Интегрированный урок истории и литературы. Тема: «Судьба советских военнопленных (на примере произведения М.Шолохова «Судьба человека»». Класс: 9А


МБОУ «СОШ с.Тамбовки» Харабалинского района Астраханской области
Урок подготовлен и проведен учителями истории
Паршиным Вячеславом Георгиевичем и
литературы Турчиной Мариной Васильевной.
Интегрированный урок истории и литературы.
Тема: «Судьба советских военнопленных (на примере произведения М.Шолохова «Судьба человека»».Класс: 9А
Цели:
формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия;
рассказать о судьбах советских военнопленных в фашистских лагерях;
познакомить с особенностями жанра мемуарной литературы;
Задачи:
формировать коммуникативные и информационные компетентности;
способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;
развивать логическое мышление через анализ эпизода повести на уровне рассуждения;
прививать гуманное, уважительное, милосердное отношение к людям (и к пленным как категории людей), воспитывать историческую память.
 формировать у учащихся  представления о судьбах людей, прошедших войну;
уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов;
расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;
воспитывать  нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания,  чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;
воспитывать интерес к чтению произведений  патриотического характера о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, видеофрагменты из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»
Ход урока.
Оргмомент (представление).
Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель истории: (слайд 2)
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.
Учитель литературы:
Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы сегодня посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине, сам выбор героя стал актом гражданского мужества.
Учитель истории:
- Каждый человек должен знать свое прошлое, чтобы не повторять этих ошибок в будущем; война на Земле появляется тогда, когда подрастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает, поэтому, чтобы не допустить повторения этой катастрофы, нужно об этом знать и помнить.
- Почему слово война ассоциируется со словом катастрофа?
Учитель литературы.
Вставал вопрос в любые времена-Что жизнь такое? Для чего она?Сто мудрецов на то ответ искали:У звезд, богов, земли, воды, огня.А что известно? То же, что вначале -На старой тайне старая броня.Так, может, надо подойти иначеК известно не решаемой задачеИ суть в другом аспекте изложить-Раз есть она, то как её прожить?
- Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь?
Целеполагание.– Что станет предметом нашего разговора?
(1.Через рассказ М. Шолохова и на историческом материале познакомиться с судьбой человека военного времени;
2.Выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях;
3.Отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами.)Учитель истории.
Война в истории нашей страны (слайд 3 ) .
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Сообщение учащегося о фактах положения на фронтах 1941-1942гг. (работа с картой, наступление фашистской армии, отступление русских войск, оккупация, плен советских солдат).
Учитель литературы. (слайд 4)
"Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – почему так писала одна английская газета.
Ответ: Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена  выдающаяся роль этого небольшого  рассказа. 
- А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
(Когда я впервые прочитал рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», рассказ меня впечатлил своей правдивостью, меня потрясли моральные качества главного героя. Это рассказ о необъятных возможностях человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов-простой русский солдат.) («Это очень грустное произведение, оно показывает все ужасы войны, горечь разлук и потерь. Читая и перечитывая его, я не смогла сдержать слез, особенно когда Ваня радовался, что нашел отца») («Мне понравилась эта трагическая повесть. Меня привлекла жизненная стойкость Андрея Соколова. Жизнь была жестокой к этому человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Само название рассказа напоминает нам, что судьба человека — это судьба целого народа в годы жестокой войны и в послевоенное время. Это произведение важно для нас, как важна сама история...»)- Как М.Шолохов показал в своем рассказе вмешательство войны в судьбу обыкновенного человека А.Соколова?
"Только не пришлось мне и года повоевать.." (слайд5)
- Почему он так говорит? Что с ним случится?
Ученик читает отрывок из произведения. «Только не пришлось мне и года повоевать... Вот как оно на войне бывает... Командир нашей автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" - "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!"… Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню.… Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...». (слайд 6)
Учитель истории (слайд 7)
Сколько советских солдат попало в плен?
