Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 учебный год





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СТ.ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ» ЗЕЛЕНЧУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Адаптированная образовательная программа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
на 2014-2015 учебный год














Содержание:



Раздел I. Паспорт Программы
Раздел II. Концептуальные основы работы МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской» с детьми с ОВЗ
2.1.Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ
2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ
2.3.Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ
2.4.Анализ образовательного пространства школы.

Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.
Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.
4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ.
4.2.Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.
4.3. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
4.4. Система аттестации обучающихся с ОВЗ. 4.5. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ.
Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.
Раздел VI. Нормативно-правовое обеспечение адаптированной образовательной
программы









Раздел I. Паспорт Программы
Наименование Программы
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской» Зеленчукского муниципального района КЧР

Основания для разработки Программы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №792
Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 г.г.)
Федеральный закон ст. 18 от 24.11.1995 г. №181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от
18.07.1996 года №861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»
Программа развития МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской»
Нормативно-правовые акты МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской»
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 г. «№ 189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. № 189).
Конституции РФ
Конвенции о правах ребенка
Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"

Заказчик Программы
Управляющий Совет. Администрация МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской»

Координатор Программы
Администрация МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской»

Основной разработчик Программы
Администрация МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской», педагогический коллектив, члены методического совета

Исполнители
Программы
Директор, администрация, педагогический коллектив, служба
сопровождения УВП, родители

Сроки реализации
2014-2015 учебный год

Стратегическая цель Программы

Обеспечение в МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской» адаптированной учебно-воспитательной развивающей среды для развития индивидуального адаптационного потенциала детей с особыми образовательными потребностями, трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического
здоровья

Стратегические задачи Программы

Обеспечение реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования, специальных психолого-педагогических и материально-технических условий, необходимых для поддержки образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Диагностический мониторинг образовательных потребностей
детей с ОВЗ, диапазона необходимого социально-психологичского сопровождения.
Организация качественной коррекционно–развивающей
работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса.
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нестандартными образовательными
потребностями.
Расширение социального партнерства школы и учреждений
станицы и региона для обеспечения потребностей детей
Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы
2014-1015 учебный год.

Основные мероприятия программы
Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Социальная адаптация учеников, сообразная возможностям
жизненной успешности.
Формирование у школьников с ОВЗ начальных навыков в рамках профессионального самоопределения.
Консультирование родителей по вопросам индивидуального
развития детей с ОВЗ.

Принципы реализации
Программы

Своевременность диагностики образовательных потребностей ребёнка
Соответствие коррекционно-развивающей работы наиболее
актуальным на данном возрастном этапе компонентам психолого-педагогического статуса, сообразность применяемых педагогических технологий особенностям здоровья обучающихся
Комплексная помощь детям с трудностями в развитии и обучении
Подбор кадров для работы с группами педагогической заботы (выделение из массы учителей педагогов, тяготеющих по своим личностным качествам к работе с проблемным контингентом)
Поиск наиболее эффективных педагогических и воспитательных технологий, форм организации образовательного процесса для выполнения целей программы
Регулярный мониторинг «зоны ближайшего развития» для профилактики торможения возможного развития ребёнка.

Источники финансирования Программы
Муниципальный бюджет

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Обеспечение уровня качества образования для обучающихся в
ОВЗ, адекватного их индивидуальным потребностям и возможностям.
Эффективная подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации.
Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами.

Система организации контроля исполнения Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.
Контроль хода исполнения адаптированной образовательной программы осуществляет отдел образования администрации Зеленчукского муниципального района.





Раздел II. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 ст.Зеленчукской» начало свою деятельность с 1956 г. как семилетняя школа №2. В 1960г. реорганизована в восьмилетнюю школу № 2, в 1986 г. - в среднюю общеобразовательную школу № 3.
В 2005 г. аттестовано и аккредитовано Комитетом по образованию администрации КЧР как МОУ «СОШ № З ст. Зеленчукской». С 2006 г. - МОУ « СОШ № 3 спи Зеленчукской» им. В.В. Бреславцева, ветерана войны, проработавшего в данном учреждении более 35 лет в качестве директора.
Для организации образовательной деятельности имеется типовое трехэтажное кирпичное здание, построенное в 1986 г. по типовому проекту. Учебно-административное здание было построено в 1986 году по. Проектная мощность – 624 человека, реальная наполняемость школы – 347 учащихся.
Учредителем Учреждения является местная администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, соучредителем –Управление образования местной администрации Зеленчукского муниципального района КЧР. Отношения между Учреждением и Учредителем определяются договором, действующим в соответствии с законодательством. Отношения Учреждения с обучающимися, воспитанниками и их родителями (лицами, их заменяющими) регулируются настоящим Уставом.
Юридический адрес: 367140, КЧР, Зеленчукский муниципальный район, ст.Зеленчукская, улица Мостовая, 9.
Телефон: 8(87878)5-49-82, 5-40-92.
Действующие лицензии на образовательную деятельность:
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 62 от 31.08.2011 года выдана МОиН Карачаево-Черкесской Республики на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Сведения об аккредитации:
Свидетельство о государственной аккредитации серии 09 №000060, регистрационный № 61 от 05.05.2012 года.
Учредитель: Администрация Зеленчукского муниципального района.
Директор МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской» Петрушкова Валентина Ивановна.
Количество обучающихся в школе 349 человек.
Однако современные социально-экономические условия, ФЗ « об образовании в РФ» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг.
Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их в МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской». По этой причине в 2014-2015 учебном году в состав контингента обучающихся входят 13 человек – дети с ОВЗ: 1 -VII вида, 1- на индивидуальном обучении и дети инвалиды 2 человека.
Банк данных
обучающихся МКОУ  «СОШ №3 ст.Зеленчукской»
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
№п\п
Ф.И.О. школьника с ОВЗ
Класс
Рекомендованный образовательный маршрут
Форма обучения
С выставлением отметок\ безотметочно
Занимается в спец. группе


