Разработка урока по теме Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила


План-конспект к открытому уроку на тему
«Действие жидкости или газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.»Класс: 7кл.
Учитель: Шивчкова Анжела Владимировна.
Цели урока:
Образовательная
Ввести понятие Архимедовой силы.
Показать действие сил на погруженное в жидкость (газа) тело.
Вывести формулу силы Архимеда.
Выяснить от чего зависит выталкивающая сила.
Продолжить формирование основных физических понятий.
Показать связь физических закономерностей.
Воспитательная
формирование навыков коллективной работы;
формирование сознательной дисциплины;
воспитание уважительного отношения друг к другу, к точке зрения товарищей;
повышение познавательной деятельности и активности учащихся;
Развивающая
развитие интереса к физике;
развитие речи учащихся,
развитие коммуникативных способностей;
развитие культуры общения;
В ходе урока планируется формирование у школьников ключевых компетенций:
1. в познавательной деятельности:
использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов наблюдения, измерения, эксперимента;
формирование умения анализировать , делать выводы, применять полученные знания.
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
2. в информационно-коммуникативной деятельности:
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
3. в рефлексивной деятельности:
владение навыками оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
4. здоровьесбережения:
знание и соблюдение правил техники безопасности; четкая смена видов деятельности, опора на эмоциональный подъём и интерес при решении задач.
Методы и приемы: Наглядно – иллюстрированный, демонстрационный, исследовательский метод, показ, беседа, решение задач.
Оборудование: штатив с муфтой, твердое тело, ведерко Архимеда, отливной сосуд, стакан.
План урока
Психологический настрой к уроку. Постановка цели.
Повторение пройденного материала.
Объяснение нового материала.
Закрепление.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Психологический настрой к уроку. Постановка цели.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет необычный. Вы будете не только свидетелями, но и участниками удивительных событий, в процессе которых вы познакомитесь с новой физической величиной – выталкивающей силой. Итак, тема нашего урока звучит так «Действие жидкости или газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда». Сегодня на уроке мы должны показать действие сил на погруженное в жидкость (газ) тело. Вывести формулу силы Архимеда.
II. Повторение пройденного материала.
Начнем урок. Впереди немало трудностей, но…
Кто хочет – тот добьется,
Кто ищет – тот всегда найдет.
Итак, внимание!
На одном материке жил старый пират. Была у него дочь – красавица Изабелла. Старый пират покончил со своим прошлым после ее рождения, так как девочка была слепа. Он очень горевал и не знал, как ей помочь.
Однажды мимо острова проплывал корабль с путешественниками на котором находился старый мудрец. Мудрец осмотрел девушку и сказал пирату, что сможет помочь ей, если он решит одну задачу. А путь к, решению задачи, задаче указал на карте. Пирату ничего не оставалось делать, как отправляться в путь, а мы отправимся вместе с ним.
1. На пути ему встречались препятствия. На большом камне была вырезана зашифрованная записка. А рядом задание. Найти:
а) формулу для расчета давления твердых тел.
б) формулу, по которой можно рассчитать высоту столба жидкости,
в) формулу для расчета плотности вещества,
г) формулу для расчета массы тела.
Пират воспользовался дешифратором, а как он это сделал, мы сейчас проверим.(Вызвать по одному человеку, дать задание). См. приложение 1.
Дальше на карте были указаны два направления. В одном направлении ему встречались три препятствия, на другом – одно, но более сложное. Он отправился по второму. Мы с вами поступим следующим образом: все в месте пойдем вокруг, а одного человека отправим напрямую. (Вызываю сильного ученика – даю карточку с 4 заданием). См. приложение 2.
А, в этом направлении препятствием является река «Найди». Для того, чтобы переправиться, нужно выполнить два задания:
2. Найди пару.
(Раздаю карточки мальчикам с физическими величинами, а девочкам с единицами измерений этих физических величин.) Задание: найти физическую величину, которая имеет соответствующую единицу измерения.
3. Найди ошибку.
На рисунке изображен шар –
зонд на различных высотах. В чем
ошибка художника, изображающего
этот шар?

4. Задача.
Груз какой массы можно поднять гидравлическим подъемником, если известно, что площадь малого поршня 1.4 см2, большого – 2800 см2, а сила, действующая на малый поршень, может достигать 1000 Н (Трением пренебречь).
Дано:Решение:
S1= 1.4 см2
S2= 2800 см2
F1= 1000 Н
g = 9.8 н/кг F2
m = ?

Ответ: m = 200т
III. Объяснение нового материала.
Пират добрался до назначенного места. Там его ожидал мудрец. −Ответь мне на последний вопрос, сказал мудрец
«Почему собака-водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, но, дотащив до берега, не может сдвинуть его с места?».
Как вы думаете, ребята, что ответил мудрецу пират?
Действительно, вы сами не раз наблюдали эти явления, что очень тяжелый камень – легко поднимать в воде, а некоторые предметы, например бревно – всплывает. Почему так происходит?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть, как действует жидкость или газ на погруженное в них тело.
─ Как действует жидкость на дно и стенки сосуда? (давит с какой-то силой?)
─ Если погрузить в жидкость тело, будет ли оно подвергаться давлению? (Да).
Для того, чтобы нам удобно было рассуждать, рассмотрим тело, погруженное в жидкость в форме параллелепипеда.

h1
h2 F2 F1
Силы, действующие на боковые грани равны. Сила F1,действующая на верхнюю грань параллелепипеда, создается весом жидкости высотой столба h1. F2 – высотой столба h2. Силы направлены по одной прямой, но в противоположные стороны, следовательно, равнодействующая будет равна их разности. Это и есть сила выталкивающая тело из жидкости:
F2 − F1 = Fвыт (h2>h1=>F2>F1)
Т.к. F2=P2∙S F1=P1∙S1 (S1=S2=S – площади граней параллелепипеда)
То можно рассчитать формулу выталкивающей силы – Fвыт=ж∙g∙Vт
─ Откройте учебники, посмотрите вывод формулы. (Работа с учебником.)
─ От каких величин зависит выталкивающая сила?
Ответ: выталкивающая сила зависит от ж – плотности жидкости
Vт – объема тела погруженного в
жидкость.
В честь древнегреческого ученого эту силу назвали силой Архимеда. Легенду об Архимеде вы можете прочитать в конце учебника, в разделе «Дополнительное чтение».
FА= ж∙g∙Vт
т.к. ж∙ Vт=mж то FA=mж∙g=Рж
Следовательно, сделаем вывод: Сила выталкивания равна весу жидкости, в объеме тела, погруженного в жидкость.
Значение выталкивающей силы можно определить на опыте (с ведерком Архимеда).
1. Определяем вес тела в воздухе Р. (Запись на доске.) Отмечаем показания пружинных весов.
2. Определяем вес тела в жидкости Р1. Обращаем внимание на стрелку- указатель − в жидкости вес тела меньше, чем в воздухе.
3. Выливаем вытесненную жидкость в ведерко, стрелка возвращается на прежнее положение, следовательно Р = Р1 + Рж Рж – вес вытесненной жидкости.
Вывод: Рж = Р - Р1
FА = Р - Р1 т.к. Рж = FА
Сила Архимеда зависит от :Объема части тела, погруженного в жидкость.
От плотности жидкости.
IV. Закрепление На какой из опущенных в воду стальных шариков действует
Наибольшая выталкивающая сила? (№2)
Изменится ли выталкивающая сила, если
брусок, находящийся в жидкости,
перевести из положения а в положение б?
№1 №2 №3 а б (Нет)

а) б)


вода масло масло
Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили в жидкость сначала так, как показано на рис. а), а затем, как показано на рис. б). В каком случае равновесие весов нарушится? Почему? (а)
Вот и подошло к концу наше путешествие по карте, закончилось оно и для пирата, который хотел спасти свою дочь.
Теперь вы можете ответить на вопрос. Почему собака водолаз легко вытаскивает тонущего из воды?
Вывод: Если тело погружено в жидкость, то оно теряет в своем весе на столько, сколько весит вытесненная им жидкость.
Вот видите как ваши знания, и ваша отзывчивость помогла пирату. Его дочь спасена. Очень важно быть добрыми и вовремя протянуть руку помощи, в которой может нуждаться каждый из нас. «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу» - гласит русская народная пословица.
Я надеюсь, что не только на уроках, но и в жизни, вы будете относиться к людям с добротой и состраданием к чужому горю.
V. Рефлексия
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ
(Ф. И.)____________________________________________________________
Что нового Вы узнали_______________________________________________
Теперь я умею______________________________________________________
№п.пВопрос Ответ (+;-)1 Комфортно ли вам было на уроке? 2 Поняли ли вы тему урока? 3 Смогли ли вы выполнять задания самостоятельно?
делать выводы, находить физический смысл в жанрах фольклора? 4 Требовалась ли вам помощь:
а) учителя б) соседа по парте? 5 Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе. VI. Домашнее задание: § 49, 50. Упр. 24 (2, 3).
Урок окончен – до свидания.