Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса
на основе эффективного использования современных образовательных технологий




«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно» - писал Р.Киплинг.
Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. Моя задача – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои творческие и практические способности, и, следовательно, обеспечить высокое качество организации образовательного процесса. Добиться положительных результатов в обучении можно лишь с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий. Среди многообразия педагогических технологий наиболее ценными для реализации поставленных целей и задач, на мой взгляд, являются:
Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-педагогика сотрудничества
Технология на основе активизации деятельности обучающихся:
-игровые технологии;
-проектно-исследовательская технология
Здоровьесберегающая технология
Использование информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе
Технологии, используемые мною на уроке, способствуют созданию на уроках атмосферы внимания, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности, формируют метапредметные компетентности.
Технологии личностно-ориентированного образования
Цели личностно-ориентированного образования: -    саморазвитие, самосовершенствование личности учащегося в условиях образовательного процесса. -    формирование внутренней мотивации к учебной деятельности через систему творческих заданий и рефлексии. -    совместно-распределенная согласованная деятельность участников образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений. В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса я стараюсь создать условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса. При организации образовательного процесса пытаюсь создать такие условия, при которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные возможности каждого ребенка через реализацию и построение соответствующих видов деятельности, а именно через творческую деятельность. Уроки по русскому языку и литературному чтению строю так, чтобы дети, выполняя творческие задания, учились анализировать и выражать чувства, имели собственные суждения, развивали в себе наблюдательность. На уроках математики предлагаю задачи нестандартного типа, развивая логическое мышление и воображение. На начальном этапе обучения использую учебно-игровые ситуации, которые в дальнейшем переходят в положительную мотивацию. Результатом творческой деятельности ребят являются выставки работ (рисунков, изделий). Дети с огромным удовольствием участвуют в классных, школьных мероприятиях и видят значимость своей практической работы, которая способствует развитию каждого ученика как личности. Условия реализации личностно-ориентированного подхода -    направленность образовательного процесса на самоопределение, самосовершенствование личности учащегося -    учет особенностей личностного развития ребенка в учебно-воспитательном процессе -    поиск лучших качеств личности -    применение психолого-педагогической диагностики личности -    прогнозирование развития личности -    конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция
Технология на основе активизации деятельности обучающихся
- Игровая технология
В. Сухомлинский сказал: «Игра – искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра – это путь познания ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов.
Основной целью данной технологии является формирование личности, владеющей прочными знаниями, умеющей принять полученные знания в новых условиях. Используя игры и игровые моменты на своих уроках, я тем самым активизирую мышление каждого ученика, включаю в работу и сильного, и слабого, вырабатывая внимание, любознательность. К достижению запланированного результата приводит решение следующих задач:
Обучение ученика через игру – умение ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий посредством игры.
Способствование продвижения ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка.
Формирование личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.
Представление обучающимся права выбора и проявление в работе своей индивидуальности.
Создание условий для социализации личности в рамках индивидуальной и коллективной форм работы.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает во времени с первым полугодием первого класса. Здесь все уроки я строю на основе игры. Формы уроков различны. Это и уроки - сказки, концерты, уроки, построенные по типу любимых передач – «Поле чудес», «В гостях у сказки», «Звездный час». Гостями на наших занятиях являются любимые сказочные герои, веселые человечки: Буратино, Гномик, Красная шапочка, Незнайка, Почемучка. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями. Любимцем первоклассников стал медвежонок Миша, который умеет говорить, может погладить по голове наиболее отличившихся учеников и пожалеть, если что-то не получилось. На ураках в 1 классе я использую разные виды игр: словесные, игры с предметами, игры с элементами соревнования, настольно-печатные игры, ролевые игры. Использование игровой технологии повышает положительную мотивацию к учебному процессу.