Типична ли история возвращения из плена советских солдат? (Нет)
(Согласно приказу №270 от 16 августа 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их изменниками Родины). (слайд 8)
Учитель литературы:
- Можно ли таковым считать Андрея Соколова?
- В каких эпизодах, относящихся к военному времёни, на ваш взгляд проявляется характер главного героя рассказа?(Сцена в церкви, разговор с Мюллером, побег из плена, усыновление Ванюшки.)
Эпизод в церкви: (слайд 9)
– Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене.
- Что вас затронуло?
-Что вызвало недоумение?
-Чему учат эти сцены?
ВЫВЫД: - Люди по-разному ведут себя в экстремальных ситуациях. Вот и пленные в церкви не являются исключением. М.Шолохов изображает в этой сцене разные варианты человеческого поведения. Какие?
ВЫВОД: В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.
(работа в группах)
I группа: христианин и КрыжнёвII группа: взводный и доктор
ТИПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ (слайд 10)
Герой Поведение
Солдат-христианин Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек
КрыжневПытается купить себе право на жизнь ценой предательства
«Своя рубашка ближе к телу
Взводный Безропотно ожидает своей участи
Доктор «…в плену и потемках свое великое дело делал»
-Какая позиция ближе всего Соколову? Зачитайте.(слайд 11).
( « Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потёмках своё великое дело делал». В любых условиях оставаться самим собой, не изменять своему долгу - это позиция и самого Соколова).- Как повёл себя герой в этой ситуации?
-Почему он решает убить Крыжнёва? Что герой переживает при этом? Как вы относитесь к его поступку?
(Тяжело на душе, трудно даётся убийство « своего», но не может Соколов допустить, чтобы один человек спасал свою жизнь ценой гибели другого. Только в единении людей он видит спасение). - Зачем Шолохов вводит в рассказ образ предателя Крыжнёва? Что хочет этим показать?
Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.
Просмотр видео ( как видит режиссер)
Вывод: Режиссер видит мордатого парня, нечто вроде иуды, по фамилии Крыжнев, который сделал свой выбор - на утренней перекличке непременно выдать своего взводного командира-коммуниста. "Я за тебя отвечать не намерен". хотя - никто его "отвечать" не заставляет. Можно просто промолчать - но вот эта подлая нота, нота власти над своим бывшим командиром, даёт Крыжневу такой кураж. В принципе - уже готовый полицай.
А рядом с ним сидит в одной исподней рубашке, колени обнял. Худенький такой, курносенький парнишка и очень собою бледный.
"Нет, -думаю, - не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!"
Соколов приговаривает предателя Крыжнева, по внутреннему своему убеждению: предатель жизни не достоин! Соколов - прокурор, судья и исполнитель приговора в одном лице. Иуде - иудина смерть. и предателя Соколов душит.
Учитель истории:
Переход к вопросу о пленных.
- Как относились немцы к пленным? (слайды 12,13,14,15)
- Отчего же на самом деле немцы с такой жестокостью относились к советским пленным? (Конвенция)- говорит учитель истории.
Учитель литературы:
"Ох, браток , нелегкое это дело - понять ,что ты в плену.."
С какой целью ввел Шолохов описание плена? (слайды 16)
Ответ учащихся :  Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...» 
Какой эпизод в течение плена Соколова вы считаете наиболее ярким, центральным, кульминационным? Почему? (Эпизод "Вызов к Мюллеру) (слайды 17)
- О чем думает в начале эпизода Соколов?
( Вот и отмучился Андрей Соколов... И стал я духом собираться, чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что мне с жизнью расставаться все- таки трудно..)Вывод: Мюллер – это не просто вызов, а это – приговор.
- Мюллер – страшный человек. Как он ведёт себя по отношению к военнопленным? ( зачитываем описание) (слайды 18)
Мюллер — очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности.
 - Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? - Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?( Мюллеру нужно не просто расстрелять военнопленного, но и крайне унизить противника. Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, тем самым как бы сольётся со своей непобедимой армией.)- В каком физическом состоянии находится Соколов? (Крайне истощён, «голодный как волк».) - Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?(Пьёт за свою погибель. « Хоть напьюсь, перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться».