Батчаева
Марьям
Хасановна
1
Обучение в
общеобразовательном учреждении
Обучение в ОУ
Безотметочно
нет


Узденова
Медина Джамаловна
1
Обучение в
общеобразовательном учреждении
Обучение в ОУ
Безотметочно
нет


Орлов
Владислав Станиславович
4
Обучение в
общеобразовательном учреждении
Обучение в ОУ
С выставлением отметок
нет


Сафарнажадова Роксана Рашидовна
2
Обучение в общеобразовательном учреждении
Обучение в ОУ
С выставлением отметок
нет


Каракотов
Ахмат Бинегерович
9
Обучение в
общеобразовательном учреждении
Обучение в ОУ
С выставлением отметок
нет


Каракотов
Айдамир Бинегерович
2
Обучение в
общеобразовательном учреждении
Обучение в ОУ
С выставлением отметок
нет


Кубанова
Диана Курманалиевна
7
Обучение в
общеобразовательном учреждении
Обучение в ОУ
С выставлением отметок
нет


Чотчаева
Аминат Мухамматдиновна
11
Обучение в
общеобразовательном учреждении
Обучение в ОУ
С выставлением отметок
нет


Узденова
Карина
Кемаловна
4
Адаптированная основная общеобразовательная программа по выбору родителей (законных представителей) обучающихся
Обучение на дому
С выставлением отметок
нет


Гасанбутаева Эмилия
Гасановна
4
Адаптированная основная общеобразовательная программа по выбору родителей (законных представителей) обучающихся
Обучение на дому
С выставлением отметок
нет


Перхун
Никита Владимирович
4
Адаптированная основная общеобразовательная программа по выбору родителей (законных представителей) обучающихся
Обучение на дому
С выставлением отметок
нет


Акбаева
Айсанат Хасановна
5
Адаптированная основная общеобразовательная программа по выбору родителей (законных представителей) обучающихся
Обучение на дому
С выставлением отметок
нет


Шахов
Борис
Николаевич
9
Адаптированная основная общеобразовательная программа по выбору родителей (законных представителей) обучающихся
Обучение на дому
С выставлением отметок
нет


Класс
Дети – инвалиды, обучающиеся на дому
Дети –инвалиды, обучающиеся по общеобразовательным программам

1

2

2

2

4
3
1

5
1
1

7

1

9
1


11

1

Итого
5
8


В 1,2,7,11-х классах, 1 ребёнок в 5 классе и 1 ребёнок в 4 классе дети - инвалиды обучаются по общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования. Классными руководителями проводится работа по вовлечению детей в общественную жизнь класса.
Недельный учебный план
МКОУ «СОШ №3 ст. Зеленчукской»
Зеленчукского муниципального района на 2013-2014 учебный год.

Учебные предметы
Количество часов в неделю


I
II
IV
V
VII
IX
XI
Информационно-технологический профиль

Русский язык
4
4
4
6
4
2
3

Литература
-
-
-
2
2
3
3

Литературное чтение
2
2
2
-
-
-
-

Родной язык и родная литература
3
3
3
-
-
-
-

Английский язык
-
2
2
3
3
3
3

Математика
4
4
4
5
5
5
6

Информатика и ИКТ
-
-
-
1
1
2
4

История
-
-
-
2
2
2
2

Обществознание
-
-
-
1
1
1
2

Основы духовно-нравственной культуры народов России
-
-
1
-
-
-
-

География
-
-
-
1
2
2
1

Биология
-
-
-
1
2
2
1

Физика
-
-
-
-
2
2
2

Химия
-
-
-
-
-
2
1

История и культура народов КЧР
-
-
-
-
-
-
1

Физическая культура
3
3
3
3
3
3
3

ОБЖ
-
-
-
-
-
-
1

Искусство
ИЗО
музыка
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
-
1
1
1
-

Окружающий мир
2
2
1
-
-
-
-

Технология
1
1
2
2
2
-
-

Предпрофильная подготовка
-
-
-
-
-
3
-

Компонент образова -тельного учреждения
(факультативы,
групповые, элективные занятия)
-
-
-
-
1
-
1

