Способы формирования и развития у обучающихся метапредметных умений и навыков в свете требований новых образовательных стандартов.


Способы формирования и развития у обучающихся метапредметных умений и навыков в свете требований новых образовательных стандартов.
Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.
Томас Эдисон
ФГОСы второго поколения, которые внедряются сегодня, кардинальным образом отличаются от первого варианта, а именно: стандартами предусмотрено достижение метапредметных, предметных и личностных резильтатов образования. Все три группы результатов взаимосвязаны между собой. Так например, на уроке «Грибы как организмы» учитель развивает не только понятие «организм», но и экологическую культуру (личностный результат), формирует умение давать описание грибов как организмов (метапредметный результат).
Наиболее сложными в достижении, как показывает практика, являются метапредметные результаты, включающие «освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами, сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности». [ФГОС.]
Формирование и развитие метапредметных умений и навыков должно осуществляться на технологической основе, что, безусловно, гарантирует достижение запланированного результата - умение учащихся учиться (овладевать приемами познания).
В системе формирования и развития учебных умений можно выделить следующие элементы (модули).
1. Содержание - чему учить? (Определено Стандартом образования.) 2. Методика преподавания - как учить? (На основе модульной технологии обучения, проектной методики и т.д.)
З. Собственно учебная деятельность учащихся - как учиться?
Реализуется данная система не только на традиционных уроках, но и в рамках специальных (элективных) курсов, в деятельности Научных обществ учащихся.
Обобщая опыт работы педагогов по формированию и развитию метапредметных умений и навыков, можно сделать следующие выводы. 1.Учебная самостоятельная познавательная деятельность учащихся требует системной организации, что предполагает включение знаний о процессе познания в учебное содержание. 2.Знания о процессе познания носят универсальный характер, овладев ими, обучающийся получает возможность повысить эффективность обучения и его качество, снизив при этом учебную нагрузку. 3.Деятельность образовательного учреждения по системному развитию универсальных учебных умений может быть организована на трех уровнях. Первый уровень — на уроках предметных циклов, второй уровень — в процессе изучения специального курса, например «Основы теории познания», третий уровень — в процессе создания учащимися собственных исследовательских проектов. Именно при такой организации можно осуществить перевод знаний и умений в компетентности и реализовать требования Стандарта в области формирования метапредметных умений и навыков.
Для определения уровня сформированности приемов учебной деятельности мы пользуемся специальным тестом. Для примера дан вариант для 5-го класса.
Работа для учащихся 5-х классов по определению уровня владения приемами учебной деятельности
Инструкция:
1. Выполняйте работу на отдельном листе бумаги, который подпишите по образцу: фамилия, имя, класс, школа, дата выполнения работы (число, месяц, год). 2. Внимательно читайте задания. И выполняйте их в любой последовательности; не забывайте указывать номер задания.
Текст заданий не переписывайте.

Время на выполнение работы - 30 мин. Желаем удачи!
Задание 1 на определение понятий
Из параграфа № 5 выпишите определение одного (любого) понятия.
Задание 2 на различение описания и объяснения
Внимательно прочитайте предложения:
А) Рано утром Солнце появляется на небосводе, становится светлее; днем светло, вечером темнеет, а ночью совсем темно. Б) Смена дня и ночи на планете Земля происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси. В) Смена дня и ночи на планете Земля - это периодический процесс.
Любым знаком отметьте предложение, в котором дается объяснение смены дня и ночи на планете Земля.
Задание 3 начертить таблицу.
Сравните по рисунку строение половых клеток. Свои выводы оформите в виде таблицы, в которой должны быть три строчки и два столбика.
Задание №4 на выделение объекта и предмета мысли.
Прочитайте текст.
Корни обладают неограниченной возможностью роста. Но в природе они редко реализуют такую возможность из-за различных причин: ветвления в почве корней других растений, недостаточность питательных веществ и т. д. В специально созданных условиях растение способно развивать огромную массу корней. Например, общий прирост за одни сутки всех корней одного растения ржи, выращенной в тепличных условиях, составил 4 км, ежесуточно на них образовывалось более 100 млн корневых волосков.
Обведите правильные ответы. 1) Главная мысль абзаца:
За один день образуются миллионы корневых волосков.
Корни растут в течение всей жизни растения.
Рост корней ограничивают разные факторы.
Корням необходимо создавать тепличные условия.
2) Озаглавьте этот текст:
Одно из свойств корня - неограниченность роста.
Рост корней.
Внешнее строение корня.
Свойства корней.
Задание №5 на обобщение.
Подберите одно-два обобщающих слова. 1. Береза, пшеница, одуванчик - это .... 2.1,2,3,10,28,37,101-это ....
Задание №6 на классификацию объектов.
Объедините в группы перечисленные ниже объекты. Придумайте назва- ния для этих групп. Почему вы объединили эти объекты именно так?
Животные, ядро, растения, оболочка, грибы, вода, цитоплазма, камень.
Проанализируем эту работу.
Тест проводился в течение двух лет, а результаты примерно одинаковые. Среднее количество учеников в классах - 25.
1. Определение понятий. Только 55% учащихся выполнили задание правильно. Вместо определений понятий учащиеся выписывали слова, выделенные в учебнике жирным шрифтом или курсивом, правила и т.д.
2. Задание на различение описания и объяснения выполнили 95% обучающихся, 5% перепутали с описанием или не смогли его выполнить вообще.
3. Начертить таблицу смогли лишь 45% обучающихся. Остальные либо написали, что не знают, как это сделать, либо начертили таблицу, но количество строк и столбцов не соответсвовало указанному в задании.