Проектно-исследовательская технология
Проектный метод предполагает изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные  его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через    систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий. Цели проектно-исследовательской технологии - создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.
В своей работе на уроках и во внеурочной деятельности я использую информационный, исследовательский, практико-ориентированный виды проектов. Создаю условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания
из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах,  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). По предмету «Окружающий мир» мои ученики выполняли проекты по темам «Я и моё имя», «Мои домашние питомцы», «Моя семья», составляя фоторассказы с подписями, в которых выражали свое отношение к окружающему. На уроках литературного чтения ребята работали над проектом «Устное народное творчество». Проект включал в себя следующие разделы: народные песни, сказки народов России, сказки народов мира; загадки, дразнилки, считалки; пословицы, поговорки. Результатом этого проекта были: игровая программа, выставка книг; инсценировки сказок и песен; выставка поделок; конкурсы знатоков сказок. Проект «Комнатные цветы» - межпредметный групповой проект, включающий учебные предметы: окружающий мир, информатику и ИКТ, изобразительную деятельность. Проект «Моя малая Родина» - создавался учащимися 1 класса . В нём отразились все достопримечательности г.Сызрани. Очень интересно прошла презентация проекта. Проекты, выполненные во внеурочной деятельности: «Весёлая азбука», «Светофорик», «Домашние питомцы» и проекты по выбору. «Мои родственники в ВОВ» - проект к 70-летию Победы. Была создана книга памяти и прошла презентация в классе. Семейный проект «Самая спортивная семья» был самым эмоциональным и запоминающимся, где дети вместе с родителями соревновались в силе и ловкости, скорости и выносливости. Все участники почувствовали атмосферу праздника, сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Проект «Птицы – наши друзья» включал в себя сбор информации о птицах нашего края, выпуск стенгазет, выставку книг, изготовление кормушек и скворечников, участие в конкурсе на лучший скворечник. Итогом этого проекта стало проведение «Дня птиц»: это нестандартные уроки по данной тематике, конкурс плакатов, викторина, КВН . На протяжении всей начальной ступени обучения в рамках внеурочной деятельности учащиеся посещали кружок «Ручеёк», знакомясь с фольклорным наследием наших предков. Итогом нашей работы стало участие в городском конкурсе «Гуливер» секция «Искусство». Ребята заняли в конкурсе 1 место. (Приложение 1)
В результате вовлечение ребят в проектную деятельность у них были сформированы такие качества, которые способствуют достижению успеха и саморазвитию личности: любознательность, прилежание, позитивное отношение к окружающему миру, умение общаться в коллективе, формируются духовно-нравственные ориентиры и активная жизненная позиция.
Использование ИКТ в начальной школе Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса
В моей практике уже сформировались основные направления применения  ИКТ:

·        подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);

·        участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

·        тестирование по предметам

·      проведение родительских собраний и лекториев;

·        воспитательные события и социальные проекты;

·        развивающие игры по предметам.

Ребята, находя нужную информацию и проявляя самостоятельность, с удовольствием создают презентации по учебным предметам, проявляют творчество, что даёт им возможность обрести и закрепить умения и навыки, приобретённые на уроках. Дети учатся собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Я считаю, что при этом повышается интерес к изучаемым предметам.
Здоровьесберегающая технология
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека.

Образовательная технология
Цели применения технологии
Компетенции, на формирование которых направлено использование образовательных технологий
Результативность использования образовательных технологий

Технология на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-педагогика сотрудничества



Формирование личности, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ориентация на свойства личности, ее формирование, ее развитие в соответствии с природными способностями.



Учебно- познавательные. Коммуникативные. Ценностно-смысловые: формирование общечеловеческих ценностей. Личностного самоопределения: развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности.



Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития личности ребенка, реализации ее природных потенциалов.

Технология на основе активизации деятельности обучающихся:
-игровые технологии







-проектно-исследовательская технология



Пробудить интерес к изучению предмета. Развитие внимания, памяти, речи, мышления.
Самореализация в игре. Активизации деятельности обучающихся.


Показать ребятам, что чтение должно давать пищу для размышления.



Развитие творческих способностей, приобретение навыков сотрудничества, коммуникативности,
приобретение навыков познавательной деятельности.


Развитие навыков целеполагания, планирования, воспитание культуры сотрудничества, умственного и творческого труда. Информационные.



Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.




Выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.

Здоровье сберегающая технология
Повышение умственной работоспособности
Обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности
Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе
Эффективное нахождение, переработка, использование и передача информации.
Развитие у учащихся информационно-коммуникативных общеучебных умений и навыков, формирование у них познавательных компетентностей
Конструирование уроков с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств. Разработка учащимися обучающих презентаций.



В заключении хочу сказать, что  все современные технологии при грамотном применении существенно повышают эффективность обучения, культуру урока, формируют интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.