Статья РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Маркова Е.Н.
РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.
В.А.Сухомлинский.
Что такое инновация? Почему она так важна в современном образовательном процессе? Попробуем разобраться. В Толковом словаре С.И. Ожегова технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. [1, с.650] Следовательно, технология нужна для того, чтобы с помощью определённых приёмов добиться нужного результата.
Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс обновления, а с другой – это деятельность по внедрению и реализации новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет. Слово «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, чаще всего, к понятию новизны. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». [2, с. 397]
Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности? Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
соответствие концепции гуманизации образования;
преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
использование личностно-ориентированного обучения;
поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
соответствие социокультурной потребности современного общества к самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
формирование качественных знаний, умений и навыков.
Для реализации данных задач на своих уроках литературы и русского языка я применяю следующие эффективные методы и приемы:
1.Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, ребус, загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент и др.).
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание слайдов для презентации и иллюстрирования информационного и учебного материала), доклады, рефераты.
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем, таблиц, опорных конспектов, которые являются хорошими помощниками при изучении нового материала, содержащего немало информации.
5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного или именного состава).
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «Брейн-ринг», «Мозговой штурм», «Интервью с различными персонажами», методы проектов.
7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе, лингвистической сказки, создание сюжета видеофильма, кроссворда, небольшой фотовыставки, ребуса, урок-конкурс).
8. Игры, инсценирование, игровые фрагменты (ролевые игры на уроках русского языка удачны при составлении и разборе предложений, когда учащиеся выступают в роли частей речи или знаков препинания, синтаксических конструкций).
Например, на уроке-практикуме, который строится на основе диалога с автором произведения, критиками, другими читателями, литературоведами, по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева» рассматриваем проблему нигилизма, рассуждаем об образе Базарова и влиянии убеждений на судьбу человека. Для наиболее активных участников диалога попытка разрешения проблемной ситуации, моделируемой практикумом, станет импульсом обращения к иным книжным и электронным источникам информации по проблеме, выходу в открытое информационное пространство в поисках аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к исследовательской деятельности в области языкознания и литературоведения.
Творческие проекты «Литературные места Белгородчины», «Усадьбы и музеи писателей России» могут быть представлены в виде альбома или красочной папки-раскладушки.
Исследовательский проект по русскому языку по структуре – научное исследование и может включать социологический опрос, лабораторный эксперимент, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Например, «Неологизмы в журнальных рубриках», «Языковые курьезы на телевидении», «Современная жаргонная речь на страницах газет». При работе над информационным проектом учащиеся собирают информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и последующего обсуждения. Например, «Русские имена: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Из истории русской письменности.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников. Для практической работы используется подборка материала собственных сочинений или письменных работ по темам «Лексические ошибки», «Типология речевых ошибок».
Эффективным диагностическим материалом является упражнение на составление синквейна по изучаемому вопросу, т.к. позволяет увидеть в целом уровень усвоения учащимися материала, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личное восприятие.
Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют осторожности и продуманности, поскольку эти предметы имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта. Главное в этом деле не потерять ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося.
В педагогическом процессе личность учителя была и остается тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педагогических технологий, чтобы учитель мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образования и социального заказа общества.
Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Литература
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1988. – 748с.
Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве/Пер. с лат. Ф.А. Петовкого, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова/Под ред. М.Л. Гаспарова. – М: Научно издательский центр «Ладомир», 1994. – 475 с.
Заголовок 115