Предельная нагрузка при 5-дневной учебной недели
21
23
23
29
32
33
34

Внеурочная деятельность
10
10
10
2
2
-
-

В 4,5,9-х классах ученики обучаются на дому. Для данных учеников педагогами разработаны отдельные Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, иностранному (английскому) языку, биологии, географии, истории. Психологическое сопровождение оказывать нет возможности, т.к. в школе отсутствует педагог – психолог. Для обучающихся на дому составлены индивидуальные расписания с учётом пожеланий учащихся и их родителей, предусмотрены следующие учебные планы.
Недельный учебный план (обучение на дому)
Образовательные области и виды занятий
Недельная учебная нагрузка (ч) в классах


4 класс
5 класс
9 класс

Русский язык
3
2
2

литература
1
1
1

Математика
3
2
3

История

1
1

Окружающий мир
1



Английский язык

1


Обществознание


1

Биология

1
1

География

1
1

Итого
8
9
10


Пояснительная записка
к учебному плану индивидуального обучения на дому
Учебный план индивидуального обучения на дому составлен на основе следующих документов:
Федерального Закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012, СанПиН 2.4.2. 2821 -10, Положения об индивидуальном обучении обучающихся, Устава МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской».
Обучение на дому – это форма образовании, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показателям не могут непосредственно обучаться в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение обучающимися образовательных программ коррекционного обучения. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании в РФ»( согласно п.2 ст.66 для обучающихся , нуждающихся в длительном лечении, детей – инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, обучающиеся по образовательным программам начального общего и основного общего образования организуется обучение на дому). Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.
Учебный план индивидуального обучения на дому по программам специальных общеобразовательных учреждений V III вида включает в себя:
I ступень обучения - начальное специальное образование.
II ступень обучения - основное специальное образование.
Нормативный срок освоения образовательной программы I ступени начального специального индивидуального образования на дому составляет 4 года (1-4 классы)
Нормативный срок освоения образовательной программы II ступени основного специального индивидуального образования на дому составляет лет (5-9 классы).
Учебный план ориентирован на 34 учебные недели. На основе учебного плана организован учебно-воспитательный процесс по 5-ти дневной учебной недели, продолжительность урока 40 минут. Учебный план предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных часов единых для общеобразовательных учреждений. Кроме того, предусматривается коррекция недостатков в развитии и индивидуальная коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами за счет индивидуальной работы на уроках.
Основными целями специального индивидуального образования на дому является формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, стране, семье, формирования здорового образа жизни.
Особенностью учебного плана по специальной(коррекционной) форме индивидуального обучения является то, что учебные предметы решают, в основном, общеразвивающие, социокультурные и практические задачи с особенностями умственного и физического развития детей.
При составлении учебного плана учитывались принципы организации индивидуального обучения детей на дому:
-принцип индивидуально-личностного гуманистического подхода;
-принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;
-принцип единства биологических, психологических и педагогических методов.
Основными задачами начального индивидуального образования на дому являются:
-формирование основ элементарных знаний в таких образовательных областях , как «Язык и речь», «Математика», «Естественные науки» .
Образовательная область «Язык и речь» представлена предметами « Русский язык», «Литература». Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика», который является одним из ведущих предметов, основная цель которого способствовать социальной реабилитации и адаптации в современном обществе. Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, трудолюбием.
Образовательная область «Естественные науки» представлена предметом «Окружающий мир» основная цель которого представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Основными задачами основного индивидуального образования на дому являются:
-формирование основ элементарных знаний в таких образовательных областях , как «Язык и речь», «Математика», «Естественные науки».
Образовательная область «Язык и речь» представлена предметами « Русский язык», «Литература», «Английский язык», «История». Эти предметы дают возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогают разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах.
