Технология проблемного обучения как средство повышения эффективности и качества преподавания истории и обществознания


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»







Технология проблемного обучения как средство повышения эффективности и качества преподавания истории и обществознания












Автор педагогического опыта: Тулпарова Меседу Магомедсалимовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 г. Когалыма
ХМАО–Югры Тюменской области







Когалым, 2014\
Период формирования и функционирования педагогического опыта
Долгосрочный ( 2009-2014 )

Адресация педагогического
опыта
Опыт адресован учителям истории и обществознаания

Проблемы, решению которых способствует опыт
Повышение качества и эффективности образовательного процесса, соответствие образовательных услуг актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства

Цель опыта
Повышения качества преподавания истории и обществознания через создание системы работы по использованию технологии проблемного обучения и определение границ педагогической целесообразности ее применения на уроках истории и обществознания.

Задачи, решаемые внедрением опыта
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу, передовой педагогический опыт по применению технологии проблемного обучения.
2.Создать организационно-методическую систему работы по использованию различных методов технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
3.Определить условия эффективности применения технологии проблемного обучения на практике.
4.Обосновать эффективность системы использования технологи проблемного обученияна уроках истории и обществознания, а также выявить ее слабые и сильные стороны.

Ожидаемые результаты от внедрения опыта
Повышение уровня качества обучения (рост качества знаний, увеличение количества участников в конкурсах, олимпиадах, повышение результативности участия);
Повышение уровня самостоятельности учащихся;
Наличие системы работы по применению технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания на различных уровнях (доступность, открытость методической системы).

Аннотация
Педагогический опыт представляет собой разработанную и апробированную систему работы применения технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознании для повышения эффективности и качества преподавания истории и обществознания, объединяющую в себе урочную и внеурочную деятельность учащихся 5-11 классов.




СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность педагогического опыта..4
Педагогическая целесообразность педагогического опыта.5-10
Новизна педагогического опыта.10-11
Оценка эффективности педагогического опыта с точки зрения возможности формирования результатов..11-15
Воспроизводимость педагогического опыта15-16




























Актуальность педагогического опыта
Глобальные политические и социально-экономические изменения последних десятилетий, происходящие в России, показали, что современная школа не может оставаться в стороне от этих значительных преобразований. Чтобы решить основные задачи подготовки выпускников, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.
В настоящее время уделяется огромный интерес к вовлечению учащихся в самостоятельную деятельность, одним из способов вовлечения в данный вид деятельности является применение технологии проблемного обучения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», современная система образования должна не только дать обучающимся знания, но и сформировать у них готовность к самостоятельному решению насущных проблем, а также непрерывному образованию, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Учащиеся в результате вовлекаются в учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое. Они станут осознавать себя личностью, социально активной, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством. Смогут быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Применение технологии проблемного обучения формирует познавательную активность, что подразумевает овладение учащимися универсальными учебными действиями, создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Необходимость активного использования технологии проблемного обучения обусловлена новыми возможностями для создания интереса у учащихся. В процессе обучения в контексте решения различных проблем формируются навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности. Профессиональная помощь и сопровождение педагогов играет самую важную роль в данном виде деятельности. Понимание необходимости применения технологии проблемного обучения в последние годы все чаще приводит к организации различных конкурсов, направлены на самостоятельное решение обучающимися той или иной проблемы, да и повышение качества преподавания учебных дисциплин стоит во главе угла современной системы образования.
Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена, во-первых, тем, что данная технология должна быть направлена не только на повышение компетенции школьников в предметной области, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Во-вторых, в ходе самостоятельной работы, которая предусматривает данная технология, обучающиеся могут реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. В-третьих, организация учебного процесса с применением технологии проблемного обучения обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности учащимися, востребованными могут оказаться разнообразные способности, и реализованы личные пристрастия учащихся к тому или иному виду работы, что означает первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.