ВЫВОД: Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и Мюллер.
« Захотелось мне им проклятым показать,…что у меня есть своё русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».) – В чем смысл этой победы? Одержана нравственная победа.
Зачитайте слова Мюллера. Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. ты храбрый солдат . Я тоже солдат и уважаю достойных противников"
Мюллер даёт высокую оценку личным качествам пленного солдата.
- Некоторые читатели и критики полагают, что в Мюллере заговорило человеческое чувство удивления перед мужеством противника. Так ли это по-вашему? В чём вы видите причину внезапной перемены в Мюллере?
Вывод. В противоборстве с гитлеровцами, в фашистском плену Андрей сохранил своё человеческое достоинство. Своим гордым поведением он заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата.
Учитель истории:
- Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека. Даже враг по достоинству оценил «настоящего русского солдата», а не военнопленного № 331. Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку». ( слайды 19,20)
(учитель истории говорит о герое Д. М. Карбышеве и предателе А.А.Власове) Рассказ «Судьба человека» А.Соколова и реальные события в годы ВОВ – противопоставление. (слайды 21,22)
Учитель литературы
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ПОБЕГА
- Говоря о пребывании в плену Андрея Соколова, мы не можем не сказать о том, какая мысль никогда не покидала его?
- Пытался ли Андрей Соколов освободиться? Каким образом?
(Оба его побега из плена свидетельствуют о смекалке и расчётливости героя. Он с первого дня плена задумал бежать, но «уходить хотел наверняка», поэтому терпеливо ждал подходящего момента.
- О чем свидетельствуют его побеги из плена? О непокорности, нежелание смириться с обстоятельствами.
- Какие качества характера Андрея Соколова вызывают наибольшее восхищение?
(Восхищение вызывает стойкость Андрея Соколова: он выдержал издевательства и унижения фашистского плена, которые не смогли убить в нём ум, совестливость, человеческое достоинство, не превратили его в послушного раба чужой воли. Учитель истории.
Побег Девятаева (слайд 22)
4. Рефлексия
Учитель литературы.
Притча
- Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал такую фразу: « Ты не человек, а чудовище!»
Малыш долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?»
«Да»
«Настоящий?»
«Настоящий»
«А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться»
«Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет». «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»... –  А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся). 
Человек ценится не за внешний вид и материальное благо, а за нравственность, милосердие, высокие духовные и душевные качества.
Быть человеком – это бороться со злом, чувствовать, что ты за всё в ответе, быть трудолюбивым, уметь любить и прощать, быть верным и ответственным.
И нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына (М.Е. Салтыков-Щедрин). (слайд 24).
- А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим.
- Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?
-А что кроме сильного характера показывает нам автор, описывая Андрея Соколова?
 Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?
Вывод: Настоящий человек остается человеком в любой жизненной ситуации.
- Хотелось бы, чтобы в вашей судьбе не было таких испытаний. Но если выпадет, всегда оставайтесь человеком.5. Итог урока.
- Итак, какие же качества присущи истинно русскому человеку, солдату, войну?
- В чем феномен русского человека? Каким вы видите образ русского солдата?
Образ русский солдата – это человек - носитель самых лучших качеств: мужество, патриотизм, несгибаемая воля, любовь к ближнему, нетерпимость к жестокости и неправде, ко всякому злу. Но при этом, без сомнения, Андрей Соколов является собирательным образом. Тысячи русских людей поступали так же, как он.
Шолохов верит в русского солдата - война, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван. И образы эти вырастают до обобщения – перед взором читателя в будущее шагает вся Россия. (слайд 25).
Я хочу закончить нашу беседу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”
- Удалось ему это?
- Какие чувства пробудил в вас рассказ?
Рефлексия (слайд 26).
Листы самооценки
Выставление оценок.
Ребята, у вас на столе лежат листочки. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
- Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?
7. Д/з: Написать мини - сочинение "Как война изменяет судьбу человека"
Составить проект о героическом поведении в плену (побег, восстание, саботаж).