Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с легкой умственной отсталостью ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 класс 2016 – 2017 учебный год

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Зам директора по УВР Директор МКОУСоляновская СОШ
учителей естественнонаучного _________/ Майорова И.Т/ __________/Донская В.В./
цикла. «__»________2016г. «__» _________2016г.
протокол № _____
от «__ » _________2016г
Руководитель _______ /Мурультуева С.В./

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Соляновская средняя общеобразовательная школа



Адаптированная рабочая программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с легкой умственной отсталостью


ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
5 класс
2016 – 2017 учебный год








Составила: Мурультуева С.В.
учитель биологии
первая квалификационная категория












2016

Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5 класса основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с легкой умственной отсталостью составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы программы: Т.М. Лифанова., Е.Н. Соломина М.: «Просвещение», 2010. Программа соответствует учебному плану Иркутской области и учебному плану МОУ Соляновской СОШ на 2016– 2017 учебный год. Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание».
Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологический и географических знаний.
Основными задачам курса «Природоведение» являются:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах.. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю.
Программа по природоведению (64 ч) состоит из шести блоков. По четвертям они распределяются следующим образом:
1 четверть - 18 часов: Введение -1 час; Вселенная – 4 часа; Наш дом – Земля – 13 часов.
2 четверть - 12 часов: растительный мир - 12 часов;
3 четверть - 20 часов: Животный мир - 12 часов; Человек - 8 часов.
4 четверть - 14 часов: Есть на Земле страна – Россия - 14 часов.
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом – Земля» изучаются оболочки Земли – атмосфера, литосфера, гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли – сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
На уроке можно использовать глобус и физическую карту мира для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды – зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. приводятся простейшие классификации растений и животных. необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению проявления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершает курс раздел «Есть на Земля страна – Россия». В процессе изучения этого раздела программы предполагается формировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, её городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоёмы). От чего зависит состояние биосферы – жизнь растений, животных, человека. Человек – частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у умственно отсталых детей целостную картину окружающего мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматривается экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Программа предусматривает проведение экскурсий по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала»Живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
На изучение темы «Сезонные изменения в природе», отдельное время не отводится, так как учащиеся рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы – еженедельное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается ведении в пассивный словарь понятий, слов, терминов. Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна – Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России. Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.





5 класс
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Практические работы
8
7
7
8

Экскурсии
2
1
1
1




































Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
что изучает природоведение;
основные свойства воды, воздуха и почвы;
основные формы поверхности Земли;
простейшую классификацию растений и животных;
основные санитарно-гигиенические требования;
название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
названия важнейших географических объектов;
правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
демонстрировать простейшие опыты;
проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
соблюдать правила элементарной гигиены;
оказывать простейшую медицинскую помощь.


































Календарно-тематическое планирование уроков природоведения
в 5 классе (68 часов, 2 часа в неделю)

Тема
Кол-во часов
Дата




по плану
по факту

1.
Введение. Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу.
1
06.09



Вселенная.
4



2
Солнечная система. Солнце.
1
07.09


3
Небесные тела: планеты, звезды.
п/р.№1 Зарисовки звездного неба, формы Земли, Луны.
1
13.09


4
Исследования космоса.
1
14.09


5
Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
п/р №2 Зарисовки космического корабля.
1
20.09



Наш дом - ЗЕМЛЯ
13



6
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, литосфера, гидросфера.
1
21.09


7
Соотношение воды и суши на Земле.
1
27.09


8
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
1
28.09


9
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги
п/р №3 Зарисовка форм поверхности суши
П/р №7 Зарисовка форм поверхности своей местности
1
04.10


10
Почва.(охрана почв). Свойства почвы.
П/р №8 Изготовление из пластилина макетов форм своей местности
1
05.10


11
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, торф, уголь, газСвойства, значение. Способы добычи
1
11.10


12
П/р №4 Составление таблицы «Полезные ископаемые»
1
12.10


13
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
1
18.10


14
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения. П/р №5 Заполнение схемы Воды суши.
1
19.10


15
Моря и океаны. Свойства морской воды.
1
25.10


16
Значение морей и океанов в жизни человека. П/р №6 Нахождение на карте морей и океанов.
1
26.10


17
Экскурсия. Наблюдения за звездным небом
1
01.11


18
Экскурсия к местным природным объектам.
1
02.11



Растительный мир Земли
12



19
Разнообразие растительного мира. Части растения. П/р №10 Выделение составных частей растений.
1
15.11


20
Среда обитания растений. П/р №11 Изготовление гербариев
1
16.11


21
Деревья, кустарники, травы. Части растения. П/р №9 Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
1
22.11


22
Дикорастущие и культурные растения. П/р №12 Зарисовка растений в разные времена года.
1
23.11


23
Деревья. Деревья лиственные. Береза, клен, дуб, липа. Яблоня, груша, вишни.
1
29.11


24
Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница. П/р №13 Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
1
30.11


25
Кустарники. Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
1
06.12


26
Травы. Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
1
07.12


27
Декоративные растения. Астры, пион, роза, флокс, гвоздики. Внешний вид. Места произрастания.
1
20.12


28
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка. П/р №14 Уход за комнатными растениями.
1
21.12


29
Береги растения.
1
27.12


30
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород. П/р№ 15. Сбор лекарственных растений, запись правил их использования.
1
28.12



Животный мир Земли.
12



31
Разнообразие животного мира. П/р №16 Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц. Зверей.
1
17.01


32
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. П/р № 17 Упражнения в классификации животных.
1
18.01


33
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. П/р №18 Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными. П/р №19 Изготовление кормушек, скворечников.
1
24.01


34
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
1
25.01


35
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение и охрана.
1
31.01


36
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Среда жизни. Значение. Охрана.
1
01.02


37
Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
1
07.02


38
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. П/р № 20 Сезонные наблюдения за животными.
1
08.02


39
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка. Хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
1
14.02


40
Охрана животных. заповедники. Красная книга.
1
15.02


41
П/р№ 21 составление рассказов о своих домашних животных.
1
21.02


42
Экскурсия на водоем.
1
22.02



Человек
8



43
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
1
28.02


44
Как работает наш организм. Взаимодействие органов.
1
01.03


45
Здоровье человека.
1
07.03


46
Осанка.
1
14.03


47
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
1
15.03


48
Здоровое питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. П/р № 22 Составление режима дня.
1
21.03


49
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
1
22.03


50
Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. П/р№ 23 Упражнения в оказании первой помощи. Подсчет частоты пульса, измерение температуры.

-4.04



Есть на Земле страна – Россия.
14



51
Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. П/р №24 Зарисовка Государственного флага России.
1
05.04


52
Население России. Народы России. П/р № 25 Подбор иллюстраций.
1
11.04


53
Столица Москва.
1
12.04


54
Санкт-Петербург.
1
18.04


55
Города России. многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток.
1
19.04


56
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. П/р№26 Изготовление альбома «Россия – наша Родина»
1
25.04


57
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
1
26.04


58
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. П/р № 27 Зарисовка животных своей местности.
1
02.05


59
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
1
03.05


60
Наш город. (деревня) Достопримечательности. Растительный и животный мир своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
1
10.05


61
Экскурсия по поселку, краеведческий музей.
1
16.05


62
П/р № 28 Составление рассказа о своей деревне.
1
17.05


63
П/р №29 Изготовление альбома «Наш поселок»
1
22.05


64
П/р№30. Составление таблицы «Животные и растения нашей местности»
1
23.05


65-67
Повторение
3
24.0525.05
26.05


68
Летние задания
1
30.05

















15