Рабочая программа по музыке 4 кл ( Усачева, Школяр)


Пояснительная записка – 4 класса
Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 4 классах и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2010) серии «Стандарты второго поколения».Целью: уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.
Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение музыки в 4 классе – 35 часов в году.
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Музыка»
В основе учебников лежит системно - деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка». Основными видами учебной деятельности школьников являются:
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.
Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах. выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.
3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями).
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ Тема урока Количество
часов Характеристика деятельности учащихся Применение ИКТ Дата
проведения
план факт
1 2 3 4 5 6 Многоцветие музыкальной картины мира 7 часов 1 Многообразие звучащего пространства 1 Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека 3. 09 2 Музыка Германии 1 Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Презентация
« Культура и музыка Германии» 10.09 3 Музыка Польши и Венгрии 1 Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Презентация
« Культура Венгрии и Польши» 17.09 4 Знакомство с музыкальной культурой Италии и Испании 1 Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности Презентация
« Культура Италии и Испании» 24.09 5 Музыка Норвегии 1 Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Презентация
« Культура Норвегии» 1.10 6 Музыка Америки( США) 1 Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности Презентация
« Культура США» 8.10 7 Специфика музыкального высказывания 1 Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности 15.10 Музыка мира сквозь «призму» русской классики 8 часов
8 Роль восточных мотивов в становлении русской классической музыки 1 Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности 22.10 9 Италия глазами русских классиков 1 Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры. 29.10 10 Музыкальное путешествие русских классиков в Испанию 1 Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности 12.11 11 Путешествие русских классиков в Японию 1 Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии. «Путешествие в Японию» - презентация 19.11 12 Путешествие русских классиков в Украину 1 Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии. 26.11 13 Восточные мотивы 1 Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии. 3.12 14 Русский восток 1 Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности 10.12 15 урок – повторение по теме « Музыка мира сквозь «призму» русской классики» 1 Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры. 17.12 Музыкальное общение без границ - 10 часов
16 Знакомство с музыкой ближнего зарубежья - Беларуси 1 Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации Презентация « Музыка Беларуси» 24.12 17 Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Украины, Молдовы 1 Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации Презентация « Музыка Украины» 14.01 18 Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Казахстана 1 Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации 21.01 19 Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Балтии 1 Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации 28.01 20 Музыкальный салон- Бах, Моцарт. 1 Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации « Моцарт» - презентация 4.02 21 Музыкальный салон - Ф. Шуберт, Шуман. 1 Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации 11.02 22 Музыкальный салон. К. Дебюсси. 1 Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации 18.02 23 Музыкальный салон – Ф. Лист 1 Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации 25.02 24 Музыка стран ближнего зарубежья. 1 Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Исследовательская работа « Сила музыки» 3.03 25 5 музыкальный салон. День «Открытых дверей» 1 Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. 10.03 Искусство слышать - 9 часов
26 Голос России 1 Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. 17.03 27 Что значит слышать голос России 1 Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. 24.03 28 Я часть России 1 Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. 7.04 29 Гимн России 1
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. Презентация « Гимн России» 14.04 30 Образы борьбы и победы в искусстве 1 Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора. 21.04 31 Героические образы в симфониях Л. Бетховена 1 Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. Презентация « Бетховен» 28.04 32 Фортепианный концерт Э. Грига 1 Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. 5.05 33 В музыке Баха слышатся мелодии космоса 1 Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора. 12.05 34
Урок – повторение по разделу
« Искусство слышать музыку»
1 Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. 19.05 35 Урок - концерт 1 Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей 26.05 Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: - --- выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
Должны уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2011г.)
2.Усачева В. О. Музыка : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. – 128 с. : - ил. – (Начальная школа XXI века).
3.Усачева В. О. Музыка : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
4 Программа «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр. « Вентана - Граф», 2012.
Дополнительная литература
1. Музыка : 1 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2011. ( Начальная школа XXI века).
2. Музыка : 2 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2012. ( Начальная школа XXI века).
Интернет-ресурсы
1. Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru
2. Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru
3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
4. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru
5. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru