Открытое занятие по окружающему миру по теме Зима — покой природы.


Открытое занятие по окружающему миру по теме "Зима - покой природы". 1-й класс
Класс: 1 класс
Учитель: Гриценко Т.А.
Внеурочная деятельность « Зеленый мир»
Тема занятия: "Зима - покой природы"
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи и цели:
Уточнить и углубить знания детей о зимних изменениях в живой и неживой природе.
Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
Развивать чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным.
Развитие эстетического вкуса, творческие способности учащихся.  Учить видеть красоту зимней природы.
Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач.
Развитие  самостоятельности, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи. Учить работать в группе.
Уточнить и углубить знания детей о зимних изменениях в живой и неживой природе.
Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
Развивать чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным.
Развитие эстетического вкуса, творческие способности учащихся.  Учить видеть красоту зимней природы.
Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач.
Развитие  самостоятельности, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи. Учить работать в группе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы с интерактивной доской.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразные способы решения учебных задач; логические – уметь выделять главную мысль, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: уметь контролировать действия партнера, развиваем умение высказывать свое отношение к окружающей действительности, выражать эмоции, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип занятия: комбинированный
Основные дидактические методы:
проблемные методы обучения;
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.
Дидактические средства:
для учителя - презентация, фонограмма;
для учеников - учебник-тетрадь, карточки настроения, веточки ели и сосны.
Методическая литература:
Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.
Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему "Времена года". - Волгоград: Учитель, 2007.
Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания. - Волгоград: Учитель, 2006.
Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Попова Г.П. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, Н.В.Ивановой, А.С.Раутиана, "Я и мир вокруг" - Вогоград: учитель, 2006.
DVD forWindows БЭКМ, 2006.
Оборудование:
Интерактивная доска
Проектор
Ноутбук
Документ-камера
План занятия:
Организационный момент.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Совместное "открытие" новых знаний.
Самостоятельное применение знаний.
Итог урока. Рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ночью в полях, под напевы метели.Дремлют, качаясь березы и ели:Месяц меж тучек над полем сияет, -Бледная тень набегает и тает:Снится мне ночью: меж белых березБродит в пушистом сиянье Мороз.И.Бунин
(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд №1
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего занятия.
Щиплет щеки, щиплет нос,Но не страшен нам :(мороз)
На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий :(лед)
Стали звездочки кружиться,Стали на землю ложиться,Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а :(снежинки)
Зимние каникулы!Веселые деньки!Нужны ребятам санки, Лыжи и :(коньки)
Наступили холода,Превратилась в лед вода.Длинноухий зайка серыйОбернулся зайкой белым,Перестал медведь реветь,В спячку впал в бору медведьКто скажет, кто знает,Когда это бывает? (Зимой)
-С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима")
- Какова будет тема нашего занятия?
("Зима и животные зимой" и другие предположения детей.
- Тема нашего занятия "Зима - покой природы" (открываю)
- Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима". А почему ее называет "покой природы", кто скажет?
- Каков главный вопрос нашего занятия? Ваши предположения? (Предположения детей)
- А для чего нам это надо знать?
- Итак, цель нашего занятия- познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных. Сегодня мы будем приобретать навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: учиться вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение.
- Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)
Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)
Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)
Какие признаки зимы вы можете назвать? Слайд №2(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)
Признаки зимней погоды:
становится холоднее
небо чаще покрыто облаками
осадки выпадают в виде снега
дни становятся короче, а ночи длиннее
- Изменилась жизнь растений и животных?
- Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?
(Стало очень холодно)
- С чем связано общее похолодание зимой?
(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)
III. Совместное "открытие" новых знаний.
Выполнение задания "Что встречаем - не встречаем зимой" на слайде.
Ученики должны отметить на интерактивной доске кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой. Слайд №3
Загадки:
Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.
Читает подготовленный ученик на фоне спокойной музыки текст о зиме. На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы.
Ни одно время года так не волшебно, как зима. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
 Слайд №4Обсуждение по вопросам:
- Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?
- Кто больше назовет звуков, нарушающих тишину природы?
- Какие "разговоры" ведут птицы зимой?
Упражнение на развитие наблюдательности "Найди настоящую снежинку"  Слайд №52. Беседа о снеге:
- Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)
- Снег - что это такое? (Замерзшая вода)
- Послушайте и скажите, о чем так говорят:
Светло-пушистая,Искристая, белая,Какая чистая,Какая смелая! (Так говорят о снежинке) 
Зимой низкая температура воздуха. Водяные пары замерзают, превращаясь в снежинки. Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Когда холодно и нет ветра, падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.
Слайд №6- Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?
Побываем в лаборатории Космика и рассмотрим под микроскопом сосульки и снежинки.
На интерактивной доске соберем снежинку.
Физкультминутка.
- Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)
Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.
Мы снежинки, мы пушинки,Покружиться мы не прочь.Мы снежинки - балеринки,Мы танцуем день и ночь.Встанем вместе мы в кружокПолучается снежок.Мы деревья побелили -Крыши пухом замели.Землю бархатом укрылиИ от стужи сберегли.Налетел ветерокИ умчался весь снежок.
- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер.
4. - Как получается ветер? Слушаем Космика.
5.- Для того ,чтобы узнать какой силы ветер – научимся делать ветряную мельницу.
6,7. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"
- Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями.
9.- Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?
-Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Но не все деревья сбрасывают листья.
(Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах)
- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)
- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.
Физкультминутка "Зима" (Под музыку)
Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
Выполнение задания "Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы"
- Рассмотрите пейзаж зимнего леса  Слайд №12А лес стоит загадочный,|А лес стоит таинственный,Безмолвна тишина:Зверушек и пичужек -Всех спрятала зима.
- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?
(Ответы обучающихся, показ на экране)
- От кого прячутся звери и птицы?
- Какие трудности они испытывают зимой?
- Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Вспомните, какие из них улетели?
- Почему птицы улетают?
(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)
- Какие птицы остаются зимовать? Слайд №13- Почему зимой птицы чаще посещают города и села? Слайд №14- Как мы можем им помочь? Слайды №15, 16- Так о чем же попросила синичка? (О еде)
V. Итог занятия. Рефлексия.
Мороз постарался нарисовать на окнах такие замысловатые рисунки. Что не только книжной мартышке непросто найти своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными, разукрасьте их.
Самоанализ внеурочного занятия курса «Зеленый мир»
в рамках реализации ФГОС НОО
учителя начальных классов МКОУ СОШ № 5 г. Тайшета
Гриценко Т.А.
Класс 1 «В»
Тема : «Зима – покой природы»
Форма проведения: практическое занятие.
Самоанализ занятия хочу начать с краткой характеристики курса.
Курс «Зеленый мир» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 7-10 лет.
Каждое занятие курса помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Данный курс позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подход
Дидактическая цель занятия: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов, использование интерактивной доски, документ-камеры.
Данные цели реализуются посредством следующих задач
Образовательные задачи:
- закрепить понятия терминов проектной деятельности;
- уметь выступать перед незнакомой аудиторией;
Развивающие задачи:
- развивать речь, внимание, память, мышление;
- развивать умение анализировать, слышать и быть услышанным.
Воспитывающие задачи:
- прививать навыки культурного общения ;
- прививать любовь к чтению.
Здоровьеформирующая:
-создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников;
-организовать двигательную активность, гимнастику для глаз и рук.
Тип занятия. Для достижения цели был выбран тип урока «открытие» нового знания.
На занятии были применены следующие формы организации познавательной деятельности учащихся : индивидуальная и фронтальная работа, которые в ходе урока сменяли друг друга. При планировании учтены особенности знаний учащихся по данному материалу.
На занятии старалась формировать у учащихся следующие универсальные учебные действия:
Познавательные УУД – дети самостоятельно формулируют познавательные цели, ищут информацию, проводят ее анализ, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, обобщают.

Личностные УУД – используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала.

Коммуникативные УУД – сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника.

Регулятивные УУД – ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий, проводят контроль, оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватно-ретроспективной оценки, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в выполнении работы

На занятии были использованы методы обучения:
методы стимулирования и мотивации учения (формирование интереса к учению на первом этапе);
методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов (в течение всего занятия),
практический метод (на этапе самостоятельной деятельности),
интерактивный (в течение всего урока),
проблемно-поисковый метод (на этапе актуализации знаний, на этапе построения плана выхода из затруднения и открытия детьми новых знаний),
репродуктивный ( иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка).
На занятии использовала информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности и повышения качества образования учащихся.
Занятие начинается с самоопределения учебной деятельности.
Задача на данном этапе: мотивировать учащихся к учебной деятельности. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга.
Следующий этап урока ( актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности) позволил быстро включить учащихся в ход работы.
Задача этого этапа: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний; актуализация мыслительных операций, мотивация к выполнению учебного действия, фиксация индивидуальных затруднений. Данный этап начала с создания проблемной ситуации. Учащиеся посмотрели отрывок мультфильма. Кроме того, в работу были включены упражнения, которые готовили ребят к изучению нового материала. Эта проверка выполняла контролирующую функцию, которая предполагала в случае ошибок внести корректировку в знаниях учащихся. Учитывая возрастные особенности детей, они работали опираясь на технологическую карту урока.
Для расширения пространственной активности в режиме занятия я предложила ребятам выполнить упражнения, мобилизующие интеллектуальные возможности. На уроке применена динамическая пауза для коррекции осанки и для снятия общего и локального утомления. Смена различных видов деятельности на занятии тоже послужила снятию усталости ребят.
На следующем этапе урока шло формирование регулятивных умений, когда учащиеся прогнозировали, чем они будут заниматься, самостоятельно формулировали познавательные цели, чему они хотят научиться и самостоятельно определили тему занятия. Я уверена, что самостоятельное целеполагание прививает у учащихся навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
На этапе самостоятельной работы проверила умение учащихся применять новые знания во время практической работы. Особое место на данном этапе занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных коммуникативных навыков. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как «хороший». На мой взгляд, самостоятельная работа учащихся послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
На этапе включения в систему знаний и повторение ставила перед собой задачу: выявить границы применимости нового знания. На данном этапе шло формирование коммуникативных действий учащихся: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе занятия была достигнута дидактическая цель Дидактическая цель занятия:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Структура занятия соответствовала логике проведения заявленного типа занятия, соответствовала психологическим и физиологическим особенностям учащихся данного возраста, была рациональна для решения поставленных задач, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления.
Отобранное содержание, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах занятия, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны учителя были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик» и рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие.
Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется автоматизированное место учителя, поэтому я активно использую мультимедийные средства обучения, поскольку они имеют ряд преимуществ:
делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;
мотивируют познавательную деятельность учащихся;
развивают их творческие способности;
учитель экономит время на уроке для оформления классной доски, наглядного и иллюстративного материала.
Я считаю, что занятие составлено в соответствии с поставленными целями и задачами. Занятие своей цели достигло.