Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС Школа 2100


Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе:
Федеральной примерной программы начального (основного) общего образования, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта 2010года;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год;
Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы по курсу «Окружающий мир» А. А
Вахрушева (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2012).
Нового закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012г., вступившего в силу с 01.09.2013г.
Учебного плана МБОУ «Шугуровская СОШ имени В.П.Чкалова» МО «ЛМР» РТ на 2014-2015 учебный год
Годового календарного графика школы.
Примерная рабочая программа по Образовательной системе «Школа 2100» по курсу «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов за учебный год (2 часа в неделю). Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении в 3 классе 34 учебные недели. На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), что соответствует учебному плану МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа имени В.П.Чкалова» муниципального образования « Лениногорский муниципальный район» РТ (приказ № 187 от 28.08.2014 г.)

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (2010 год) и обеспечена учебником «Окружающий мир» А.А.Вахрушева в 2 частях: «Обитатели Земли» ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012 г.( 1 часть) 3 класс, «Моё Отечество» ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е. В. Сизова, С.В. Тырин, М. : Баласс, 2012 г.( 2 часть) 3 класс.
Рабочей тетрадью к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2014г.
Проверочными и контрольными работами к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: « Обитатели Земли» ( 1 часть), « Моё Отечество» (2 часть),ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина, М.: Баласс, 2014г.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов - 34 учебные недели ( 2 часа в неделю).
В том числе:
– на написание контрольных работ – 4 часа;
– проведение экскурсий – 2 часа.

Количество часов
план
Количество часов
факт

1 четверть
18


2 четверть
14


3 четверть
20


4 четверть
16


год
68









Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи: - формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Одна из основных особенностей данного курса - системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Деятельностный подход - основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимак-са. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» (68 ч)
№ п/п
Название разделов

Количество часов в Примерной программе
Количество часов в Рабочей программе

Часть 1. Обитатели Земли (34 часа)

1
Вещество и энергия
4 ч.

4 ч.


2
Оболочка планеты, охваченная жизнью

6 ч.
6 ч.

3
Экологическая система

9 ч.
9 ч.

4.
Живые участники круговорота веществ

15 ч.
15 ч.


Итого
34 ч.
34 ч.


Часть 2. Моё Отечество (34 часа)


Введение. Отправляемся в путешествие.

1 ч.
1 ч.

1
Твои ролные и твоя Родина

4 ч.
4 ч.

2
Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР

21 ч.
21 ч.

3
Современная Россия

8 ч.
8 ч.


Итого
34 ч.
34 ч.



Всего за учебный год

68 ч.

68 ч.


Содержание программы (68 часов)
Часть 1. Обитатели Земли (34 часа)
Вещество и энергия (4 ч.)
Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы, тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы; расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло -твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.)
Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов; Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч.)
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (15 ч.)
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа неI успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Часть 2. Моё Отечество (34 часа)
Введение. Отправляемся в путешествие (1 часть)
Твои родные и твоя Родина (4 ч.)
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра- точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия!
История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IXXIII века (5 ч.)
Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси.
Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.
«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси.
Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Opда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотом Орды.
Времена Московского государства. XIV-XVII века (6 ч.)
Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.
Московский Кремль - памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (5 ч.)
Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург.
Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 ч.)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч.)
Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ - Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Региональный компонент В программу включены темы регионального компонента: Республика Татарстан, родное село, семья.

Требования к уровню подготовки учащихся

Объяснять мир
Определять свое отношение к миру

Естествознание


- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.




Обществознание


- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России;
- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.



Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с программой «Окружающий мир», выделяются требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требованиям результатам, подлежащим проверке и аттестации.
К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и друга обследований.
К результатам, которые подлежат проверке и аттестации по концепции ФГОСа, относятся научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных умений.
Часть 1. «Обитатели Земли»
Первая линия развития «Умение объяснять мир»:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. «Моё Отечество»
Первая линия развития «Умение объяснять мир»:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России;
- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые не обходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе того объема знаний, которым обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Оценка усвоения знаний может осуществляться через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Третьеклассник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определения понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
Уровень проверочных и контрольных заданий различается своей сложностью. Объем заданий определяется, исходя из уровня знаний учеников.
В проверочных и контрольных работах отмечен уровень заданий (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики; акцент сделан на обязательный минимум и самые важнейшие положения максимума - с их помощью осуществляется тематический контроль и подготовка к итоговому контролю.
Проверочные работы предназначены для тематического контроля с целью получения информации об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом из комбинированных уроков. Детям предлагается выполнить 2-4 задания, при этом указывается, какое именно умение проверяет каждое задание.
В контрольных работах акцент сделан на обязательный минимум знаний - он является основой для итогового контроля группы тем. Контрольная работа выполняется на специальном уроке.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Третьеклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используются таблица требований по предмету в «Дневнике школьника» и портфель достижений школьника.
В таблице требований по предмету в «Дневнике школьника» ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.
В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Оценка ученика по универсальной шкале трёх уровней успешности
Уровень успешности
Отметка
Пояснения

Не достигнут необходимый уровень.
«2» - неудовлетворительно
Не решена типовая, много раз отработанная задача.

1. Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.
«3» - удовлетворительно
Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).


«4» - хорошо
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

2. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось применить:
- новые, получаемые в данный момент знания;
- прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.
«4+»
приближается к отлично
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).


«5» - отлично
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Третий уровень - особый, необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи

3. Максимальный уровень - решение задачи на неизученный материал, которое потребовало:
- самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний;
- новых, самостоятельно приобретённых умений.
«5+» -
превосходно
Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом из этапов решения).


«5 и 5» -
превосходно
Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно).

Оценивается любое, особенно успешное действие, балльно фиксируется только решение полноценной задачи.
За каждую учебную задачу или их группу, показывающую овладение учеником отдельным умением, ставится своя, отдельная отметка.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).
Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы.
Формы и средства контроля
Освоение образовательной программы по курсу «Окружающий мир» сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией в форме практической работы
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм контроля.
Текущий.
Блиц-опрос
Мини тест
Самостоятельная работа
Практическая работа
Итоговый
Комплексная контрольная работа
Стандартизированная контрольная работа.
Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ. В самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах отмечен уровень сложности (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.
Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год


план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт

Практическая работа
2

1

1

1

5


Проверочная работа
7

7

3

2

19


Контрольная работа
1

1

1

1

4



Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. учебник «Окружающий мир. Обитатели Земли. 1 часть». 3 класс - М.: Баласс, 2012.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли. 1 часть». 3 класс. - М.: Баласс, 2014.
3. Вахрушев А.А., Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Тырин СВ. учебник «Окружающий мир. Моё Отечество.2 часть» (вводный курс истории и обществознания) для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова ОС. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Моё Отечество. 2 часть». 3 класс. - М.: Баласс, 2014.
5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работыi учебнику «Окружающий мир». 3 класс. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2014.

   К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках окружающего мира, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет – ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- DVD - ROM « Современная мультимедийная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008.
- DVD for WINDOWS «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. 3 класс», 2009.
Календарно-тематическое планирование


п/п
Темы
Планируемые результаты
Тип урока
Вид
контроля
Кол-во
часов
Дата
Примечание



Предметные
Метапредметные и
личностные (УУД)



план
факт


Часть 1. ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ (34 часа)

Вещество и энергия (4 часа)

1
Тела и вещества.
ОБЖ. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах
Уметь: Приводить примеры веществ; сравнивать, различать и характеризовать
твердые тела; применять законы и правила к природным процессам. Находить различия между телами: природными и искусственными.
Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные: Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.
Познавательные: Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Урок «открытия» нового знания
Текущий контроль
(устный опрос)
1
03.09



2
Из чего состоит вещество? Проверочная работа № 1 по теме « Тела и вещества»
Уметь: Различать разные состояния вещества; сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы; называть отличия смеси от чистого вещества; проводить с помощью учителя простейшие опыты по определению свойств различных веществ.

Урок развивающего контроля
Текущий контроль
(устный опрос)
1
06.09



3
Что такое энергия?
ОБЖ. Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки
Уметь: Правильно находить источники энергии, правильно применять понятие «энергия» в языке; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии.

