Программа дисциплины Биология для технических специальностей спо


СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИ»
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в учреждениях среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3 Цели дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе. Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать
эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов за I п/г Объем часов за II п/г Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) - - 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) - 78 78
в том числе: лабораторно-практические занятия 12 12
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - 39 39
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровни освоения
Введение Содержание учебного материала 3 2
Биология как наука. Методы биологии
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Вклад ученых в развитие биологии 2
1 Раздел 1
Учение о клетке Содержание учебного материала 24 2
Методы познания живой природы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – История возникновения цитологии как науки 2
1 Клетка – основная структурно-функциональная единица. Клеточная теория
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Вирусы как неклеточная форма жизни 2
1 Химическая организация клетки. Вещества неорганической природы
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу – Сходство и различие растительной и животной клетки 2
1 Органические соединения клетки.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить схему – Виды и типы химических соединений в клетке 2
1 Строение и функции клетки
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу – Роль химических веществ в клетке 2
1 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.
Самостоятельная работа обучающихся:
Зарисовать – Строение клетки 2
1 ДНК – носитель наследственной информации.
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на определение последовательности аминокислот 2
1 Жизненный цикл. Деление клетки
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение - Биологическое значение митоза и мейоза 2
1 Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов Содержание учебного материала 12 2
3
Размножение живых организмов
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Бесполое размножение организмов 2
1 Образование половых клеток и оплодотворение
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Половое размножение организмов 2
1 Индивидуальное развитие
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Причины нарушений в эмбриональном развитии организмов 2
1 Лабораторно-практическая работа № 1
Выявление и описание признаков сходства зародышей
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация – Виды размножения организмов 2
1 Раздел 3 Основы генетики и селекции Содержание учебного материала 15 2
2
3
2
3
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить словарь терминов 2
1 Основные закономерности наследственности. Закономерности изменчивости
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация – Наследственные болезни человека 2
1 Лабораторно-практическая работа № 2
Решение генетических задач
Самостоятельная работа обучающихся:
Кроссворд – Основные понятия и определения генетики 2
1 Основы селекции. Методы селекции. Биотехнология, её достижения и перспективы развития
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Проблемы клонирования человека 2
1 Лабораторно-практическая работа № 3
Выявление мутагенов в окружающей среде. Анализ и оценка этических аспектов клонирования
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Проблемы клонирования человека 2
1 Раздел 4 Эволюционное учение Содержание учебного материала 12 2
2
2
3
История развития эволюционных идей
Самостоятельная работа обучающихся:
Таблица – Основные идеи развития эволюции 2
1 Микроэволюция
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Возникновение приспособлений 2
1 Макроэволюция
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация – Эволюционное учение 2
1 Лабораторно-практическая работа № 4
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособленность организмов
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Движущие силы эволюции 2
1 Раздел 5 История развития жизни на земле Содержание учебного материала 12 2
2
2
2
Гипотезы происхождения жизни.
Самостоятельная работа обучающихся:
Таблица – Основные свойства живого. 2
1 Критерии живого при изучении природных объектов. Уровни организации живой природы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Сущность понятия «жизнь». 2
1 Многообразие живого мира.
Самостоятельная работа обучающихся:
Схема – Таксономические единицы живого мира 2
1 Происхождение и эволюция человека
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Доказательства родства человека и животных 2
1 Раздел 6 Человек и его здоровье Содержание учебного материала 24 2
Общая характеристика строения и функций организма человека
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Понятие ЗОЖ 2
1 Опорно-двигательная система
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Мышцы как система движения 2
1 Кровеносная и лимфатическая системы
Самостоятельная работа обучающихся:
Нарисовать рисунок – Органы, сосуды и узлы кровеносной и лимфатической систем 2
1 Пищеварительная и дыхательная системы
Самостоятельная работа обучающихся:
Нарисовать рисунок – Органы пищеварительной и дыхательной систем 2
1 Выделение и кожа
Самостоятельная работа обучающихся:
Нарисовать схему - Выделение 2
1 Эндокринная система
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Гормоны 2
1 Половая система
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Влияние вредных привычек на формирование здорового поколения 2
1 Нервная система и анализаторы
Самостоятельная работа обучающихся:
Составить таблицу – Сравнительная характеристика гуморальной и нервной регуляции организма человека 2
1 Раздел 7 Основы экологии Содержание учебного материала 15 2
3
3
2
3
Экология как наука. Экосистемы и экологические факторы среды
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация – Пищевые связи в экосистеме 2
1
Лабораторно-практическая работа № 5
Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбэкосистемы
Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация – Пищевые связи в экосистеме 2
1 Лабораторно-практическая работа № 6
Описание и практическое создание искусственной экосистемы. Решение экологических задач
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Экологические факторы, их значение в жизни организмов 2
1 Основы учения о биосфере. Бионика
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение – Последствия деятельности человека в экосистемах 2
2 Биология – наука о жизни и развитии живого. Обобщающее занятие в форме диффиринцированного зачета 2 Всего 117 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биология.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература.
Для обучающихся:
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2011.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2011.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2012.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2012.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2012.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2012.
Для преподавателей:
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2011.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2013.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2012
Дополнительная литература.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10—11 кл. - М.,2011.
Биология в вопросах и ответах, справочное пособие, Москва «Международные отношения» 2014.
Самостоятельные работы учащихся по общей биологии Л.П.Анастасова, учебное пособие, Москва «Просвещение» 2011.
Задания для самостоятельной работы по общей биологии Н.В.Мишина, учебное пособие, Москва «Просвещение» 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований в ходе самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий) Формы контроля обучения:
домашние задания проблемного характера;
практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления;
выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции;
делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения:
мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся
формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.