«Развитие профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций общего образования в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов»

Негосударственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт информационных технологий «АйТи»










Итоговая работа по программе
«Развитие профессиональных компетенций педагогов образовательных
организаций общего образования в условиях реализации новых федеральных
государственных образовательных стандартов»


Проект плана-конспекта урока
по русскому языку
с позиции системно-деятельностного подхода и его самоанализа


Выполнил: Шафагутдинова
Наталья Юрьевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №31 города Тюмени








Цель урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
- расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных о // а в корнях слов»;
- сформулировать правило правописания о - а в корнях с чередованием -ращ-_//-_раст-//-рос-;
Задачи:
Обучающая: выяснение условий написания изучаемых корней;
овладение способа выбора о/ а в корнях-раст-, -ращ-, рос-, -лаг- – -лож-, скак, скоч-,-кос- -кас-;
Развивающая: развитие образного и логического мышления, речи учащихся;
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы работы учащихся: групповая.
Оборудование:
доска, мультимедийный  проектор, компьютер, презентация к уроку, интерактивные тесты, раздаточный материал, таблица- тренажёр, тесты ЕГЭ.





Планируемые результаты, структура и ход урока




Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Соответствие планируемых результатов ФГОС

Формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.






















Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.







Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»


Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

3. Актуализация знаний

Организация учебного процесса на этапе 2
-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.





4. Первичное усвоение новых знаний
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)
Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование)
РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень
О А
Выросла растет
Росли выращенный
Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О



Учащиеся обсуждают ситуацию.






Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).
(выделить корень;
подчеркнуть согласную корня:
в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –
В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)
2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.
слайд росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, полог
– Значение каких слов вам не совсем понятны?
. Словарно-орфографическая работа.
Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?
(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)
- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.
Значение слова полог – вы найдете дома по словарю. Остальные слова посмотрим сейчас
Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.
Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь
Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль, полог
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.
Слайд 5-7

5. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
Орфограмму выделите, выбор объясните.
Густо рсти, разложить рстения, дубы разрслись, зарсли тростника, вырщенные арбузы, рстовская земля, длинные водорсли.- А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.


Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 8

Физкультминутка
Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку. 1.     Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+ 2.     Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+ 3.     Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+ 4.     Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.- 5.     Если в предложении Золотые волосы были у Марины, встречаются слова с полногласным сочетанием, то сели.+
Выполняют упражнения


7. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
Наш замечательный город ____________ на берегу реки Вычегды.
Эти места удивляют богатой _______________.
Быстро ___________ на берегу палатки.
Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
Слова для справок: вырсти, рстительность, вырсти, разр.сшийся, зарсли, рстения Цель этапа: повторить и закрепить
Организация учебного процесса на этапе 8

Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Рсти, рсток, отрсль, рстения, порсль, разрслись, Рстислав, прсторы, распрстранять , подрсли, прорсти, выр..щенный, возр..ст,

-раст-(-ращ-)
-рос-
исключения
Другие корни







Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.









Заполняют таблицу, работают в парах


8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает рстки, рстение с белыми нежными цветами, вырщу, порсль, предполгал, буйно рстут и цветут, нельзя не залюбоваться.

Выполнение домашнего задания на выбор учащегося


9. Рефлексия учебной деятельности

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке.

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.



15