Урок «открытия» нового знания
Текущий контроль
(тест)
1
10.09



4
Превращение энергии.
ОБЖ. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта?

Уметь: Иметь представление о законе сохранения энергии, объяснять превращение энергии в тепло; приводить примеры движения под действием энергии; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии.

Урок рефлексии
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
13.09



Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.)


5
Где обитают живые организмы.
Проверочная работа №2 по теме «Энергия»
Уметь: Называть основные оболочки Земли; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; характеризовать место обитания живых организмов; объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам и оболочкам планеты.
Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.
Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий.
Урок развивающего контроля
Текущий контроль
(тест)
1
17.09



6
Большой круговорот веществ.
ОБЖ. Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог.
Уметь: Выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ; проводить наблюдения за растениями и животными; характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(тест)
1
20.09



7
Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа № 3 по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью»
Уметь: Характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений, грибов и животных в природе и жизни людей; характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Урок развивающего контроля
Текущий контроль
(устный опрос)
1
24.09



8
Обмен веществ в организме.
ОБЖ. Что помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах

Уметь: Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами; объяснять значение кислорода для дыхания живых организмов и человека; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

Урок рефлексии
Текущий контроль
(устный опрос)
1
27.09



9
Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа №4 по теме «Оболочка планеты»
Уметь: Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций.
Урок развивающего контроля
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
01.10



10
Контрольная работа №1 по темам «Вещества и энергия», «Живая оболочка планеты»
Уметь: Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила
для осмысления своего опыта.

Урок развивающего контроля
Текущий.
Контрольная работа
1
04.10



Экологическая система (9 часов)


11
Жизнь экосистемы.
ОБЖ. Пожар в общественных местах, причина пожара. Правила поведения при пожаре
Уметь: Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма); характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы; характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме; характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего
мира. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия,
готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.


Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Познавательные: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Работать с информацией, критически к ней относиться,
выбирать необходимую информацию из прочитанного текста; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её
осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Находить цель учебной деятельности с помощью учи-
теля и самостоятельно, искать средства ее осуществления;

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. Организовывать учебное взаимодействие в группе
Урок «открытия» нового знания
Текущий контроль
(устный опрос)
1
08.10














12
Почва - важнейшая часть
экосистемы.
ОБЖ. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
Уметь: Характеризовать (на основе
опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; объяснять причину плодородия почвы; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой различных экосистем.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(тест)
1
11.10



13



Экосистема озера.
Проверочная работа №5 по теме «Жизнь экосистемы»

Уметь: Объяснять значение круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы; приводить приметы растений и животных озер, называть их «профессии»; рассказывать о разнообразии обитателей озера, связях между ними, устойчивости экологической системы; о возможном негативном воздействии человека на природное сообщество озера.

Урок развивающего контроля
Текущий.
Проверочная работа
1
15.10



14


р/к
Экосистема болота.

Жизнь в водоемах края












Уметь: Рассказывать о разнообразии обитателей болота, связей между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значение
круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы болота; приводить приметы растений и животных болот, называть
их «профессии»; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок «открытия» нового знания














Текущий контроль
(письменный опрос)
1
18.10



15
Экосистема луга. Проверочная работа №6 по теме «Природные экосистемы»
Уметь: Рассказывать о разнообразии обитателей луга, связях между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значение круговорота веществ в природе; называть
компоненты экосистемы луга; приводить приметы растений и животных болот, называть их «профессии»; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.


Урок открытия новых знаний
Урок развивающего контроля

Текущий.
Проверочная работа

1
22.10



16


р/к
Лесные производители.

Растения нашего края
Уметь: Называть основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок «открытия» нового знания
Текущий контроль
(устный опрос)
1
25.10



17
Потребители и разрушители лесной экосистемы. Проверочная работа №7 по теме «Лесные производители»
Уметь: Называть основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок рефлексии













Текущий.
Проверочная работа
1
29.10



18


р/к
Экосистема поля.

