Творческий проект — Применение современных образовательных технологий на уроке математики в свете требований ФГОС (из опыта работы)


Творческий проект учителя математики
МБОУ СОШ №24 им. И.С. Тургенева г. Орла
Феоктистовой Ларисы Ивановны
По теме: Применение современных образовательных технологий на уроке математики в свете требований ФГОС (из опыта работы).
Если ученик в школе не научился ничего сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, также мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Толстой
Работая в школе 39 лет, я постоянно задумывалась над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить усилий для приобретения знаний.
На уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом думать. Поэтому в современных условиях в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой исследовательской деятельности. Как поддержать у обучающихся интерес к предмету и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее чем учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо – обучающиеся. Поэтому я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способы заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии и их элементы:
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПОИСКОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – высший уровень проблемного подхода. Проблемное изложение и проблемная беседа являются подготовкой учащихся к нему. Исследовательский метод обучения заключается в самостоятельности решения учащимися проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.
Примеры:
Исследовательская работа при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» (6 класс). В результате своей деятельности обучающиеся приходят к выводу: отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное. Это число π ≈ 3,14.
Исследовательская работа в парах при изучении темы «Теорема Пифагора» (8 класс). Во времена Пифагора формулировка теоремы звучала так: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного (равнобедренного) треугольника равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.» чтобы убедится в этом, учащимся раздаются наборы геометрических фигур (5 прямоугольных равнобедренных треугольников и 1 квадрат) и предлагаются практические задания:
Задание 1. Из 4 треугольников сложить 2 равных квадрата.
Задание 2. Из 4 треугольников сложить 1 квадрат.
Задание 3. Убедиться, что построенный квадрат и квадрат из набора равны.
Задание 4. На сторонах одного из 5 прямоугольных треугольников построить квадраты и сделать вывод, что
a2 + b2 = c2.
1102360111760
843280145415
Шаржи к теореме Пифагора




Поисковые задачи по теме «Смежные углы», 7 класс.
853440119380х + 40
00х + 40
1781810233045х
00х
92070155245
Проблема 1. Как уравнения помогают решать геометрические задачи?
По рисунку составить задачу, в которой бы требовалось найти величины смежных углов. Решить её.
Составить задачу на нахождение величин смежных углов, которая бы сводилась к решению уравнения х + (х - 20) = 180. Решить её.
Составить задачу на нахождение величин смежных углов, которая бы сводилась к решению уравнения х + 5х = 180. Решить её.
Проблема 2. Всегда ли выручает аналогия?
Один из смежных углов увеличили на 35⁰ (уменьшили на 10⁰). Как изменится величина второго угла?
Один из смежных углов увеличили в 3 раза (уменьшили в 2 раза). Как изменится величина второго угла?
Подчеркну, что развивающий эффект дает не столько та или иная отдельная задача, сколько вся серия задач целиком, поэтому нельзя такие задачи «вразброс». После выполнения каждого задания подводится краткий итог. Важно точно представлять какие качества ума развивает каждая из задач.
ГРУППОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – технология обучения в сотрудничестве. Это уникальная форма организации обучения. У нее много положительных сторон:
- способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности и взаимопомощи;
- повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
- расширяет межличностные отношения детей.
Групповую форму я использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.
1. Например, в 5 - 6 классах при решении текстовых задач (закрепление) учащихся делю на 3 – 4 группы. Ребятам предлагается решить 3 – 4 задачи, затем каждая группа защищает решение одной задачи (тянут билеты с номерами). Учащиеся из других групп могут дополнить решение или предложить другой способ.
2. В 7 классах после изучения темы «Признаки равенства треугольников» и «Равнобедренный треугольник» провожу зачет в форме «круглого стола». Зачет состоит из 3 частей: теоретическая, практическая и «геометрическое лото» (технология использования игровых методов). Вопросы и задачи заранее сообщаются учащимся (стенд «Сегодня на уроке»). Учащиеся делятся на 3 группы, выбирают капитана команды, садятся за столы («круглые столы»). На столах раскладываются билеты с теоретическими и практическими вопросами. Каждый ученик, начиная с капитана команды и далее по часовой стрелке берет билет из теоретической части и рассказывает ответ своей команде. Капитан, совещаясь со всей командой, выставляет каждому участнику оценку по 5-бальной шкале в маршрутном листе. Практические задачи разбираются в команде аналогичным образом. На третьем этапе каждой команде раздаются карточки для игры в математическое лото. В процессе игры ученики получают дополнительные баллы. Итоговые оценки за зачет выставляются по решению всей команды.
3. Работа по парным карточкам. Одни и те же задания выполняют два ученика: сильный за 1-й партой и слабый у доски. Сильный учащийся следит за работой более слабого одноклассника, слабый может обращаться за помощью. Это дает возможность слабоуспевающему ученику получить консультацию, что способствует ликвидации пробелов знаний.



ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – дидактическая игра является средством обучения и воспитания. В процессе игры дети самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока:
При усвоении новых знаний
При проверке результатов обучения
Выработке навыков, формировании умений
Примеры дидактических игр, которые использую на своих уроках:
Викторина - игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы, выигрывает тот, кто дает наибольшее количество правильных ответов
Эстафета «Аукцион». В 8 классе на уроках геометрии после изучения темы «Четырехугольники» я «выставляю на аукцион» параллелограмм, трапецию, прямоугольник, квадрат, ромб. Задача команды (учащегося) «купить» фигуру, указать какие-нибудь ее свойства. Фигуру получает команда (учащийся), которая назвала последнее ее свойство. Затем «выставляется» другая фигура. Побеждает команда, «купившая» наибольшее количество фигур.


ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Выявление уровня учебных достижений осуществляется тестированием, при проведении которого все обучающиеся находятся в одинаковых условиях. Использование педагогических тестов дает ученикам возможность объективно оценить уровень своих знаний и определить свое место (рейтинг) среди остальных, проконтролировать уровень усвоения того или иного раздела программы, самостоятельно потренировать в выполнении заданий различного уровня сложности, систематизировать знания по математике.
Основная цель тестирования - это получение достоверной и объективной информации об уровне подготовленности школьников. В своей практике я использую тесты на различных этапах урока, при проведении уроков различных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работ.
ЗАЧЕТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – данная технология помогает учащимся подготовиться к обучению в образовательных учреждениях СПО и ВУЗах. Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся.
Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений учащихся, а прежде всего для обучения, развития и воспитания учащихся посредством индивидуальной работы с каждым непосредственно на зачете. Зачет проводится по целой теме или разделу. Он призван проверить знания теоретических и практических вопросов по данной теме.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ. Метод проектов – специальная форма организации обучения, который дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся.
Темы проектов:
История математической письменности
Возникновение метрической системы мер
Математики Древней Греции
Старинные русские меры длины
Золотое сечение
Пифагор и его ученики
Легенды о Пифагоре

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Использование данной технологии позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
При подготовке и проведении урока учитываю:
дозировку учебной нагрузки;
построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование обучающихся);
оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность;
соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышает познавательный интерес к предмету.