Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень  компетенций, навыки профессионального общения.
 Я убеждена, что задача каждого  учителя–словесника -  сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.
В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку я активно внедряю в учебный процесс и во внеурочную деятельность  современные проектные и информационные технологии, а также технологии «Дебаты», «Развитие криического мышления».
В моем кабинете русского языка в 2007 году был установлен компьютер и проектор. Пока, к сожалению, только один, но я очень надеюсь, что в ближайшем будущем их количество увеличится. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на  занятиях элективного курса, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты (правда, этот вид общения осуществляется мной через домашний компьютер, т.к. в  моем классе пока не подключен  Интернет).
Компьютер  в урочной деятельности я  использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
С какой целью я применяю компьютер на  уроках? 
   Во-первых, для того, чтобы решать  практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков
обогащение словарного запаса
знание лингвистических и литературоведческих терминов
формирование общеучебных умений и навыков
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает  или не знает предмета  обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и  учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их  в настоящее время создано достаточно много.
А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Пока 1-й вариант (дети, менее успевающие) выполняет задание по учебнику, 2-й вариант (сильные ученики) работает с различными программами (1С: Русский язык, Фраза,  тестовые материалы в компьютерной версии тематического приложения газеты «Русский язык» издательского дома  1 СЕНТЯБРЯ и др.).  
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют мне  как учителю-словеснику  одновременно решать ряд проблем: помогают  повысить уровень своих знаний; повысить интерес учащихся к предмету; повысить успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время на опрос учащихся; дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
Особое внимание я уделяю продуктам серии «1С: Русский язык».
А «Уроки Кирилла и Мефодия» использую как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер тоже  стал незаменимым помощником. Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.
Во внеурочное время я учу ребят  редактировать тексты, они сами набирают  тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки, оформляют материал для школьной стенгазеты, для странички на школьном сайте. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Я убедилась, что использование  ПК на уроках  и во внеурочной деятельности  дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала; приобретению навыков самоорганизации; превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
Однако, как показала практика, использование только информационных технологий не повлияет на результаты обучения. Следует помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы  и приемы  обучения.
Занятия с использованием ИТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты.  Выполняя творческие работы с использованием навыков академического и делового письма, ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта, а, следовательно, получают реальную возможность быть востребованными на современном рынке труда.
15