Образовательная область « Математика» представлена предметом «Математика», который является одним из ведущих предметов, основная цель которого способствовать социальной реабилитации и адаптации в современном обществе. Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, трудолюбием.
Образовательная область «Естественные науки» представлена предметами «Биология» и «География» основная цель которых обеспечивать целостность природоведческого образования в основной школе и создать фундамент для дальнейшего изучения биологии и географии.
2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ
Школа работает в режиме пяти дневной учебной недели для обучающихся 1-11 классов. Дети с ОВЗ, обучающиеся инклюзивно, обучаются в режиме своего класса.
Группа продленного дня организована для обучающихся, находящихся на подвозе и из малообеспеченных семей.
Начало занятий в 8.00 ч.
Продолжительность урока 44 мин.
Продолжительность перемен 10-20 мин
Календарный учебный график работы 
I. Продолжительность учебного года
   1 кл.             01.09.2014 – 25.05.2015 г.
   2-8 кл.         01.09.2014 – 31.05.2015 г.
   9,11 кл.             01.09.2014 – 25.05.2015 г.
  1 смена с 8 ч. 00 мин. (1 –11 классы) – 13 ч. 50 мин.,
Продолжительность урока, элективных курсов, факультативов,
  кружковых  занятий  (2 – 11 классы ) – 40 мин.,
 Продолжительность урока в 1 классе –           35 мин. 1 четверть 
                                                                              40 мин. со 2-ой четверти
 Продолжительность учебной недели:
          1- 11 классы – пятидневная учебная неделя.     
II. Продолжительность каникул:
     Осенние каникулы                                                   с 27.10.2014 г. по 05.11.2014 г.
     Зимние каникулы                                                     с 29.12.2014 г. по 12.01.2015 г.
     Весенние каникулы                                                  с 23.03.2015 г. по 01.04.2015 г.
     Дополнительные каникулы для 1 класса               с 09.02.2015 г. по 16.02.2015 г.
     Летние каникулы                                                     июнь – август
  Первый класс: ступенчатый режим занятий
     в  сентябре, октябре –             3 урока по 35 минут каждый;
     в ноябре - мае–                 4 урока по 40 минут каждый;
III. Начало уроков
1 урок       8 ч. 00 мин. –  8 ч. 40 мин.
2 урок       8 ч. 50 мин. –   9 ч. 30 мин.
3 урок     9 ч. 45 мин. – 10 ч. 25 мин.
4 урок     10 ч. 35 мин. – 11 ч. 15 мин.
5 урок     11 ч. 25 мин. – 12 ч. 05 мин.
6 урок     12 ч. 20 мин. – 13 ч. 00 мин.
7 урок     13 ч. 10 мин. – 13 ч. 50 мин. 
Динамическая пауза
1 вн. деят. 12.20 –12.55
2 вн. деят. 13.10 – 13.45
Динамическая пауза 13.45 – 14.30
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуально-групповые занятия, внеурочные виды деятельности: кружки, спортивные секции.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья обучающихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой медико-социальной службы.
Проводятся регулярные медосмотры, беседы на классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Организованы: летний отдых при школе, динамические паузы между уроками, ежедневные прогулки и спортивные часы на свежем воздухе.
Для детей предоставляется горячее питание
Внеурочная деятельность организована во второй половине учебного дня по программам внеурочной деятельности общеинтеллектуального, общекультурного, социального, спортивно-оздоровительного направлений.
В школе разработаны и проводится ряд мероприятий, направленных на организацию безопасного образовательного процесса: проводятся беседы, учеба экстренной эвакуации, ведется журнал учета посетителей.
2.3. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.
В школе на 1 сентября 2014 года преподают 30 человек, работающих с данной категорией детей.
Педагогический коллектив высококвалифицированный: Педагогов  высшей квалификационной категории 17, первой  квалификационной  категории – 13, соответствие должности– 3. Имеют высшее образование -  27 педагогов. Наибольшее количество педагогов имеют стаж свыше 20 лет, что говорит о достаточно серьезном опыте работы и о том, что эти люди являются наиболее зрелой и работоспособной частью коллектива.
Основной путь профессионального роста педагогов - курсы повышения квалификации, методические семинары, педагогические конференции, мастер-классы, педагогические чтения.
Но, к сожалению, ни у одного педагога нет курсовой подготовки по проблеме обучения детей с ОВЗ. В связи с этим администрацией отдела образования делается упор на организацию повышения квалификации через систему методических семинаров, сетевых педагогических советов, сетевого фестиваля профессионального мастерства. Уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается через систему самообразования.