4. Задание на выделение объекта и предмета мысли. Озаглавили текст правильно 50% обучающихся. Правильно выделили главную мысль текста 60% обучающихся.
5. Обобщение. 70% обучающихся выполнили задание правильно. Ошибка, которая встречалась часто,- неразличение при обобщении понятий «число» и «цифра».
6. Классификация. 25% выполнили задание правильно. Дети не смогли выделить основание классификации, что повлекло за собой ошибки в рассуждении.
Общий итог: ни один ученик не выполнил данную работу полностью и без ошибок, следовательно приемы учебной деятельности у обучающихся этой возрастной группы не сформированы на должном уровне.
Такие результаты не удивительны. Формирование метапредметных умений и навыков –это системная деятельность учителей предметников и учеников. Подобные задания используют многие педагоги , но редко кто объясняет и специально изучает такие универсальные учебные приёмы, как сравнение, описание, объяснение и др.
Для организации качественной работы по формированию коммуникативных умений в отдельных случаях необходимо давать чёткую установку на выполнение заданий. Например, в 6 классе для определения уровня сформированности метапредметных умений мы даем комплексное задание. Прочитайте стихотворение.
Фотосинтез идет На свету круглый год, И он людям дает Пищу и кислород. Очень важный процесс - Фотосинтез, друзья, Без него на Земле Обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, Уголь, сено, дрова- Фотосинтез всему Этому голова.
Воздух чист будет, свеж, Как легко им дышать!
И озоновый слой
Будет нас защищать
1.Определите главную мысль фрагмента стихотворения. 2.Опираясь на текст, выделите условия протекания фотосинтеза (какие вещества потребляются из окружающей среды, в какой части организма протекает. какие внутренние резервы необходимы). Определите их достаточность. 3. Показана ли в тексте взаимосвязь растений и животных? 4. Как вы понимаете фразу «Уголь, сено, дрова - фотосинтез всему этому голова»? Можно ли утверждать, что фотосинтез - это единственный процесс, отвечающий за «производство» фруктов, сена, угля? 5.Заполните таблицу. Условия протекания фотосинтез Значение фотосинтеза в жизни людей
Учет выполненных заданий можно вести по-разному. Учетные ведомости можно составлять в рамках одного предмета или охватывать несколько предметов. Пример такой учетной ведомости.
Учетная ведомость результативности выполненных заданий по формированию коммуникативных умений учащихся.
Ф.И. обучающихся Озаглавливание текста Установление причинно-следственных связей Установление взаимосвязи Выделение главной мысли Подбор примеров Схематизация текста Определение дополнительной мысли
Традиционно преподавание в школе строится как преподавание отдельных учебных предметов. У каждого из них есть своя внутренняя логика. Учебники пишутся разными авторами. Для учителей, и тем более, для учеников, не замеченными остаются глубокие внутренние связи между предметами. Эти связи очень разнообразны, они базируются на единстве средств и способов действий, на единстве тем, задач, понятий, используемых в разных предметах. Однако они становятся явными и необходимыми в ситуациях достижения практического результата, в ситуациях жизненных, выходящих за рамки чистого учения . Структура современных учебников по биологии имеет определенные компоненты, которые можно разделить на два отдела: тексты и нетекстовые компоненты; последние в свою очередь, подразделяются на аппарат ориентировки и иллюстрации.
Важными компонентами аппарата организации усвоения знаний являются вопросы и задания после параграфов учебников нового поколения. Они позволяют организовать понимание предметного содержания, развивают метапредметные умения и навыки.
Большое внимание во всех учебниках уделяется умениям приводить примеры формулировать выводы и передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде. Это объясняется спецификой биологического содержания, освоение которого связано с определением места живых организмов в системе органического мира и выявлением взаимосвязей в биосистемах. Умения перефразировать мысль, адекватно воспринять письменную и устную речь, владение монологической речью также находят отражение в заданиях современных учебников, но им уделено меньше внимания. Рабочие тетради тоже являются средством формирования не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. Качественный состав заданий рабочих тетрадей разных программных линий отличается друг от друга. Например, в рабочей тетради программной линии И. Н. Пономаревой большое количество заданий ориентирует учащихся на составление рассказа или описания. Особое внимание уделено работе с учебником. В рабочей тетради программной линии В. В. Пасечника таких заданий нет, хотя много заданий, требующих привести доказательства или объяснить причины какого-либо явления. Программная линия Н. И. Сонина большое внимание уделяет умению оформлять развернутые или краткие ответы на вопросы. Работа с рисунками, по заполнению таблиц и схем актуальна во всех программных линиях. Таким образом, сопровождение заданий учебников и рабочих тетрадей соответствующими рекомендациями по их выполнению позволяет сделать учебно-методический комплект незаменимым средством развития метапредметных умений. Вместе с тем для систематической и целенаправленной работы учителю потребуется специальные задания, позволяющие формировать и диагностировать эти умения. Примеры таких заданий можно взять из методического пособия Н.М. Горленко « Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии» и Г.А. Воронина, « Биология планируемые результаты» - М: Просвещение 2013.
Литература
1. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий [Текст] : учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В. С. Аванесов. - 2-е изд., перераб. и расширенное. - М. : Центр тестирования, 2005.
2. Бардин, К. В. Как учить детей учиться [Текст] : кн. для учителя / К. В. Бардин. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1987.
3. Воронина Г.А. Биология планируемые результаты. Система знаний. – М. : Просвещение ,2013. 5. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp. - (Российский общеобразовательный портал). 4. Горленко, Н. М Формирование информационно-коммуникативных умений при освоении предметного материала / Н. М. Горленко // Народное образование. - 2010. 5. Запятая, О. В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся : метод. пособие / О. В. Запятая. - Красноярск, 2007.