2.Педагогическая целесообразность педагогического опыта
В настоящее время глобальные изменения происходят в различных сферах нашего общества: коммуникационной, информационной и профессиональной сферах, что требует корректировки всех аспектов образовательно-воспитательного процесса. Задачей учителя истории и обществознания является не только дать знания по предмету, но и привить интерес и обучить умениям и навыкам, с помощью которых они в состоянии будут самостоятельно компенсировать недостатки знаний и углубить их в тех отраслях, которые необходимы для продолжения обучения, трудовой деятельности или расширения кругозора. Т.е. учитель должен не только учить, но и создавать условия, при которых учащийся сможет и захочет учиться.
Применение технологии проблемного обучения предоставляет широкий простор для самостоятельного, более углублённого обучения. Но без соответствующих навыков работы и интереса эти возможности не реализовываются.
Таким образом, в своей профессиональной деятельности, среди прочего, учитель должен достичь две цели: развитие познавательного интереса у учащихся, и предоставление инструментов, необходимых для этой познавательной деятельности.
Познавательный процесс, как один из основополагающих элементов процесса обучения, вызывает у детей эмоциональный подъём, удивление, чувство ожидания и т.п., что переходит в творческую деятельность. Всё новое рождает в человеке любопытство, переходящее в любознательность. С появлением любознательности ребёнок стремится к получению новых знаний, что ознаменовывает возникновение начального этапа исследовательской деятельности. Индивидуальная или групповая работа над поставленной учителем проблемой с обязательной защитой её решения перед классом позволяют целенаправленно воздействовать на различные группы качеств личности. Учащиеся получают возможность объективно оценить свои знания, и в ходе подготовки использовать индивидуальный и коллективный опыт работы над поставленной задачей. Защита и оппонирование своих работ определяют мотивацию поведения, активизируют воображение, темперамент, эмоции и др. психофизиологические качества. Неожиданные ходы оппонентов дают широкий простор для изменений в ходе урока условий и локальных задач, что активизирует внимание, способность управлять вниманием и ориентироваться и действовать в новых условиях. Подобные занятия позволяют развивать механизмы основных мыслительных операций, способность и скорость изменения способов интеллектуальной деятельности. Через развитие ораторского искусства и дикции активизируются творческие наклонности. Творчество в данном случае рассматривается как личностная характеристика, как реализация человеком собственной индивидуальности. А процесс межличностного общения как раз и позволяет проявить индивидуальность. Необычная форма и видимый результат своего труда разжигает интерес, что способствует развитию познавательной деятельности.
Учитель по-новому организовывает образовательную деятельность, и использование технологии проблемного обучения стала ее частью, одним из эффективных условий профессионального самоопределения, успешной реализации творческого потенциала и учителя, и ученика.
Использование технологии проблемного обучения на уроках истории в моей практике связано и с тем, что многие вопросы истории до сих пор не имеют окончательного разрешения, в связи с этим создается широкое поле деятельности для реализации этой методики.
Проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.
Общие функции проблемного обучения:
усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
формирование диалектико-материалистического мышления школьников;
формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения,
Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать.
В связи с этим необходимо выделить виды и уровни проблемного обучения. По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:
научное творчество - теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
практическое творчество - поиск практического решения, т. е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;
художественное творчество - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру музицирование и т. п.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид проблемного обучения чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, факультативе, на производстве. Третий вид на урочных и внеурочных занятиях.
Каждый вид проблемного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
новый уровень познавательных потребностей учения;
новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Все перечисленные виды проблемного обучения могут протекать с различной степенью познавательной активности обучаемых.
Указанные выше виды проблемного обучения могут иметь разные уровни. Выделяют четыре уровня проблемного обучения:
1. Уровень обычной активности.
2. Уровень полусамостоятельной активности.
3. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.
4. Уровень творческой активности.
Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения
Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, по интересности содержания, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.
Проблемные методы это методы, основанные на создании ситуаций, требующих активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, выдвижения учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.
Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана ниже.
Технологическая схема цикла проблемного обучения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:
оптимальная система проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
учёт особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.
В ходе организации работы школьников с использованием технологии проблемного обучения успешно реализуются следующие цели:
вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с различными источниками информации,.
Воспитательная – воспитание толерантности, гражданственности, личной ответственности.
Результатами использования технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания является:
повышение творческой активности учащихся на уроке;
развитие их логического и критического мышления;
расширение кругозора школьников;
воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе решения различного уровня проблем:
опыт работы с различными источниками информации;
опыт создания и проведения презентации;
умение оценивать ситуацию и принимать решения;
умение структурировать информацию;
умение индивидуально планировать работу;
умение работать в команде.
Таким образом, в виду перемен, происходящих в современном обществе, требующих ускоренного совершенствования образовательного пространства, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интерес, я определила цель педагогического опыта: повышения качества преподавания истории и обществознания через создание системы работы использования технологии проблемного обучения и определения границ педагогической целесообразности ее применения на уроках истории и обществознания.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу, передовой педагогический опыт по применению технологии проблемного обучения.
2.Создать организационно-методическую систему работы по использованию различных методов технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
3.Определить условия эффективности применения технологии проблемного обучения на практике.
4.Обосновать эффективность системы использования технологи проблемного обучения на уроках истории и обществознания, а также выявить ее слабые и сильные стороны.
Объект исследования: педагогический опыт по использованию технологии проблемного обучения.
Предмет исследования: технология проблемного обучения как средство повышения эффективности и качества преподавания истории и обществознания.
Формы: отбор и апробация технологии проблемного обучения, создание условий для её успешного внедрения в педагогическую деятельность, участие школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Технология опыта: Перед началом работы у учащихся исследуется ценностные ориентации, определяется уровень креативности и уровень владения навыками решения проблемных задач. Далее определяются пути реализации выработанной концепции: 
Корректировка содержания учебного материала.
Определение цели, задачи, содержания деятельности по теме опыта.
Определение видов деятельности в урочное и внеурочное время.
Прогнозирование результата обучения.
Определение методики работы на уроке и во внеурочное время.
Разработка программы практической части, предусматривающей овладение способами решения проблемных заданий, использование научного потенциала архивов, библиотек, сети Интернет, мультимедийных учебников.
Главным формальным результатом использования технологии проблемного обучения, является повышение качественных знаний учащихся по истории и обществознанию, повышение результативности их участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