Материально-техническое оснащение
Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы

№ п/п
Требования ФГОС, нормативных и локальных актов
Необходимо/ имеются в наличии

1
Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников
24\ 7

2
Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством
5\1

3
Необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские
6 / 1

4
Необходимые для занятий спортивно-оздоровительной работой помещения (спортивные залы) для 5-9 классов
2 / 1

Создание в образовательном учреждении информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям Стандарта

В 2014-2015 учебном году информационная материальная база школы состоит из:

Показатели
Информация

Количество компьютерных классов
1

Общее количество компьютерной техники: 76 шт.

компьютеры
ноутбуки
13+20 шт.
27

моноблоки
8 шт.

мультимедийных проекторов
13

интерактивных досок
7

принтеры
8

МФУ (принтер, копир, сканер)
5шт.

Из них:


Количество ПК + моноблоков, объединенных в ЛС и подключенных к сети Интернет
9 шт.


Количество ПК
в учебном процессе
объединены в единую локальную сеть и подключены к сети Интернет –28шт.


1 ПК ( Интернет) - кабинет информатики № 31


15 нетбуков (Интернет) - каб. инфор-ки №31




1 ПК (Интернет) - библиотека


2 ПК - кабинет истории и обществознания №28,№38


3 ПК - кабинет рус.языка и литературы №33, №36,№35


АРМ кабинет химии №37


1ПК кабинет биологии №12


1ПК кабинет ОБЖ №38


2 ПК - кабинет математики №29, №28


1 ПК - кабинет физики №32


1 ПК – кабинет английского языка, №13


АРМ кабинет английского языка, №21


начальная школа по ФГОС


1 ПК - кабинет №22


1 ПК - кабинет №18


1 ПК - кабинет № 26


1 ПК - кабинет № 25


1ПК - кабинет №15


АРМ - кабинет №17


1ПК - кабинет №24


АРМ - кабинет № 23

Количество ПК, используемых
в административных целях
Всего – 6 ПК, из них:
6 подключены к сети Интернет


1 ПК - кабинет директора


1 ПК - кабинет зам.директора по УР


1 ПК - кабинет зам.директора по ВР


2 ПК – бухгалтерия


1 ПК – делопроизводитель


1 ПК - кабинет зам.директора по ТБ





Информационно-технического оснащение в соответствии с видом учреждения.
Информационное обеспечение учебного процесса предоставляет возможность в электронной форме:
педагогическому коллективу:
управлять учебным процессом;
проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
осуществлять взаимодействие школы с Управлением образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;
размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);
учащимся:
создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
создавать, обрабатывать и редактировать звук;
создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.).

Медико-социальные условия пребывания обучающихся

В Программе развития школы имеется раздел «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса», в котором предусмотрены меры по поддержанию и улучшению здоровья участников образовательного процесса.
Педагогические работники школы используют в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии на всех ступенях обучения:
мониторинг состояния здоровья учащихся,
диагностика учащихся, связанная с адаптацией,
образование школьников в сфере здоровья,
укрепление здоровья учащихся,
организация питания.
В школе созданы дополнительные условия для сохранения и поддержания здоровья учащихся и учителей – имеется:
стадион,
спортивная площадка,
спортивный городок с нестандартным оборудованием,
спортивный зал,
медицинский кабинет, в котором в настоящее время все имеют возможность выполнять назначения врача в школе: уколы, прививки, контроль артериального давления, оказание экстренной помощи с помощью медицинской сестры,
проводится «День здоровья», в котором участвуют как ученики, так родители и учителя.

Организация питания
В школе питание учащихся осуществляется в столовой (общая площадь – 179кв.м, площадь обеденного зала – 77кв.м) Школьная столовая укомплектована необходимыми работниками.
В соответствии с национальной инициативой «Наша новая школа», Федерального Закона «Об образовании», Федерального Закона о  санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения, Сан Пин «Организация детского питания», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», Положению об организации горячего питания учащихся в школе организовано горячее питание для учащихся 1- 4 классов.
В 1-11 классах питается 345 человек, из них получают бесплатные завтраки и обеды за счет бюджета 128 чел. (1-4 кл.).
Блок столовой расположен на первом этаже основного здания школы, имеет современное технологическое оборудование, новую современную мебель. В столовой один обеденный зал (на 80 мест), кухня, моечная, разделочный цех, кладовая, холодильная камера, комната для персонала, санитарные комнаты.
Имеется морозильная камера, 3 холодильных камеры, предназначенные для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления.
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. В школе не было случаев заболевания кишечной инфекцией.
Контроль за качеством и сбалансированностью питания кроме администрации осуществляет комиссия общешкольного родительского комитета.

Организация медицинского обслуживания осуществляется на договорной основе медицинскими сотрудниками ЦРБ ст.Зеленчукской. Медицинский кабинет школы расположен на третьем этаже основного здания. Созданы условия для оказания первой медицинской помощи. Медсестра систематически следит за состоянием здоровья детей, находящихся на медицинском учете, контролирует организацию горячего питания в школе. 
В соответствии с требованиями СанПиН, школьный медпункт оснащен необходимой мебелью, оборудованием, инструментарием, медикаментами для оказания первой медицинской помощи.    В медицинском кабинете проводится вакцинация и ежегодный медосмотр учащихся, не срывая учебный процесс отправкой целых классов в поликлинику.  Планомерная работа с детьми помогает формировать у учащихся здоровый образ жизни. Медицинская сестра регулярно выпускает с помощью старшеклассников санитарные бюллетени, проводит беседы в младших классах, читает лекции для старшеклассников.
В рамках программы "Здоровье" с целью своевременного выявления заболеваний на ранней стадии развития организовано проведение ежегодных плановых медицинских осмотров.
Учебно-методический комплекс
Класс
Наименование учебного издания
Автор учебника
Издательство

Начальное общее образование

1
Азбука
В.Г. Горецкий
Просвещение

1
Русский язык
Т.Г. Рамзаева
Дрофа

1
Литературное чтение
Л.Р. Климанова
Просвещение

1
Математика
М.И. Моро
Просвещение

1
Окружающий мир
А.А. Плешаков
Просвещение

1
Технология
Н.И. Роговцева
Просвещение

1
Харифле
Х. М. Акбаев
ИКО Алан Эрмитаж

1
Изобразительное
искусство
Л.А. Неменская под редакцией Б.М. Неменского
Просвещение

