Рабочая программа Русский язык и литература. Русский язык для специальностей средне-профессионального образования технического профиля профессионального образования.


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»


Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»


Разработчик, преподаватель дисциплины Кучугулова Г.Р.









СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации учебной дисциплины

23

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

26


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и литература. Русский язык
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общая общеобразовательная учебная дисциплина базовая, формируемая из обязательных предметных областей для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
– воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
– понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
– осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
– формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– способность к речевому самоконтролю;
– оцениванию устных и письменных – высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;


метапредметных:
– владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
– владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
– применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
– сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
– сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
– владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
– владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
– владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
– сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
– сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
– способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
– владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово - родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
– сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов;
самостоятельной работы студента 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные занятия


практические занятия
78

контрольные работы


курсовая работа (проект)


Самостоятельная работа студента (всего)
39

в том числе:


подготовка сообщений
6

подготовка рефератов
4

выполнение творческих работ (сочинение, анализ текста, связный рассказ)
9

выполнение упражнений
17

подготовка ответов на контрольные вопросы
3

Итоговая аттестация в форме экзамена




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий и специальностей СПО.

1


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Написать реферат по темам:
Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура.
Культура речи. Нормы русского языка.
2


Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

20



Тема 1.1.
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические работы
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Написать сочинение на морально-этическую тему: «Что есть «смысл жизни» человека?», «В чем состоит счастье человека?»
2


Тема 1.2.
Функциональные стили речи и их особенности
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2


Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.




Лабораторные работы (не предусмотрены)
-



Практические занятия
Выполнение упражнений по определению принадлежности текстов к изучаемым стилям речи. Составление связного текста на тему «Профессия, которую я выбрал, была моей давнишней мечтой». Определение типа, стиля, жанра этого текста.
4



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить стилистический анализ текста научного стиля
1


Тема 1.3.
Текст как произведение речи

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические работы
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
Освоение видов переработки текста.
4



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Составить план, тезисы, конспект статьи научного стиля
1


Тема 1.4.
Функционально-смысловые типы речи
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)





Практические занятия
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
4



Контрольные работы (не предусмотрены)
-



Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение упражнений по теме: «Функционально-смысловые типы речи»
2


Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

12


Тема 2.1.
Фонетические единицы


Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Наблюдение над выразительными средствами фонетики
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по теме: «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».
2


Тема 2.2.
Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Сопоставление устной и письменной речи.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение упражнений по теме: «Орфоэпические нормы»
1


Тема 2.3.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных


Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
4




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных»
1


Раздел 3. Лексикология и фразеология

15


Тема 3.1.
Слово в лексической системе языка


Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)







Практические занятия Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.

4



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по теме: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза».
2


Тема 3.2.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по теме: «Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления»
1


Тема 3.3.
Фразеологизмы

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)





Практические занятия Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц выведение алгоритма лексического анализа.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Составить связный рассказ о фразеологизмах.
1


Тема 3.4.
Лексические нормы


Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.


2



Лабораторные работы (не предусмотрены)
-



Практические занятия Лексический и фразеологический анализ слова.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
2




Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Лексические нормы»
1


Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

15


Тема 4.1.
Понятие морфемы как значимой части слова.
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.


2



Лабораторные работы (не предусмотрены)










Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
4



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме. Написание сообщения по теме: «Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи».
2


Тема 4.2. Словообразование.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в
разных стилях речи.




Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных
слов, слов одной структуры.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений по теме

1


Тема 4.3.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

2



Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
4



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок»
2


Раздел 5. Морфология и орфография

21


Тема 5.1
Имя существительное.
Имя прилагательное
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

2



Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в
тексте.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме «Основные выразительные средства морфологии».
1


Тема 5.2. Имя числительное. Местоимение.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических
и синтаксических признаков слов разных частей речи.

2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Имя числительное. Местоимение» Подготовить сообщение по теме: «Синонимия местоименных форм»
1


Тема 5.3.
Глагол.
Глагол. °Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение упражнений по теме: «Глагол»
1


Тема 5.4.
Причастие как особая форма глагола.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Причастие» Подготовить сообщение по теме: «Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия деепричастий».
1


Тема 5.5 Деепричастие как особая форма глагола
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему слова категории состояния можно назвать частью речи»
1


Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических
и синтаксических признаков слов разных частей речи. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Союз как часть речи» Выполнение упражнений по теме: «Предлог как часть речи»
1


Тема 5.7. .Предлог как часть речи. Союз как часть речи
Частица как часть речи.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Частица как часть речи»
1


Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

30


Тема 6.1.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение упражнений
1


Тема 6.2
Простое предложение
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложени
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Простое предложение»
1


Тема 6.3.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Анализ ошибок и недочетов в построении простого предложения.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Грамматическая основа простого двусоставного предложения»
1


Тема 6.4.
Односоставное и неполное предложения
Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение упражнений по теме: «Односоставное и неполное предложения»
1


Тема 6.5.
Осложненное простое предложение

Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)
-



Практические занятия Составление схем простых предложений и составление предложений по схемам.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Осложненное простое предложение»
1


Тема 6.6.
Предложения с обособленными и уточняющими членами
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)
-



Практические занятия Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)
-



Самостоятельная работа обучающихся
Изучить теоретический материал, выполнить упражнения по теме: «Предложения с обособленными и уточняющими членами»
1


Тема 6.7
Вводные слова и предложения
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений по теме: «Вводные слова и предложения»
1


Тема 6.8.
Способы передачи чужой речи
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Сопоставление устной и письменной речи.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Написать сочинение по теме: «Мой рабочий день»
1


Тема 6.9.
Сложное предложение
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)




Практические занятия Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся
Написать реферат по теме: « Использование сложных предложений в речи»
1


Тема 6.10
Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2


Лабораторные работы (не предусмотрены)

2


Практические занятия Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
2



Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена)
1


Всего:
117



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)














3. условия реализации ПРОГРАММЫ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству студентов
– рабочее место преподавателя;
– комплекты учебно-наглядных пособий (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области филологии.);
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийное оборудование

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2014.
2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
3. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
4.Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. М., 2014.
5.Воителева Т. М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. М., 2014.
6.Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. М., 2014.
7.Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 1011 классы: в 2 ч. М., 2014.

Дополнительные источники:
1. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
2. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
3. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
4. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. М., 2014.5. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
6 Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 1011 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2010.
7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
8. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
10. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Словари
1. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
6. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
7. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
8. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет – ресурсы:
www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).
www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей
«Я иду на урок русского языка».
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki. ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www. gramota. ru (Справочная служба).
www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).




















4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий и исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


осуществлять речевой самоконтроль
Устный и письменный опрос

составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;
Сочинение

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
Проверка практических заданий


проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Проверка анализа текста


аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
Устный опрос


Извлекать и преобразовывать информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Оценка соответствия установленным требованиям сообщения, реферата


говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Письменный и устный опрос.


применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Различные виды разборов (синтаксический, морфологический, орфографический и др.)

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Контрольные работы, словарный диктант, тестирование

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем
Письменный и устный опрос.


использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Анализ текста


Знания:


связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Устный опрос, оценка соответствия установленным требованиям сообщения, реферата

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Письменный и устный опрос
Сочинение

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Устный опрос, оценка соответствия установленным требованиям сообщения, реферата

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Письменный и устный опрос
Карточки-задания
Сочинение
















13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT144215








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 815