать на вопросы нужно письменно, после звучания музыки, подчеркивая ответ на вопрос.
Последовательность заданий:
Звучат в записи последовательно три фрагмента. После звучания каждого из них дети подчеркивают верные, по их мнению, ответы.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского;
«Скворушка прощается» Т.Попатенко;
«Вальс» П.И.Чайковского из «Детского альбома».
Звучат те же фрагменты в той же последовательности. После каждого произведения учитель читает словесные определения, данные в тексте.
Дети подчеркивают те, по их мнению, передают характер и настроение произведения.
Вопрос к учащимся: «Какое из произведений понравилось больше всего?» Учащиеся подчеркивают нужную цифру.
Вопрос к учащимся: «Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки?» Учащиеся подчеркивают выбранные ими виды деятельности.
Исполнение песенного материала Процедура организации исполнения песни.
Предложить исполнить песню по группам.
Проследить за соблюдением вокально – хоровых навыков.
Отметить в процентах в таблице.
Ритмическая координация
Предложить выполнить музыкально – ритмические движения под музыку или песню по группам.
Проследить за правильностью и осознанностью выполнения задания.
Отметить в процентах и оценить в приложенной таблице.
3 этап Прогностический Разработка плана действий. Например: группа детей (можно указать фамилии) не усвоила тему (название темы), планирую провести дополнительную работу (перечислить упражнения, приёмы.)
4 этап Деятельностно - психологический Выполнение запланированного.
5 этап Промежуточно- диагностический
Скорректировать план действий:
Конкретизация задач с учётом достигнутого уровня.
Определение способа реализации этих задач.
Устранение причин тормозящих развитие.
Предположение о возможных затруднениях и путях их решения.
6 этап Итогово - диагностический Определить эффективность.
1) Сбор информации для оценки нынешнего состояния объекта.
2) Сравнение результатов с первоначальными.
3) На основе логического анализа сделать вывод об эффективности работы.
4) Сделать вывод о соответствии полученного результата и цели.
Исполнение песенного материала Процедура организации исполнения песни.
Предложить исполнить песню по группам.
Проследить за соблюдением вокально – хоровых навыков.
Отметить в процентах в таблице.
Ритмическая координация
Предложить выполнить музыкально – ритмические движения под музыку или песню по группам.
Проследить за правильностью и осознанностью выполнения задания.
Отметить в процентах и оценить в приложенной таблице.
7 этап Прогностический Разработка плана действий. Например: группа детей (можно указать фамилии) не усвоила тему (название темы), планирую провести дополнительную работу (перечислить упражнения, приёмы.)
8 этап Деятельностно - психологический Выполнение запланированного.
9 этап Промежуточно- диагностический
Скорректировать план действий:
Конкретизация задач с учётом достигнутого уровня.
Определение способа реализации этих задач.
Устранение причин тормозящих развитие.
Предположение о возможных затруднениях и путях их решения.
10 этап Итогово - диагностический Определить эффективность.
1) Сбор информации для оценки нынешнего состояния объекта.
2) Сравнение результатов с первоначальными.
3) На основе логического анализа сделать вывод об эффективности работы.
4) Сделать вывод о соответствии полученного результата и цели.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315