Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы НЕ с глаголом (5 класс)


Тема урока: “Правописание частицы НЕ с глаголом.”
Тип урока: Комбинированный, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе.
Оборудование: Учебник «Русский язык» под ред. Ладыженской Т. А., опорные карточки, презентация «Не с глаголом».
Задачи урока:
1) знать правило написания Не с глаголами;
2) уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно – те глаголы, которые без НЕ не употребляются;
3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;
4) уметь давать развёрнутый ответ на грамматическую тему и рецензию на него;
5) употреблять глаголы с НЕ в речи.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
Освение понятия “правописание частицы НЕ с глаголами”;
Умение правильно объяснять условия слитного и раздельного написания частицы НЕ с глаголами;
Умение оценивать языковой материал с точки зрения его нормативности.
Метапредметные:
В результате занятия учащиеся могут:
сформулировать цели своей учебной деятельности;
совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;
продолжить совершенствовать навыки языкового анализа.
Личностные:
в результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Ход урока:
Целеполагание:
Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, о его значении, морфологических и синтаксических признаках. Поговорим также и о правописании глагола, его орфограммах.
1) Проверка домашнего задания:
На лугу пестреют яркие цветы. (Повеств., невоск., прост., распр.).
2) Но вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи. Проверку правила проведём путём устного опроса:
- что такое глагол?
- какова синтаксическая роль глагола?
- как изменяется глагол в предложении?
3) Работа по теме урока:
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о правописании НЕ с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?
На доске записано:
Знать: условия выбора написания НЕ с глаголом, слова исключения.
Уметь: обосновывать условия выбора данной орфограммы.
4) Работа с учебником:
Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме стр.231, п.107 (стр. 99, п. 107).
а) Прочитаем правило вслух. Обратите внимание на обозначение орфограммы.
б) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).
По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку, которая называется «Сила любви». (См. приложение № 2 к уроку).
Сила любви.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородной Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она ему: "Не верю".
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам.Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую!Ненавижу!" и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить без него не может.
(по Ф. Кривину)
Переведите сказку на язык науки! Что нового мы узнали?
5) Пословицы:
Повинную голову меч НЕ СЕЧЕТ.
За двумя зайцами погонишься – ни одного НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Слово – не воробей, вылетит – НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Кто не работает, тот НЕ ЕСТ.
Волков бояться – в лес НЕ ХОДИТЬ.
Семеро одного НЕ ЖДУТ.
Под лежачий камень вода НЕ ТЕЧЕТ.
6) Словарно-орфографическая работа:
Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.
Недомогать-болеть.
Ненавидеть - испытывать ненависть.
Неволить - принуждать что-то сделать против желания.
Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.
Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.
Неистовствовать - безудержно буйствовать.
Нездоровится - приболеть (состояние нездоровья, недомогания).
7) Алгоритм «Не с глаголами»:
Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.
А)Посмотри, употребляется ли глагол без Не?
- Да/Нет
- Пиши раздельно/Пиши слитно
Сейчас мы с вами проведём Выборочный диктант (вам необходимо записать словосочетание под диктовку, распределив их на два столбика: слитно/раздельно).
Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.
8) Закрепление материала по книге Е.А.Влодавской "Дидактические материалы по русскому языку" - упр. 496,
Негодовать, давно недомогать, море неистовствовало, мне нездоровится, неволить силой, не ходить к другу, не был в школе, не мог выполнить задание, не стал торопиться, не знает правило, не спится и не дремлется.
9) Класс делится на 2 группы.
1 группа – дежурные по коридору
2 группа -  учитель на уроке
Задание: запишите глаголы с «не», которые использует дежурный на перемене, учитель на уроке.
Не бегайте                                               Не отвлекайтесь
Не шумите                                               Не опаздывайте
Не деритесь                                             Не смейтесь
Не толкайтесь                                          Не разговаривайте
Не кричите                                               Не списывайте
10) Загадки:
По земле ходит, неба НЕ видит. (СВИНЬЯ)
Ничего НЕ болит, а всё стонет.
Конь стальной овса НЕ просит, а пашет и косит. (ТРАКТОР)
Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит, НЕ лает, НЕ кусает, а в дом НЕ пускает. (ЗАМОК)
Без языка живёт, НЕ ест, НЕ пьёт, а говорит и поёт. (РАДИО)
В огне НЕ горит, в воде НЕ тонет. (ЛЕД)
11) Подведение итогов:
- С каким видом орфограммы мы работали на уроке?
- Как теперь мы будем писать НЕ с глаголами?
- Кто уже запомнил глаголы исключения?
12) Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 108, словарные слова, упр. 616 (параграф 107, словарные слова, упр. 612).