Сельскохозяйственные поля края
Уметь: Называть основные компоненты экосистемы поля; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями поля; объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок открытия новых знаний





Текущий.
Практическая работа
1
01.11



19
Аквариум - маленькая
искусственная экосистема. Проверочная работа №8 по теме «Искусственные экосистемы»

Уметь: Называть основные компоненты экосистемы аквариума; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями аквариума; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок общеметодологической направленности
Текущий(графическая работа)
1
12.11



Живые участники круговорота веществ (15 ч.)


20
Растения - производители
ОБЖ. Правила обеспечения сохранности личных вещей
Уметь: Называть различия растений и животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; определять части цветкового растения; приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения. Испытывать желание открывать новое знание,
новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.


Познавательные: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.


Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свою личную роль в охране природы; участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы

Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
15.11



21



р/к
Животные маленькие и большие. . Проверочная работа №9 по теме «Растения»

Животные в Республике Татарстан
Уметь: Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей; сравнивать способы
питания, размножения, обмена информацией животных; называть различия растений и животных; особенности строения различных групп животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(устный опрос)
1
19.11



22
Маленькие рыцари. Проверочная работа №10 по теме «Животные»
Уметь: Описывать внешний вид,
характерные особенности представителей насекомых, пауков и ракообразных (на примере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок развивающего контроля
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
22.11



23
Первый шаг из моря на сушу.
ОБЖ. Защита квартиры от воров и грабителей










Уметь: Описывать внешний вид, характерные особенности представителей рыб и земноводных; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(устный опрос)
1
26.11














24
На суше - как дома. Проверочная работа №11 по теме «Первые шаги из моря на сушу»
Уметь: Описывать внешний вид, характерные особенности представителей пресмыкающихся; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору).

Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(устный опрос)
1
29.11



25

р/к
Пернатые изобретатели.

Птицы края
Уметь: Описывать внешний вид,
характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(устный опрос)
1
03.12



26
Наши братья. Проверочная работа №12 по теме «Пернатые изобретатели»
Уметь: Проводить наблюдения за растениями и животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок открытия новых

знаний




Текущий.
Проверочная работа
1
06.12



27
Осторожно, животные!
ОБЖ. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

Уметь: Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности); перечислять правила безопасного поведения при обращении с дикими и домашними животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(тест)
1
10.12



28
Прирождённые разрушители.
ОБЖ. Особенности поведения с незнакомыми людьми
Проверочная работа №13 по теме «Осторожно, животные!»

Уметь: Рассказывать о роли грибов
в природе и жизни людей; различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности); объяснять, какие особенности помогают грибам выполнять роль разрушителей.
Уметь: Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности); перечислять правила безопасного поведения при обращении с дикими и домашними животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Урок рефлексии





















Текущий контроль
(письменный опрос)
1
13.12



29
Повторение по теме «Живые участники круговорота веществ»
ОБЖ. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Проверочная работа №14 по теме «Грибы»
Уметь: Рассказывать о роли грибов
в природе и жизни людей; различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности); объяснять, какие особенности помогают грибам выполнять роль разрушителей.
Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Урок развивающего контроля
Текущий.
Проверочная работа

1
17.12



30
Экскурсия в краеведческий музей

Уметь: Проводить наблюдения во время экскурсии

Урок-экскурсия
Текущий контроль
(устный опрос)
1
20.12



31
Экскурсия в природу (в лес, на луг, на озеро).
Уметь: Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»).

Урок-экскурсия
Текущий контроль
(устный опрос)
1
24.12



32
Как нам жить в дружбе с природой
Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.
Уметь: Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера; доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы; оценивать влияние современного человека на природу.

Урок общеметодологической направленности








Текущий контроль
(устный опрос)
1
27.12



33
Контрольная работа №2 по теме «Обитатели Земли»
Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Урок развивающего контроля
Текущий.
Контрольная работа

1
14.01



34
Повторение по теме «Живые участники круговорота веществ»
Проверочная работа №15 по теме «Как нам жить в дружбе с природой».
Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.
Уметь: Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера; доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы; оценивать влияние современного человека на природу.