3.Новизна педагогического опыта
Инновационный потенциал данного опыта вижу в том, что за счет организации учебной и внеклассной работы с использованием технологии проблемного обучения можно расширить возможности обучения, повысить мотивацию познавательных интересов учащихся, делающих первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.
В процессе использования мною технологии проблемного обучения учащиеся приобретают различные компетенции, проявляют творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию.
Итогами данной деятельности становятся не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, решать различные проблемы, решение которых поможет в дальнейшей творческой деятельности учащихся.
Работа организована в следующих направлениях: использование технологии проблемного обучения через преподавание предметов «Обществознание», «Право», «История», «Экономика»; организацию курсов по выбору и элективных курсов «Основы правоведения», «Подросток и закон», «Мир и человек»; организацию научно-исследовательской деятельности в рамках работы школьного научного общества; участие в научно-практических конкурсах и конференциях разного уровня.
Новизна опыта в теоретическом плане:
определены функционально-структурные составляющие социализации старших школьников в условиях внешней и внутренней среды образовательного учреждения;
выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на социализацию школьников.
Новизна педагогического опыта в прикладном плане состоит:
в интеграции учебной, внеклассной деятельности и дополнительного образования;
в приобретении учащимися социального знания, переживания ими ценности этого знания, формировании положительного отношения к базовым общественным ценностям и приобретение учащимися опыта самостоятельного общественного действия;
в разработке рекомендаций педагогам по применению технологии проблемного обучения в общеобразовательной школе.
Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием в разнообразных интеллектуальных конкурсах и конференциях.
Возможность творческого применения инноваций: данный опыт был представлен в 2009 году на городском конкурсе «Учитель года города Когалыма», в 2011 году на заседании городского методического объединения учителей истории и обществознания,
Статьи в 2010-2013 году прошли общественную экспертизу и размещены в сети Интернет на сайте работников образования, опыт представлен сборнике материалов конкурса «Учитель года города Когалыма – 2009».
Перспектива использования педагогического опыта заключается в том, что использование технологии проблемного обучения значительно расширяет границы социального опыта школьников, особенно на старшей ступени обучения. Работа над решением значимых проблем нашего общества, города, школы учит их самостоятельному, критическому мышлению, формирует активную гражданскую позицию, учит публично выступать и доказывать свою точку зрения. Знания, полученные в ходе обучения с использованием технологии проблемного обучения, могут быть востребованы на уроках гуманитарного цикла, а также на классных часах, родительских собраниях.
4.Оценка эффективности педагогического опыта с точки зрения возможности формирования результатов
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностный, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметный, включающий освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметный, включающий освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В условиях модернизации образования, когда основным способом активизации учебной деятельности школьников признается исследование и творчество, особенно актуальным в сфере педагогической теории и практики становится поиск решения проблемы развития у школьников ключевых компетентностей. Значимыми становятся не столько приобретение учащимися готового знания, сколько их собственные усилия, инициатива, поисковая деятельность по открытию знания. В качестве основания, условием развития ключевых компетентностей является умение решать реальных задач.
Результатом деятельности стали способности обучающихся, те самые компетентности, которые помогают социализации в сегодняшнем обществе, а также высокие результаты в учебной и во внеклассной деятельности.

