Рабочая программа по музыке 5 класс В.О.Усачёва,Л.В. Школяр


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «ООШ с.Квасниковка»
Энгельсского муниципального района
__________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ООШ с.Квасниковка»
Энгельсского муниципального района
__________________И.М.Зеленский
Приказ №______ от_________2016г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для учащихся 5 класса МБОУ «ООШ с.Квасниковка»
Энгельсского муниципального района
на 2016/2017 учебный год

Составитель:
Мустафаева И.Н.
учитель музыки и
изобразительного искусства


II.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО) для 5 классов составлена на основе авторской программы Л.Г.Савенковой / Интегрированной программы: Изобразительное искусство 5-8 (9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М. : «Вентана-Граф», 2013. – 200с.
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
Место изобразительного искусства в учебном плане.
В соответствии с учебным планом для основного общего образования. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель ).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Человек, природа, культура как единое целое
Учащийся научится:
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Учащийся получит возможность научиться:
Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.
Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве
Учащийся научится:
Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение. Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке.
Учащийся получит возможность научиться:
Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.
Путешествие в мир искусства Древней Греции
Учащийся научится:
Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.
Учащийся получит возможность научиться:
Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
Учащийся научится:
Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма .
Народное декоративно-прикладное искусство
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани .Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
Метапредметными результатами является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работ
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях поли художественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание курса
№п/п Тематический блок(тема учебного занятия при отсутствии тем блока) Кол-во часов Использование проектной деятельности Использование исследовательской деятельности Контроль (кол-во часов, форма проведения)
1 Человек, природа, культура как единое целое 4
Проект «Фруктовый натюрморт» 2 Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве 7
Проект « Улица
на которой мы жили в древнем городе» Исследовательский проект «Из истории моего города» 3 Путешествие в мир искусства Древней Греции
5
Проект «Чернофигурные вазы» 4 Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
9
Проект «Святки»
Проект «Кокошник» 5 Народное декоративно-прикладное искусство 8
Проект «Кукла-закрутка»
6 Итого 33
кАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Тема урока Кол-во часов По плану Факт
1 четверть
1 Природа и человек 1 2 Природа и художник 1 3 Человек — природа — культура 1 4 Пространство и время. Многомерность мира 1 5 Зодчество 1 6 Образы старинной архитектуры 1 7 Конструктивные особенности архитектуры 1 8 Объёмные формы в изобразительном искусстве 1 2 четверть
9 Штрих в изобразительном искусстве 1 10 Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) 1 11 Перспектива в открытом пространстве 1 12 Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира 1 13 Мифы Древней Греции 1 14 Скульптура Древней Греции 1 15 Рисуем человека по древнегреческим канонам 1 3 четверть 16 Чернофигурные вазы Древней Греции 1 17 Славянские мифы о сотворении мира 1 18 Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек 1 19 Былинный образРусской земли. 1 20 Илья Муромец и Соловей-разбойник 1 21 Народный костюм. Головной убор 1 22 Народный костюм. Одежда 1 23 Народные праздники. Святки 1 24 Народные праздники. Святки 1 25 Масленица 1 26 Этнографический музей 1 4 четверть
27 Печные изразцы 1 28 Расписывание изразцов 1 29 Прядение — вид народного ремесла 1 30 Прялка 1 31 Кукла как часть народной культуры 1 32 Делаем куклу-«закрутку» 1 33 Ткачество.Лоскутное шитьё 1 Итого 33