Урок по математике:Деление рациональных чисел


Урок математики в 6 классе.
Тема: «Деление рациональных чисел».
Учитель: Галкина С.С.
КГУ «Архангельская ош»
Денисовский район
Цели урока: воспитательная – воспитывать трудолюбие, внимательность и аккуратность выполнения заданий, самодисциплину и чувство взаимопомощи.
Обучающая – вооружить учащихся знаниями о делении рациональных чисел, свойствах чисел при делении. Закрепить полученные ЗУН.
Развивающая - развивать самостоятельность, познавательный интерес. Развивать логическое мышление и внимание.
Тип урока: изучение нового материала + осмысление и закрепление.
Формы учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Методические приёмы организации урока: беседа, проблемная ситуация, работа в парах, работа по алгоритму.
Наглядность: лото, «Цветик -семицветик», оценочные фишки с отрицательны ми баллами ( -1; -2; -3; -4; -5), сказочный герой с письмом, ИКТ, карточки для устного счёта, портрет И. Ньютона, учебник «Математика 6 класс» - автор Т. Алдамуратова.
Ход урока.
Организационный момент.
Вводная беседа.
Сегодня мы с вами познакомимся с темой «Деление рациональных чисел». Девизом нашего урока будет казахская пословица: «Подружись с наукой - всего достигнешь, а со злом – голову потеряешь.»
И так в добрый путь!
Устный счёт.
Давайте мы с вами вспомним тему, которую изучали на прошлом уроке. Вспоминать мы будем с помощью устного счёта. За каждый правильный ответ вы получите фишки.
Презентация «Устный счёт».
- 4 * 8 * (-25) -2 * (-16) * (-5) -2,5 * 4
-2 * (-4,5) * (-0,8) -5 * (-2) * (-13) 4 * (- 16) * 12
(* - это умножить).
Молодцы!
ВОПРОСЫ: как разделить десятичную дробь на десятичную дробь?
Как разделить две обыкновенные дроби?
Как разделить два смешанных числа?
Изложение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с делением рациональных чисел и вы мне в этом поможете.
Деление – это операция обратная умножению, т.е. любое деление можно проверить умножением.
(Проблемная ситуация). Ребята, как вы думаете, какое будет частное, если -15 : 5 = ? (Выслушиваются мнения учащихся).
Хорошо, давайте откроем учебник на стр. 161 и прочитаем определение. Какой будет ответ если -15 : 5 = -3, а если 20 : (-2) = -2.
Запишем правило в виде кластера:
(-) : (+) = (-)
(+) : (-) = (-)
А если мы будем выполнять деление двух отрицательных чисел:
- 6 : (-2) =? (Выслушиваются мнения учащихся).
Хорошо, давайте откроем учебник на стр. 162 и прочитаем определение. Какой будет ответ если - 6 : (- 2) = 3.
Запишем правило в виде кластера:
(-) : (+) = (-)
(+) : (-) = (-)
(-) : (-) = (+)
И так подведём итоги:
Если разделить два числа с разными знаками, в ответе перед частным поставить знак «-»
Если разделить два числа с одинаковыми знаками, в ответе перед частным поставить знак «+»
Мы с вами выучили новую тему, теперь нам надо её закрепить.
(В дверь стучится сказочный герой заяц Крош у которого письмо для учащихся.)
ПИСЬМО. «Дорогие ребята! Помогите нам, лесным жителям, решить примеры на деление рациональных чисел. Мы забыли свойства единицы и нуля.»
Поможем! Вот и задания:
КАРТОЧКИ: - 0,9 : ( - 1) 0 :1 13 - 6 : 0 -318 : 1 0 : (- 3)
Молодцы!
Закрепление.
Закрепим нашу тему с помощью «Цветика - семицветика» за правильно решённое задание – фишка.
(Задания выбраны из учебника стр. 163-164, № 609-615 выборочно).
Лист Задания Ответ
№1 Вычислите:
- 68 : (- 34) 3,57 : (- 0,7)
- 334 : 1122 - 5,1
52 = 2,5
№2 Решите уравнение:
- 5х = 4 - 34у = - 9 - 7а = - 1,4 Х = - 0,8 у = 12
а = 0,2
№3 Реши задачу:
Из бассейна вода вытекает через трубу. Уровень воды в бассейне за 5 мин понизился на (- 45 см). На сколько сантиметров понизился уровень воды в бассейне за минуту? - 45 : 5 = - 9 см
№4 Вычисли:
4 : (- 12) - 45 : 8 423 : (- 116) - 8 - 110 = - 0,1
- 307 = - 427№5 Вычислите:
56 : (- 7) + 3
- 8 * (- 5) + 75 : ( - 15) - 8 + 3 = - 5
40 + (- 5) = 35
№6 Найдите значение выражения:
С : (- 1,8) при С = - 4,5
С = 9 - 4,5 : (- 1,8) = 2,5
9 : (- 1,8) = - 5
№7 Вычислите:
- 3,6 : (- 4) 405 : (- 81)
- 15,5 : 5 - 0,9 : 0,15
60 : (- 12) 0,9 - 5
- 3,1 - 6
- 5
(В зависимости от класса задания можно решать не все.)
Молодцы! Устали? Давайте отдохнём.
Перед вами математическое лото. Есть делимое = а, делитель (- 2) и частное, но ответы здесь не правильные, нужно найти правильный ответ. Убираем правильный ответ, а там буква. Работаем устно.
а - 6 - 1 - 1/2 0 1,4 6
а : (- 2) - 0,7 (Н) 3 (Ь) 0 (Ю) - 3 (Т) 0,5 (О) 1/4 (Н)
Ответ: ИССАК НЬЮТОН. В области физике Ньютон открыл три закона - законы о движении тел. В области математики он разработал дифференциальное и интегральное исчисления (это предмет «Алгебра и начала анализа 10-11 кл.»).
Подведение итогов. Рефлексия.
Чему мы сегодня научились?
Как выполняется деление рациональных чисел?
Домашнее задание. Оценки за урок.
Д/з §3.9 стр. 161 – 162 № 620 (6 любых)
Оценки выставляются, подсчитав фишки.
От -30 до – 40 «5»
От -20 до – 30 «4»
От -10 до – 20 «3»
Используемая литература:
Алдамуратова Т.А. «Математика 6 класс», Алматы «Атамұра» 2015 г
Гнеденко Б.В. «Энциклопедический словарь юного математика», Москва «Педагогика» 1985 г
Кобдикова Ж.У. «Математика 5 класс» д/м, Алматы «Атамұра» 2001 г