Итоговая успеваемость по предметам за 4 года

Год
История России
Всеобщая история
Обществознание


% успеваемости
% качества
% успеваемости
% качества
% успеваемости
% качества

2009-2010
100
71
100
77
100
76

2010-2011
100
73
100
79
100
77

2011-2012
100
74
100
80
100
80

2012-2013
100
75
100
83
100
84


Данные таблицы демонстрируют рост успеваемости и повышения качества знаний учащихся. Высокий уровень качества знаний подтверждается результатами административных срезовых контрольных работ и результатами государственной итоговой аттестации.

Результаты ЕГЭ по истории и обществознанию

Год
Предмет
%
выбора
Успева
емость
Качество
Качество по городу

2009-
2010
обществознание
72%
100%
Средний бал
56,6%
Средний балл
58,%

2011-2012
обществознание
64%
100%
Средний балл
63%
Средний балл
55,2%

2011-2012
история
10%
100%
Средний балл 66%
Средний балл 65,5%

2012-2013
обществознание
76%
100%
Средний балл 58%
Средний балл 54,3%

2012-2013
история
15%
100%
Средний балл 54%
Средний балл 51,2%


Данные таблицы подтверждают положительную динамику роста качественной успеваемости по истории и обществознанию за три последних учебных года, результат ученицы 11 класса Могильниковой Надежды в 2011-2012 учебном году является вторым в городе (90%) Также из года в год остаётся высоким процент выбора учащимися предмета обществознание на государственной итоговой аттестации.

Достижения учащихся в муниципальных предметных олимпиадах
Результатом работы стало успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах по истории, обществознанию и праву.

Год
Фамилия, имя учащегося
Класс
Предмет
Результат

2013-2014
Попова Е.
10А
Обществознание
2 место (город)


Биктимиров Т.
11Б
Право
3 место (город)


Биктимиров Т
11Б
История
3 место (город)


Попова Е.
10А
Право
2 место (город)


Егорова В.
10А
Право
3 место (город)

2008-2009
Личкун Д.
10А
История
1 место (город)


Личкун Д.
10А
Обществознание
2 место (город)


С 2009 по 2013гг. подготовила 28 участников предметных олимпиад, 8 из которых стали победителями и призерами.
В целях повышения мотивации к изучению истории и обществознания и создания условий для развития творческого потенциала учащихся большое внимание в своей работе уделяю дополнительному образованию по предмету. В рамках реализации программы предпрофильного и профильного обучения реализую адаптированные программы элективных курсов:
«Основы правоведения»
«Проступок и преступление. Уголовное право»
«Мир и человек»)
.

Результаты внеурочной деятельности
Мои воспитанники участвуют в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» и добиваются высоких результатов.


Участие в городской научно-исследовательской конференции
«Шаг в будущее»

Год
Тема
Секция
Результат

Муниципальный уровень


2013-2014
«Роль оздоровительного комплекса МБОУ СОШ №1 в реализации городской программы «Здоровье детей на 2011-2013 годы» Найдюк В.
Валеология
3 место


В будущем я нацелена на более активно участие в организации проектной деятельности учащихся.