1
Музыка
Е.Д. Критская
Просвещение

1
Физическая культура
В.И. Лях
Просвещение

2
Русский язык
Т.Г. Рамзаева
Дрофа

2
Литературное чтение
Л.Р. Климанова
Просвещение

2
Математика
М.И. Моро
Просвещение

2
Английский
И.Н.Верещагина,
К.А.Бондаренко,
Т.А.Притыкина.
Просвещение

2
Окружающий мир
А.А. Плешаков
Просвещение

2
Родной язык
Т.К.Алиева
Полиграф-ЮГ

2
Родная литература
К.А.Салпогарова,
Ш.М. Кумыкова
Полиграф-ЮГ

2
Технология
Н.И. Роговцева
Просвещение

2
Физическая культура
В.И. Лях
Просвещение

2
Изобразительное
искусство
Е.И.Коротеева под редакцией
Б.М. Неменского
Просвещение

2
Музыка
Е.Д. Критская
Просвещение

4
Русский язык
Т.Г. Рамзаева
Дрофа

4
Литературное чтение
Л.Р. Климанова
Просвещение

4
Математика
М.И. Моро
Просвещение

4
Английский
М.З. Биболетова
Титул

4
Технология
Н.И. Роговцева
Просвещение

4
Окружающий мир
А.А. Плешаков
Просвещение

4
Родной язык
Х.И. Суюнчев,
М.К. Эльканов
Майкоп

4

Родная литература
С.А. Гочияева,
А.И. Эбзеева
Майкоп






4
Музыка
Е.Д. Критская
Просвещение

4
Физическая культура
В.И. Лях
Просвещение

4
Изобразительное
искусство
Л.А. Неменская под редакцией Б.М. Неменского
Просвещение

4
Основы мировых религиозных культур
А.Л. Беглова,
Е.В. Саплина
Просвещение

Основное общее образование (5-9)

5
Русский язык
Ладыженская Т.А.,
Баранов М.Т.
Просвещение

5
Литература
Коровина В.Я.,
Журавлев В.П.
Просвещение

5
Математика
Г.В. Дорофеев,
И.Ф. Шарыгина
Просвещение

5
Биология
В.В.Пасечник
Дрофа

5
История Древнего мира
А.А. Вигасин
Просвещение

5
Обществознание
Боголюбов Л.Н.
Н.И. Городецкая
Просвещение


5
Французский язык
Э.М.Береговская,
Т.В. Белосельская
«Синяя птица»
Просвещение

5
Английский
И.Н. Верещагина,
О.В. Афанасьева
Просвещение

5
География
Землеведение.
В.П. Дронов
Л.Е. Савельева
Дрофа

5
Информатика
Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний

5
Изобразительное искусство
Б.М. Неменский
Просвещение

5
Технология.
Технология ведения дома.
Н.В. Синица В.Д.Симоненко

ВЕНТАНА-ГРАФ

5
Технология.
Индустриальные технологии.
А.Т. Тищенко В.Д.Симоненко

ВЕНТАНА-ГРАФ

5
Физическая культура
Виленский М.Я.
Просвещение

7
Русский язык
Ладыженская Т.А.Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
Просвещение

7
Литература
Коровина В.Я., Журавлев В.П.
Коровин В.И.
Просвещение

7
Алгебра
Ю.Н. Макарычев,
К.И. Нешков под ред.
С.А. Теляковского
Просвещение

7
Геометрия
Л.С. Атанасян,
В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев
Просвещение

7
Биология

В.В.Пасечник,
С.В. Суматохин под ред.
В.В. Пасечника
Просвещение

7
История России
А.А Данилов, Л.Г. Косулина
Просвещение

7
Новая история
А.Я. Юдовская,
П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина
Просвещение

7
Обществознание
Боголюбов Л.Н.ё
Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.
под ред. Боголюбова Л.Н.
Просвещение

7
Информатика
Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова
БИНОМ. Лаборатория знаний

7
Английский
О.В. Афанасьева,
И.В. Михеева
Просвещение

7
География

И.В. Душкина,
В.Я. Коринская
Дрофа

7

7
Физика

ОБЖ


А.В.Пёрышкин

А.Т. Смирнов,
Б.О. Хренников

Дрофа

Просвещение

7
Изобразительное искусство
А.С. Питерских, Г.Е.Гуров под ред.
Б.М. Неменского
Просвещение

7
Технология.
Технология ведения дома.
Н.В. Синица В.Д.Симоненко
ВЕНТАНА-ГРАФ


7
Технология.
Индустриальные технологии.
А.Т. Тищенко В.Д.Симоненко

ВЕНТАНА-ГРАФ

7
Физическая культура
И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова под ред. М.Я.Виленского
Просвещение

9
Русский язык
Тростенцова Л.А
Ладыженская Т.А. Дейкина А.Д.
Просвещение

9
Литература
В.Я.Коровина, В.П. Журавлев
В.И. Коровин
Просвещение

9
Алгебра
Ю.Н. Макарычев,
К.И. Нешков под ред.С.А.Теляковского
Просвещение

9
Геометрия
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев
Просвещение

9
Биология
В.В. Пасечник, А.А.Каменский,
Е.А. Крискунов
Дрофа

9
Всеобщая история
О.С. Сороко-Цюпа,
А.О. Сороко-Цюпа
Просвещение

9
История России
А.А Данилов, Л.Г. Косулина
Просвещение

9
Обществознание
А.И. Кравченко
Русское слово

9
Информатика
Н.Д. Угринович
БИНОМ. Лаборатория знаний

9
Английский
К.И. Кауфман
Титул

9
География
В.П. Дронов, И.И.Баринова,
В.Я. Ром под ред. В.П. Дронова
Дрофа

9
Физика
А.В.Пёрышкин, Е.М. Гутник
Дрофа

9
Химия
Е.Н.Кузнецова, И.М.Титова
Вентана-Граф

9
Искусство
Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская
Просвещение

