Интегрированный урок Русский человек на войне (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека») (литература и история)

Интегрированный урок "Русский человек на войне" (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека») (литература и история)

Цель урока: 1. Показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность (на примере судьбы главного героя рассказа). 2. Формирование концепта «судьба». 3. Создать условия для осознания понимания того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.
Задачи:
раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;
формировать коммуникативные и информационные компетентности;
способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.
Оборудование:
Мультимедиа, художественный фильм С.Бондарчука «Судьба человека», карта «Великая Отечественная война», рассказ М.Шолохова «Судьба человека».
Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. Гельвеций
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель истории:
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война. Салют Победы шестьдесят пятый раз прогремит на территории всей нашей страны весной 9 Мая.



Учитель литературы:
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.
Презентация «М.ШОЛОХОВ» (рассказывает учащийся)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учитель литературы:
Выдающимся произведением М.Шолохова стал рассказ «Судьба человека», опубликованный в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовало значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А.Соколова, и созданием рассказа прошло около десяти лет.
Небольшое по объему произведение отличается колоссальной емкостью: оно воплотило часть жизни народа того периода и явилось результатом обобщения творческих исканий писателя того времени. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию нашего народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.
(4.50-5.11, 06.27-07.23) «Поначалу жизнь моя была обыкновенная»
Расскажите, что значит обыкновенная жизнь для Андрея Соколова?
Ответы учащихся основываются на кратком пересказе текста рассказа.
Работа с текстом:
«За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили
тебе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух
коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть,
одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели
мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в
другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...»
В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)
Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)
Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.).
Учитель истории:
(13.56-14.55)
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Сообщение учащегося о фактах положения на фронтах 1941-1942гг. (работа с картой, наступление фашистской армии, отступление русских войск, оккупация, плен советских солдат).
Учитель литературы:
Работа с текстом произведения.
- Как М.Шолохов показал в своем рассказе вмешательство войны в судьбу обыкновенного человека А.Соколова?


Инсценировка эпизода рассказа учащимся:
«Только не пришлось мне и года повоевать... Вот как
оно на войне бывает... Командир нашей! автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться
буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" -
"Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!" Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не
пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не
слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше
ничего не помню. Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я
упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как
оно на войне бывает...».
-Какие варианты человеческого поведения в плену изображает Шолохов в рассказе на примере эпизода в церкви (солдат христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову? (25.23-30.07)
(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).
Эпизод из фильма «Вызов к лагерфюреру Мюллеру». Встретились два сильных противника: немец и русский. (55.00-1.00.59)
- В чем сила духа Соколова? (Он был в плену, это была единственная ситуация, где он мог продемонстрировать силу русского солдата: голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде обилия еды сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; не поддаться искушению; в том, что закусил только после третьего стакана; в том, что все «харчи» были поделены «всем поровну»).
Учитель истории:
Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Я не верю, что это случается вдруг. Человек всю жизнь готовится к одному главному шагу. И таким шагом для Соколова был вызов к Мюллеру. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека. Даже враг по достоинству оценил «настоящего русского солдата», а не военнопленного №331. Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку»).
Учитель литературы:
Когда подвернулась ситуация, Соколов бежит из плена, прихватив с собой немецкого майора. За это получает от советского полковника отпуск.
Учитель истории:
- Типична ли история возвращения из плена советских солдат? (Нет)
(Согласно приказу №270 от 16 августа 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их изменниками Родины).
И вот, казалось бы, что все самое страшное позади, но вскоре он получает письмо, что бомба уничтожила его дом и семью «Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимаетсяБыла семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?" Похоронил я в чужой, немецкой земле и последнюю свою радость и надеждумоего сына, и словно что-то во мне оборвалось...».
Но Соколов не озлобился13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Какое испытание дарит судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
– Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю? Можете добавить свои черты. ( Шолохов в Андрее Соколове подчеркивает жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю, вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. Тем самым Шолохов раскрыл лучшие черты русского национального характера и гражданина своей страны, и человека).

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
«Русский человек, человек несгибаемой воли сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к тому позовет его Родина».
Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение “Можно считать личность Соколова героической?”










google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);Root Entry