Урок рефлексии
Текущий контроль
(устный опрос).
Проверочная работа
1
17.01



Часть 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО (34 часа)


35
Введение. Отправляемся в путешествие.
ОБЖ. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами
Уметь: Ориентироваться в структуре новой учебной книги, её содержании; работать с моделью «Река времени Российской истории».
Личностные: Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, осуществлять творческий подход к выполнению заданий. Выделять нравственный
аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе нормами.
Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.
Познавательные: Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Осуществлять поиск учеб-
ной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия
анализа, сравнения, обобщения, классификации.
Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны.











Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(устный опрос)
1
21.01



Твои родные и твоя Родина (4 часа)




36

р/к
Живая связь времён.

Твоя семья
Уметь: Объяснять личное значение
(«для меня»)понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество»; преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием; обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края.

Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(устный опрос)
1
24.01



37

Как люди считают время?
ОБЖ. Лифт. Правила пользования лифтом
Уметь: Находить на ленте времени
века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками; находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
28.01



38 р/к
С чего начинается Родина?
Твоя малая Родина
Уметь: Понимать свою принадлежность к стране, в которой ты родился и живешь; объяснять своими слова значение понятий «власть», «правительство».

Урок рефлексии
Текущий контроль
(устный опрос)
1
31.01



39



Память о прошлом.
Проверочная работа №1 по теме «Твои родные и твоя Родина»
Уметь: Объяснять значение понятия «исторический источник»; приводить примеры исторических источников; рассказывать о том, что может рассказать экспонат исторического музея; объяснять и доказывать свою точку зрения в вопросе о том, почему каждому человеку важно знать историю своей страны.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(устный опрос).
Проверочная работа
1
04.02




Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР (21 час)

40


р/к
Как на Руси появилось государство?
История твоего поселка









Уметь: Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.
Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Проявлять желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать собственные мотивы учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм.
Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.
Познавательные: Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Находить и извлекать необходимую информацию о
прошлом нашей страны, родного
края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Осуществлять поиск учеб-
ной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для
решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.
Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).
Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(тест)
1

07.02



41
Когда на Руси появилось государство?
ОБЖ. Отравления. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
11.02



42
«Золотые ворота» в Древнюю Русь.
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(схемы сравнения городов Древней Руси)
1
14.02



43
«За землю Русскую!» Проверочная работа №2 по теме «Времена Древней Руси»
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

Урок развивающего контроля
Текущий контроль
(письменный опрос
1
18.02



44
«Слово о погибели Русской земли».
ОБЖ. Профилактика отравления. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

Урок рефлексии
Текущий контроль
(устный опрос)
1
21.02



45
От Древней Руси к единой России.
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказывать об основных эпизодах Куликовской битвы.
Личностные: Оценивать жизненные
ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Регулятивные: Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные: Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учеб
ника, рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми.
Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению
Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(устный опрос)
1
25.02



46
Земля и люди Московского государства.
ОБЖ. Чрезвычайные ситуации природного происхождения – «стихийные бедствия»
Уметь: Объяснять значения слов
«крестьяне», «бояре», «дворяне», «стрельцы»; характеризовать жизнь людей в Московском государстве; рассказывать о значении начала книгопечатания в Московском государстве; на основе текста учебника рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(тест)
1
28.02



47
Москва златоглавая.
Уметь: Определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; с опорой на текст учебника рассказывать об основных событиях в истории нашей страны в XIV-XVI веках; на доступном возрасту уровне давать оценку историческим событиям.

Урок рефлексии
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
04.03



48
«Хуже грозного царя только междуцарствие».
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(устный опрос)
1
07.03



49
Повторение
Контрольная работа №3 по теме «Времена Древней Руси»
Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.Уметь: Объяснять, что такое «смутное время»,«ополчение»; с опорой на текст учебника рассказывать, почему Минин и Пожарский
стали народными героями; определять последовательность исторических событий.