9
Физическая культура
Лях В.И.
Просвещение

2.4. Анализ образовательного пространства школы
На конец 2013-2014 учебного года в МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской» обучалось 10 учащихся с ОВЗ.
Из них:
Дети , обучающиеся на дому
Дети –инвалиды, обучающиеся по общеобразовательным программам

4
6


На «4» и «5» учебный год закончили 2 ученика, что составило 6% от общего числа обучающихся.
Не аттестованных обучающихся по итогам года – нет.

Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Ценностные ориентиры адаптированной образовательной программы МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской» на 2014-2015 учебный год определяются вектором развития Российского образования, содержащимся в стратегических документах Министерства Образования и науки последних лет.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №o 273–ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа «Развитие образования»
на 2013- 2020 гг., новые ФГОС ориентируют школу на предоставление равных возможностей получения образования для всех категорий обучающихся, обеспечение необходимых материально-технических и психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ.
Новая государственная образовательная политика имеет в своей основе научные теории Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина. Это обусловливает обновление
педагогической парадигмы в русле поиска оптимальных условий развития ребёнка с
любыми образовательными потребностями, особое внимание уделяется поддержке
компенсаторных возможностей ребёнка с дефицитарным развитием, раскрытию его
резервов, формированию адаптационного потенциала и жизненной компетентности.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья обучающихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность обучающихся в рамках образовательного пространства школы;
дополнительное образование;
углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию обучающихся;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
Основной целью адаптированной образовательной программы является обеспечение в МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской» адаптированной учебно-воспитательной развивающей среды для развития индивидуального адаптационного потенциала детей с особыми образовательными потребностями, трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Ожидаемые конечные результаты Программы.
Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся в ОВЗ.
Достижение высоких показателей коррекционной работы:
-уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения;
- подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;
Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.
Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.
Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами.
Адаптированная образовательная программа МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской» реализуется в двух ступенях образования:
- первая ступень – начальное общее образование – 4 года,
- вторая ступень – основное общее образование – 5лет.

Содержание подготовки обучающихся:
- на первой ступени обучения - педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между обучающимися, учителями и обучающимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия
- на второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы, создать условия для самовыражения обучающихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.
Раздул IV.Подходы и организация образовательного пространства школы. 4.1. Содержание базового образования в школе.
Учебные планы составлены для всех образовательных программ:
- Учебный план общего образования;
-Индивидуальные учебные планы общего образования для детей, обучающихся индивидуально на дому.
4.2. Содержание воспитания и дополнительного образования в школе.
Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.

Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку обучающихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие обучающихся.
Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным направлениям, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ.
Занятия по программам дополнительного образования проводятся как в школе, так и вне школы: на базе Детского дома школьников, Детской музыкальной школы, ДЮСШ.
Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.
4.3.Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
Начальное общее образование
Виды деятельности  младшего школьника:
индивидуальная и коллективная учебная деятельность
игровая деятельность
творческая деятельность (конструирование),
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде)
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности 
научиться решать поставленные учителем цели;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу;
овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
овладеть различными видами игры;
приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда (технологии);
приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить нормы этикета, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи, решаемые педагогами:
реализовать образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  игры, практики, конкурсы, соревнования)
обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную,
обеспечить условия формирования учебной деятельности, для чего организовать постановку учебных целей, побуждать и поддерживать детские инициативы, осуществлять функции контроля и оценки, создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.
 
Основное общее образование
Виды деятельности  школьника:
индивидуальная и коллективная учебная деятельность
проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта,
социальная деятельность,
творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание,
спортивная деятельность
 Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности 
научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,
выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности;
научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. 
научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами:
реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах,
подготовить учащихся к выбору профессии,
организовать систему социальной жизнедеятельности, 
создать пространство для реализации подростков, проявления инициативных действий.
Система аттестации обучающихся
В рамках настоящей адаптивной образовательной программы в школе используются различные формы аттестации учебных результатов и достижений обучающихся, которые регламентируются Положением о промежуточной аттестации. Учет результативности обучения обучающихся на протяжении всего периода осуществляется традиционными оценками - текущая успеваемость в виде отметок по пятибалльной шкале, итоговых отметок за учебные четверти, полугодия и за год. Используются различные формы учета и контроля достижений обучающихся: текстовые и тестовые проверочные и контрольные работы, тестовые задания, практические и лабораторные работы.
Контроль осуществляется в соответствии с Рабочими программами учителя -предметника. По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля. Итоговый контроль осуществляется в различных видах.