Результаты участия в окружных, региональных и Всероссийских конкурсах и конференциях

Учебный
год
Название
Место проведения
Результат

2009-2010
Всероссийская олимпиада по обществознанию Снейл
г.Москва
Диплом
1 степени


Всероссийская олимпиада по истории Снейл.

Диплом
2 степени,

2011-2012
Всероссийская олимпиада по истории Снейл
г.Москва
Диплом
2 степени

2013-2014
Региональная олимпиада по муниципальному и государственному управлению
г.Ханты-Мансийск
Чижик К. 11 Б класс
4 место (призовое)


Всероссийская олимпиада по истории Снейл
г.Когалым
Колесник М, 11 Б класс
3 место


Первый Всероссийский спецконкурс «История в деталях»
г.Москва
Найдюк В 11Б класс
3 место




Результаты участия в городских интеллектуальных конкурсах

Учебный
год
Конкурс
Участники
Результат

2010-2011
Городской правовой конкурс «Государство, Право, Я».
1. Команда
9-11 классов

3 место

2013-2014
Конкур сочинений « Выборы: право или обязанность?»
Попова Е.10 А класс
1 место


2013-2014
Городской правовой конкурс «Государство, Право, Я».
Команда учащихся
11Б класса
1 место



Результатами внеурочной деятельности является увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся, участие школьников в конференциях и конкурсах.

5.Воспроизводимость педагогического опыта

Распространяю собственный педагогический опыт через:
публичные выступления на педагогических советах школы («Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания», «Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания», «Преподавание истории в профильных классах»);
публичные выступления на городском методическом объединении учителей истории и обществознания («Самоанализ личного педагогического опыта», «Опыт участия в конкурсе «Учитель года - 2009 », «Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию», « Анализ пробного ЕГЭ по истории» 2014г.);
участие в конкурсе « Учитель года – 2009», 3 место; Участие в школьном конкурсе мультимедиаразработок, 2 место;

проведение городского мастер-класса «Как подготовить публичную лекцию», 2012г.; выступление на городском семинаре «Формы и методы проведения курсов по выбору и элективных курсов» и демонстрация открытого занятия элективного курса с использованием технологии проблемного обучения, 2013 г.; открытое занятие в профильном классе, посвященное Дню правовой помощи детям», 2013 г.;
имею публикацию в Сборнике материалов городского конкурса «Учитель года – 2009», ММЦ 2009г.и различные публикации в социальных сетях работников образования.
В течение нескольких лет участвую в работе жюри Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный уровень).
Анализируя результативность работы учащихся с использование технологии проблемного обучения, можно сделать следующие выводы: можно сказать, что образовательный процесс, основанный на технологии проблемного обучения, создает более благоприятные условия на уроке по сравнению с традиционной формой. В классе преобладают партнерские, доверительные отношения между учителем и учащимся, которые влияют на качество усвоения знаний, рост интеллектуально – познавательных способностей и на формирование ключевых компетенций.
Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь больше возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т. п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретенных знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.












Тулпарова М. М., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1 г.Когалыма


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615



Ага-реакция
Нахождение решения
Появление ЗУН, СУД

Реализация решения
Создание продукта
Развитие личности

V этап

ученик

Поиск путей решения проблемы
Выдвижение и проверка гипотез

Контроль отдаленных результатов обучения

VI этап

Создание педагогической проблемной ситуации

Перевод педагогической проблемной ситуации в психологическую

I этап

Вводная информация
Слово устное, письменное
Технические средства
Мультимедиа

II этап

Наводящая информация
Осознание сущности противоречия
Формулировка неизвестного

III этап

Дополнительная информация
Наведение
Поддержка
Помощь

IV этап

учитель

Отбор проблемных ситуаций

Научно-методическая база



Vђ Заголовок 1Vђ Заголовок 2Vђ Заголовок 3Vђ Заголовок 4Vђ Заголовок 5Vђ Заголовок 6Vђ Заголовок 7Vђ Заголовок 8Vђ Заголовок 915