Урок развивающего контроля
Текущий.
Контрольная работа

1
11.03



50
Пётр Великий.
ОБЖ. Последствия стихийных бедствий, мероприятия по защите
Уметь: Оценивать некоторые легко
определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или
презрения, стыда; на основе текста учебника характеризовать преобразования Петра Первого, их значение для развития России.
Личностные: Оценивать жизненные
ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные по-
ступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе
Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(устный опрос)
1
14.03



51
Власть и народ Российской империи.
Уметь: Объяснять, чем прославилась Россия во времена правления Екатерины Второй; определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; иметь представление о том, что такое «крепостное право».

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
18.03



52
Как Россия у Европы «училась».
ОБЖ. Лесные пожары. Дествия школьников по их предупреждению
Уметь: Давать характеристику основных особенностей данного исторического периода; отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.













Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(графическая работа «Достижения российской культуры 19 в.)
1
21.03



53
«Гроза двенадцатого года».
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте; объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной».

Урок «открытия» нового знания
Текущий контроль
(устный опрос)
1
01.04



54
Император-освободитель.
Проверочная работа №3 по теме «Времена Российской империи»
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; объяснять, когда и почему было отменено крепостное право, что изменилось в жизни крестьян после освобождения.

Урок развивающего контроля
Текущий контроль
(устный опрос).
Прверочная работа
1
04.04



55
Россия в огне.
ОБЖ. Организация оповещения населения о ЧС
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте.
Личностные: В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Проявлять заинтересованность в приобретении
и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению задании. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Регулятивные: Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные: Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.


Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
(устный опрос)
1
08.04



56
Россия в огне.
ОБЖ. Примеры содержания речевой информации о ЧС
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(устный опрос)
1
11.04



57
«К светлому будущему».
ОБЖ. Правила безопасного перехода железнодорожного переезда
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; объяснять своими словами, кто такие «пионеры», «комсомольцы», «колхозники».

Урок рефлексии
Текущий контроль
(тест)
1
15.04



58


р/к
«Вставай, страна огромная!»

Следы войны в моём селе
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны; объяснять на доступном уровне значение победы в Великой Отечественной войне; рассказывать о своих родственниках - участниках войны.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(устный опрос)
1
18.04



59
«Через тернии к звёздам».
ОБЖ. Правила езды на велосипеде
Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказывать об успехах советской науки в послевоенные годы.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
22.04



Современная Россия

60
Я – гражданин России.
ОБЖ. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
Уметь: Объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правила демократического
устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна.
Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия,
готовность преодолевать учебные затруднения. Принимать социальную
роль обучающегося; осознавать собственные мотивы учебной деятельности. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уро
ке. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.
Познавательные: Использовать представленную в учебнике информацию
для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать
своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Коммуникативные: Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Передавать
содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Урок рефлексии
Текущий контроль
(устный опрос)
1

25.04



61












Власть народа. Проверочная работа №4 по теме «Времена Советской России и СССР»
Уметь: Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна.

Урок развивающего контроля
Текущий контроль
.Проверочная работа
1
29.04



62
Кто в государстве самый
главный?
ОБЖ. Я – пешеход


























































Уметь: Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз)


























Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(письменный опрос)
1
























02.05



63


р/к
Народы России.

Народы Республики Татарстан
Уметь: Объяснять, чем разные народы России отличаются друг от друга, что их объединяет; почему нужно уважительно относиться к обычаям и культуре других народов.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(графическая работа «Народы России)
1
06.05



64

Контрольная работа №4 по теме «Мое Отечество»
Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Урок развивающего контроля
Контрольная работа
1
09.05



65
Обобщение и закрепление.Анализ контрольной работы.


Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(устный опрос)
1
13.05



66
Наш общий дом.
ОБЖ. Заключительное занятие.


Уметь: Создавать свой рассказ оРоссии, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(устный опрос)
1
16.05



67
Итоговая практическая работа за курс 3 класса
Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Уметь:Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Урок развивающего контроля
Итоговая практическая работа
1
20.05



68
Как нам жить?

Уметь: Объяснять, что такое «федерация»; рассказывать, из каких частей состоит Российская Федерация; на доступном уровне объяснять, что означает выражение «Россия – наш общий дом»; что такое «гордость за свою Родину».

Урок общеметодологической направленности
Текущий контроль
(устный опрос)
1
23.05



ИТОГО:


68















15