ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В РАССКАЗЕ А.ЕГОРОВА «В ОБНИМКУ С МЕДВЕДЕМ»


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В РАССКАЗЕ А.ЕГОРОВА «В ОБНИМКУ С МЕДВЕДЕМ»
АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: учитель русского языка и литературы, специалист высшего уровня квалификации второй категории, Фоминых Лидия Александровна
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Чтение и анализ текста писателя-земляка А.Егорова «В обнимку с медведем».
- Активизация знаний учащихся по теории литературы.
- Отработка умений учащихся при составлении психологического портрета литературного героя.
- Отработка умений и навыков составлять таблицу, используя литературное произведение.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Формирование навыков исследовательской работы.
- Отработка навыков работы в парах.
- Отработка умений учащихся применять знания по теории литературы на литературном произведении.
- Формирование навыков связной речи, умения обобщать материал и делать вывод по заданной теме.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Повышение интереса к урокам русской литературы.
- Формирование интереса к творческому наследию нашего края.
- Воспитание любви к родному краю.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок-исследование.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Распечатка рассказа А.Егорова «В обнимку с медведем».
- Распечатка с терминами.
- Таблица.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
- Эпиграф-высказывание А.Ф.Лосева.
- Термины: портрет, психологический портрет, сатира, юмор, ирония, сарказм, рассказ.
- Словарные слова: психолог, психология, психологизм.
- Таблица.
- Характеристики мужчин и женщин.
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие. Создание рабочей обстановки.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА. 1) Какова роль портрета в художественном произведении? 2) Что из психологического портрета можно узнать о характерах, настроении героев?
ПОВТОРЕНИЕ. Работа с терминами.
ПОРТРЕТ – в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
В литературе чаще всего встречается ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.
РАБОТА С ЭПИГРАФОМ. … Тело – живой лик души. По манере говорить, по выражению глаз, по складкам на лбу, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По одному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом.
Философ А.Ф.ЛосевИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ПСИХОЛОГ – ученый, специалист по психологии. Знаток человеческой психологии.
ПСИХОЛОГИЯ – наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
ПСИХОЛОГИЗМ – углубленное изображение психических, душевных переживаний.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.
Внешность (черты лица, взгляд, фигура, поза, мимика, жесты, одежда)
Манера (особенность поведения) Голос (интонация, сила голоса)
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ОБ А.ЕГОРОВЕ.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЕГОРОВ родился, вырос и много лет трудился в Восточном Казахстане. Отсюда восемнадцатилетним уходил на войну, сюда вернулся, когда рассеялась пороховая гарь над землей. Он вправе сказать о родном крае: «Лучше и краше нет его», - и это будет не дань моде, а идущее от глубины души откровение. Книги писателя – песни родной земле.
Рассказы и новеллы А.Егорова – это особый мир тонких психологических наблюдений, философских раздумий, поэтических взлетов мысли. Они не безлюдны – подчас самые маленькие сочинения в пятьдесят-сто строк, всех их объединяет главный герой – автор. Тонко и умело подмечает он мельчайшие детали натуры, умело оперирует словами кержацкого диалекта, словно бисер рассеивает никогда не слышимые сравнения, метафоры, и все вместе это создает живые картины, которые так и остаются перед глазами.
РАБОТА С ТЕКСТОМ. Давайте посмотрим, как писатель может изобразить своего не только в обычном, спокойном состоянии, но и в минуту радости, веселья, испуга.
Обращение к рассказу А.Егорова «В обнимку с медведем».
РАССКАЗ – небольшое эпическое произведение, которое основывается на изображении какого-либо одного, реже нескольких событий с малым количеством действующих лиц.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ.
САТИРА, ЮМОР, САРКАЗМ, ИРОНИЯ. К какому художественному приему прибегает автор рассказа?
СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА.
ДЕД ЕВСЕЙ ЛУКЕРЬЯ
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ПРИМЕРАМИ ИЗ ТЕКСТА. (Обратить внимание на диалоги и монологи персонажей.)
БЕСЕДА. Как вы относитесь к свойствам мужчины и женщины, написанным на доске?
СВОЙСТВА ОБРАЗЦОВЫХ ЖЕНЩИН:
Веселая, верная, любящая, скромная, послушная, хорошая хозяйка, умеет вкусно готовить, почитает мужа, заботливая мать, работящая.СВОЙСТВА ОБРАЗЦОВЫХ МУЖЧИН:
Спортивный, трезвенник, веселый, заботливый отец, работящий, вежливый, верный, любящий, сильный, ласковый, умный, добрый, щедрый.РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ. Подходят ли эти качества нашим героям? Изменились ли качества мужчины и женщины по сравнению со временем А.С.Пушкина?
(Мужчины и женщины в произведениях Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
ОБОБЩЕНИЕ. Каковы задачи создания психологического портрета?
ВЫВОД: Через внешность героя автор стремится раскрыть его внутренний мир, помогает определить его характер, выражает собственное отношение к герою.
ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ.
ОБРАЩЕНИЕ К ТАБЛИЦЕ. Психологический портрет героя состоит из …
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Составить психологический портрет своего друга.