Ступени обучения
Формы аттестации

Начальная школа
3-4
Аттестация осуществляется по четвертям и итоговая - в конце учебного года.
Тематические и итоговые контрольные работы на основе 5- балльной системы оценивания.
Тестовые работы.

Основная школа

5 – 9
Аттестация осуществляется по четвертям и итоговая - в конце учебного года.
Тематические и итоговые контрольные работы на основе 5- балльной системы оценивания.
Лабораторные и практические работы.
Тестовые работы.
Мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся по предметам вариативной части учебного плана;
Мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологической и логопедической службой).

Мониторинг, проводимый по предметам УП, позволяет проследить эффективность процесса обучения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учеников. Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний и умений учащихся. Полнота и всесторонность обеспечиваются включением в его содержание всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений.
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к обучающимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков обучающихся. Ответственность за объективность оценки знаний обучающихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.
Итоговая государственная аттестация выпускников 9 классов проводится в соответствии с: Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Мониторинг образовательного процесса
Критерии и компоненты образовательного мониторинга
Показатели критериев
Периодичность контроля
Объект изучения
Ответственный

Качество образования
Уровень освоения образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения)
1 раз в четверть




ЗУН

Учитель







Итоговая государственная аттестация

Июнь


Учитель
Заместитель директора по УР

Состояние здоровья обучающихся
Физическое развитие учащихся
Психосоматическое здоровье обучающихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни)
Сентябрь, май
обучающиеся
Медсестра
Учитель физкультуры
Заместитель директора по УР

Уровень воспитанности учащихся
Сформированность интегративных качеств личности.
Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН.
Выявление обучающихся группы риска.
Сентябрь, апрель

2 раза в год


1 раз в четверть
обучающиеся


Классный руководитель,
Заместитель директора по ВР



Социальное положение обучающихся
Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса).
Сентябрь
обучающиеся

Классный руководитель


Степень социализации и трудовой адаптации
Данные социометрии
Результаты трудоустройства,
Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах
Два раза в год

1 раз в год

Учитель технологии,
Классный руководитель


Раздел V . Контроль и управление реализации образовательной программы в школе
Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управление Школой на полноправной основе включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом. Методический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Методический совет дает научное обоснование рекомендации по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития.
Расширенная система дополнительного образования и воспитания реализуется при достаточном количестве ставок педагогов дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного образования несут непосредственные руководители секций, кружков, члены администрации. Принцип управления школой заключен в Уставе Школы.
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную лечебно-оздоровительную коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
осуществлять контроль за достижением обучающегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана;
осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана;
предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;
осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I, II ступенями обучения;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования.
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной и лечебно-оздоровительной работы, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.
Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:
1. Контроль за качеством преподавания.
выполнение учебных программ;
эффективность урока;
методический уровень учитель, рост профессионального мастерства;
обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
индивидуальная работа с детьми;
выполнение санитарно – гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения.
уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
достижение государственных образовательных стандартов;
навыки самостоятельного познания обучающихся;
готовность к освоению содержания образования по предметам художественно – эстетического цикла.
3. Контроль за ведением школьной документации.
ведение школьных журналов;
ведение ученических дневников;
ведение ученических тетрадей;
оформление личных дел обучающихся.
План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.
Модель выпускника школы
Выпускник начальной школы - это ученик,
который успешно освоил образовательную программу начальной школы;
у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;
у которого  есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
который  способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
который стремится  стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Воспитанник школы:
овладение общеучебными умениями и навыками;
овладение навыками общения и основами гигиены и здорового образа жизни,
сформированность психических процессов,
восприятие и понимание таких ценностей, как «школа», «учитель» «товарищ»
соблюдение порядка и дисциплины в школе и общественных местах;
Семьянин:
восприятие себя членом семьи;
психофизическое здоровье,
Член сообщества:
овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать,
наличие потребности выполнять правила для уч-ся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
Гражданин:
проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру,
обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
активное участие в жизнедеятельности класса и школы.
Индивидуальность:
развитие нравственных и эстетических начал личности.


Выпускник основной школы – это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.
Воспитанник школы:
уровень образовательных способностей, успеваемость;
участие в коллективных, творческих делах школы;
внешностные показатели поведения.
сформированность психических процессов.
Семьянин:
социальный статус семьи;
психофизическое здоровье.
Член сообщества:
участие в досуговой деятельности;
характер межличностных отношений в коллективе.
Гражданин:
сформированность правосознания;
сформированность человеческих качеств личности
профессиональная ориентация;
участие в самоуправлении.
Индивидуальность:
направленность и особенности личности;
гражданская позиция;
способность интегрироваться в различные социальные сферы.

Раздел VI. Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного стандарта с учетом психофизических параметров личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная деятельность школы регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности. Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного стандарта с учетом психофизических параметров личности детей с ограниченными возможностями здоровья








13 PAGE 14415






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915