Конспект по русской литературе для 11 класса «Образ настоящего человека в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека»»

Тема: Образ настоящего человека в произведении М. Шолохова «Судьба человека» 
Тип   урока: обобщение
Вид   урока: урок-беседа
Цель: через восприятие содержания рассказа ученики осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия.
- знать творческую историю рассказа;
- знать содержание рассказа, уметь вести беседу и анализировать эпизоды;
- проследить по тексту как раскрывается характер настоящего человека;
- сопоставить судьбу главного героя с судьбой народа;
- уметь высказывать свою точку зрения и подтверждать текстом;
- воспитывать чувство долга, гордости  за нашу страну.
Методы: работа в группах,
Материалы: интерактивная доска, учебник, тетрадь, иллюстрации  к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека»
Ход урока  I. Организационный момент: учащиеся поделены на группы.  II. Побуждение  1. Слово учителя.  Послушайте, пожалуйста, притчу:  Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»...  - А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах.  - Выслушивание ответов  А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим»  Слово учителя: Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... Вот каким изобразил его М. Шолохов,
- Откройте тетради и запишите число, слово «Тема». (Слайд №1) 
Цели урока (Слайд № 4) Невозможно  всегда быть героем,  но можно всегда  оставаться человеком  Гёте
- Эпиграфом являются слова В.Гёте. Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме? Об этом скажите в конце урока.
ІІІ. Реализация  1.Слово учителя: Когда впервые был опубликован произведение М.Шолохова «Судьба человека»
2. Словарная работа: (Слайд 5 )  Неизбывная- не проходящая  Спорится –удаётся  Подлючность- подлость  Закипела слеза-стало жаль до слёз  Засеменил- пошёл мелкими шагами 
3.- Кто является главным героем рассказа?  - От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова? (Слайд № 6 «Встреча с автором»)  - Кому он поведал историю своей жизни?  -Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? -Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе, кольцевая композиция. Встречный человек не только слушатель, а автор -повествователь)  -Что поразило автора во внешности Андрея? Найдите и прочитайте. «Глаза словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской...»)  - Почему автору стало «не по себе»? О чём они говорят? 
-А как они были одеты? -Давайте и мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова  - На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?  (На три: до войны, во время войны и после войны)
4. Анализ эпизода «Мирная жизнь» (Слайд № )  - Как жил наш герой до войны?  -Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему? 
- В чем же видит А. Соколов счастье? -Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?  Важные слова Почему?  - работа кипела в руках,  - Не хуже других,  - Дети радовали,  - Чего ещё надо,  - всё в порядке  -имел умную жену- подругу
Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?»  В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.
-Как можно озаглавить эту часть? Обсудите в группах.  Выслушивание ответов.  ( Семейное счастье)
5. Анализ эпизода «Война»  Слово учителя: В бережно и любовно построенный мир врывается война.
-Как сложилась дальнейшая судьба Андрея?  -Как начинается его фронтовая жизнь?  -Какие письма он шлёт своей семье? Почему? Найдите слова подтверждающие это. С.124 -Как относится он к своим товарищам? В каких словах выражается отношение А.Соколова к человеческому долгу?
Важные слова Почему?  Не охотник на жалобных струнах играть,  Вся держава на них держится,  На то ты и солдат  Я должен проскочить
.  Озаглавливание части 
(Верность долгу)
6. Анализ эпизода «Плен» (Слайд № 9)  Слово учителя:  -Как А.Соколов попадает в плен?  По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?  -С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?  Работа в группах (Каждая группа выписывает слова, характеризующие отдельного героя)  1 –доктор,  2- Крыжнёв  3-А.Соколов
Важные слова Почему?  1- товарищ, ты не ранен,  Я-военврач,
- он и в плену выполнял своё великое дело...  2- Я первый укажу на тебя, своя рубашка...,
- товарищи остались за линией фронта  3 - озноб колотит от подлючности, хотелось руки помыть,  мордастый,  пойдём, товарищ
Учитель: -Какими эпитетами характеризует А.С. Крыжнёва и молодого лейтенанта?  с. 130 -Как называется такой художественный приём?  Слово учителя: Какова же жизненная позиция А.Соколова?
(В любых условиях оставаться самим собой, не изменить долгу, не покориться ..) Озаглавливание части (Плен)
7.Анализ эпизода «Поединок с Мюллером» (Слайд № )
Слово учителя: Следующий эпизод, в котором раскрываются черты характера А.С.
это эпизод с Мюллером.  Беседа:  -Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколов?  с. 133 -Какую сцену видит Соколов?  -Что предложил ему Мюллер?  -Как повёл себя наш герой? Почему?  -Кто же победил в данном поединке? 
Озаглавливание части (Победа)  Анализ эпизода :  «После плена»Беседа -Смирился ли А.Соколов с участью пленного?  -Что ожидало его после плена?  -Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние (Слайд № «Потеря близких»)
8. Анализ эпизода «Встреча с Ваней» (Слайд № Беседа:  -Почему А.Соколов решает уехать из Воронежа?  -Кого он встречает в Урюпинске?  (Слайд ) -Какие чувства вы испытывали, когда смотрели этот эпизод? Почему? 
Озаглавливание части  (Вновь обретённое счастье)
9. Анализ финала рассказа (Слайд № «Прощание с героями»)
Выразительное чтение эпизода учителем  Беседа:  -Как вы думаете, выдюжит ли А.Соколов?  -Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему?  -Что их ждёт впереди?
IV.Рефлексия 
Характер  совокупность психических, духовных свойств человека.
Каким характером должен был обладать человек, чтобы преодолеть испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе?

стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, доброта, мужество, сострадание, трудолюбие, патриотизм, умение любить, сила духа, щедрость, смелость, терпение, чувство собственного достоинства, выдержка, скромность).
-В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек?
-Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?  - Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Судьба человека», а не « Судьба солдата"? 
Представляя читателю биографию Соколова, автор расставляет в ней такие временные этапы, которые позволяют увидеть основные этапы пути, пройденного всей страной. 
Какие это этапы?
- Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г.
- Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»).
- Мирная семейная жизнь (до 1941 г.).
- Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт.
- 1942 г. – 1944г. – попадает в плен.
- Май 1945 – встречает победу в Германии.
- 1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.
3.Возвращение к эпиграфу урока, объяснение эпиграфа. 
4.Возвращение к притче. 
5.Заключительное слово учителя   - Урок хотелось бы закончить словами
«В самой сложной ситуации человек должен сохранить свое достоинство.
Если есть шанс- выиграть .Если нет- выстоять. Победить, пусть не физически, но душевно»
В. Быков
V. Домашнее задание:  написать эссе на тему «Кто он – настоящий человек?» 
VI. Комментированное выставление оценок











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215