Конспект урока на тему: Употребление и правописание частицы НЕ с глаголом










Русский язык, 3 класс.
Образовательная система «Школа 2100»
Конспект урока по теме:
«Употребление и правописание частицы не с глаголом»














Аннотация к уроку.

Данный конспект урока можно использовать, когда на уроке детей знакомят с отрицательной частицей не и идёт отработка написания её с глаголами.
На уроке при открытии новых знаний использована технология проблемно-диалогического обучения, которая является основой преподавания по программе «Школа 2100».
тема: «Употребление и правописание частицы не с глаголом»
Цель: познакомить с отрицательной частицей не и отработать написания её с глаголами
Задачи:
познакомить с отрицательной частицей не и учить писать её раздельно с глаголами;
развивать логическое мышление;
воспитывать умение межличностного взаимодействия.

Ход урока.
Орг.момент.
Актуализация знаний.

- Начнём урок с разминки. Работать будете в группах.
- Каждой группе надо разгадать слово, записать его, определить часть речи, вспомнить, что известно про эту часть речи. (Задание у каждой группы лежит на столе)
(еверт, рпедемнтяа, емтачьт, етбя- слова для разгадывания )

Проверка.(Ответственные в группах отчитываются о выполненной работе.)
- Все ли изученные части речи мы повторили? (Не повторили ещё предлоги)
- Приведите примеры предлогов. (Таблица с предлогами вывешивается на доску)
- Часть предлогов мы пропишем в чистописании.
Чистописание.

//. // по //. // про //. // от // . // в // . // на // . //

- Как вы думаете, права я буду, если скажу, что здесь записаны, не предлоги, а приставки? Почему?
- Приведите примеры приставок. (Таблица с приставками вывешивается на доску)
- Как отличить приставку от предлога?

- Проверим ваши знания на практике. Поработаем в группах.
- Раскройте скобки, отметьте «опасное место». Если не знаете, как писать, то поставьте вопрос.

((До)бежал (до)берега, (от)летел (от) окна, (не)играл (в)прятки.)
(Задание у каждой группы лежит на столе.)
Проверка.
- Прикрепите свои работы на доску.

Постановка проблемы.
- Почему поставили вопрос рядом со словом не играл?

Постановка учебной задачи.

- Какую учебную задачу поставим?

( Надо узнать можем ли не назвать предлогом или приставкой, как пишется не с глаголами.)
(Учебная задача вывешивается на доску)

«Открытие нового»
- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

- Откройте учебники на стр.100.
- Работаем в парах. Прочитайте правило и найдите ответы на поставленные вопросы.

- Так не это предлог или приставка?
- Как пишется с глаголами?
- Что ещё узнали про частицу не? (орфограмма)
- Если это орфограмма, как её проверить?

Постановка учебной задачи.
- Какую учебную задачу поставим на следующую часть урока?
(Учиться писать частицу не с глаголом.)

Физ.пауза.
- Сделаем зарядку для глаз.

Первичное закрепление.
- К нам на урок пришёл Афанасий. Он принёс вам загадки.
(Два брата друг на друга глядят, а вместе не сойдутся.(Пол и потолок)
Чёрная собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает.(Замок)
Грамоты не знаю, а весь век пишу.(Перо))

- Читает . Кто разгадал?
(Загадки вывешиваются на доску.)

-Задаём вопрос к глаголу, выписываем его вместе с частицей.
(Не сойдутся, не лает, не кусает, не пускает, не знаю.)
(5 человек по очереди работают у доски, объясняют написание, а все дети работают в тетрадях.)

Обобщение.
- Чтобы правильно написать частицу не с глаголом, что надо сначала сделать?
(Задать вопрос, определить часть речи.)

Включение в систему знаний.

Физ.пауза.
- Я вам читаю стихотворение, если вы услышите отрицательную частицу не с глаголом, то хлопайте в ладоши. Глаголы запоминайте.
(№147(д.м.) стр.76)

- Повторим глаголы. Запишите их, опасное место выделите.
Проверка.
- Покажите сигналом, всё ли вас получилось.
(Дети берут сигнальные карточки.)
- Используя некоторые глаголы, составьте предложения по теме: «Школьные правила».
(Дети озвучивают составленные предложения.)
- Запишите свои предложения, «опасные места» выделите.
- Как записали частицу не с глаголом?
Проверка.
- Проверьте. Покажите сигналом, всё ли вас получилось.
(Дети берут сигнальные карточки.)

Итог. Рефлексия.
- Какую учебную задачу мы перед собой ставили?
- Кто считает, что с задачей урока справился?
- Как правильно написать глагол не играл?
(Возвращаемся к началу урока.)
Определение темы урока.

- Какая тема урока была?
(Написание частицы не с глаголом.)
(Открывается тема на доске.)

Дом. задание.
- Чтобы ваши знания были прочнее, надо дома поупражняться. Задание будет по выбору:
№ 148 (д.м.), надо продолжить составлять памятку на каникулы или
составить правила поведения на улице, используя не с глаголом. (5-6 пр.)


Список использованной литературы

Л.Д. Комиссарова, Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 3-го класса Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной. - М.: Баласс, 2010 г.

Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы.- М.: Баласс, 2010 г.

15