Доклад к презентации «Применение современных образовательных технологий, актуальных для реализации ФГОС НОО, как основа качественного образования»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Доклад
«Применение современных образовательных технологий, актуальных для реализации ФГОС НОО, как основа качественного образования»
Подготовила: Тиминова Т.И.
учитель начальных классов
Элиста, 2016
Сегодня школа нацелена на достижение современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же  - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы  универсальные учебные действия. Об этом говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовать, возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
Технология проблемного обучения/
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, создании проблемных ситуаций на уроке.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получают в готовом виде, а то, что открывают сами и выражают по-своему. Чтобы обучение не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с существующими правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.
Приведу пример использования этой технологии на уроках русского языка по теме « Непроизносимые согласные»
На доске записано слово вестник.
- Задание : прочитайте это слово орфографически, орфоэпически.
( Вестник [в,э?сн,ик] )
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Возникает ли у вас вопрос? ( Да, почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?  Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию: Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
Тема «Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и суффикса?» Рассказ
- постановка проблемного вопроса
-поиск решения (подводящий диалог)
- наблюдение
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например, ученик получил задания:
«К 2 прибавить 5 и умножить на 3».
«К 2 прибавить 5 помноженное на 3».
Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17
Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение.
Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок.
(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Исследовательская работа.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам
- ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
-выбор темы.
-постановка цели и задач.
-гипотеза исследования.
-организация исследования.
-подготовка к защите и защита работы.
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. На этом этапе важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. Стараюсь увлечь и “заразить” интересом детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, создать ситуацию успеха, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
(Влияние человеческой речи на живые растения. Помоги мне– просит природа. Все о яблоках)
Здоровьесберегающие технологии.
Данная технология проходит красной линией через все этапы урока. В моем классе она включает в себя: участие в спортивных соревнованиях школы, проведение тематических физминуток, гимнастики для глаз, рефлексии, динамических пауз, проведение родительских собраний на тему «Режим дня», «Компьютер и ребёнок», организацию подвижных игр на переменах, организацию горячего питания в школе.
Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Групповая работа (обучение в сотрудничестве)
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира. Главная цель работы в группе приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от назначенной роли. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности делают попытки включиться в работу группы.
Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные навыки, грамматические навыки ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность ,внимание, творческие способности.
Это может быть урок-игра, урок-путешествие, урок – спектакль.
Это разнообразные игры–соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример. Например ,на уроках русского языка «Кто больше?» ,«Найди слово в слове» ,«Найди пару» (подобрать синонимы),«Допиши слово», «Соедини половинки слов» и другие.
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
На уроке литературного чтения игра « Пословицы-перевёртыши» 
-На честном человеке ботинки мокнут. (На воре шапка горит)
-Товарищ спасается, а тебя бросает. (Сам погибай, а товарища выручай)
-Держи много денег, и ни с кем не дружи. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Проектная деятельность.
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт.
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация.
Организация проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.
Виды: творческие.информационные,практико-ориентированные.
В этом учебном году дети принимали активное участие в таких проектах, как «Семь чудес Калмыкии», «Охрана растений Калмыкии», «Мы помним! Мы гордимся!», «Дорогою добра» и других.
Информационно - коммуникационная технология
В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
- подготовка дидактического материала (печатные материалы, собственные презентации и уроки с применением интерактивной доски);
- портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.
- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учеников;
- тестирование по предметам, проверка техники чтения;
- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, для внеклассной и воспитательной работы;
- проведение родительских собраний;
- воспитательные события и социальные проекты;
- развивающие игры по предметам;
При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируется интерес к предмету, а. значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Хочется отметить активное участие детей в дистанционных конкурсах:
Всероссийский конкурс творческих работ «Мотивы осени»Василенко Егор
Международный конкурс «Первые шаги. Осенний сезон»
Международный чемпионат начальной школы «Вундеркинд»
Лауреат ( возрастная группа 1 класс) Манджиев НаранМеждународный конкурс «Лисенок» Диплом 1 степени Казурова Ксения
Игра – конкурс «Русский медвежонок» 1 место (100б) Казурова Ксения
Международный Чемпионат начальной школы «Вундеркинд»
3 место (возрастная группа 2 класс) Суксукова Алтн
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Список используемых источников:
Полат Е.С. Метод проектов. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
Е.Л. Мельникова «Проблемный урок»
Е.Л.Мельникова « Как открывать знания с учениками».