«Использование казахских национальных элементов в изготовлении современной одежды»

Тема: «Использование
казахских национальных элементов
в изготовлении современной одежды»

ВВЕДЕНИЕ

Народный костюм – традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно – пластическим решением, фактурой и колоритом ткани, характером декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Творческим источником современного модельера- дизайнера является народный костюм.


Современное моделирование на основе казахского национального костюма

Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными. В чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму любой национальности. Во второй половине ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды.
Актуальность работы связана с активизацией интереса народного костюма как источника идей для современного дизайнера.

Цель нашего мероприятия: рассмотреть роль народного костюма в конструировании современной одежды для молодежи.

Задачи нашего мероприятия:
1) вспомнить историю создания народного костюма;
2) показать, что народный костюм является богатейшей кладовой идей для художника, используя специальную литературу;
3) выделить конструктивные особенности народного костюма;
4) рассмотреть народный костюм в современном моделировании; 5) рассмотреть авторскую разработку эскизов.

В основу разработки моделей одежды, которые сегодня будут продемонстрированы, заложен казахский национальный костюм.
Казахский народный костюм вобрал в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, помноженным на труд сотен и тысяч народных умельцев. В казахском костюме воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создававшихся веками вследствие хозяйственной специализации кочевой, полуоседлой и оседлой групп населения. В нем нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы. Отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов русских, татар, каракалпаков, алтайцев, он имеет много общего с национальной одеждой кыргызов, узбеков, туркмен. Есть и элементы прямых заимствований, о чем свидетельствует встречающиеся в покрое
перехват у талии, расклешенность в конструкции женского платья кулиш койлек (к_ліш койлек), сборки на спине другого женского платья жаз койлек (жаз койлек), цельнокроенные халаты, отдельные образцы тюбетеек, сапог и тд.


СаукеленіS астынан киетін ‰йелдердіS бас киімі
Женский головной убор
Кимешек – головной убор замужней женщины

Этими и другими факторами объясняются его простота, практичность и целесообразность, подчеркнуто указывающие на его происхождение в местной степной среде.
Для народного костюма казахов характерно отсутствие строгой грани в покрое парадной и будничной одежды. Парадная отличалась от будничной несколько свободным покроем, объемом головных уборов, украшениями. На пошив парадной одежды шли бархат, шелк, парча, дорогие меха, тогда как будничная изготовлялась из простого материала. Социальные различия как в женском, так и в мужском костюме проявляются главным образом в качестве материала, отделке, количестве одежды, носимой одновременно в комплекте.
Все это, слитое воедино, образовало очень своеобразный, неповторимый комплекс народного костюма, который ярче, чем какоелибо другое явление, отражает в принципе специфику сложения казахской национальной культуры.
Казахский народный костюм, особенно женский, при общем сходстве силуэта, покроя и приемов украшения, не лишен, однако, отдельных различий в пропорциях, в выборе материала, в цветовом сочетании. Это объясняется, по всей вероятности, тем, что в некоторых регионах некоторые формы одежды могли сохраняться дольше в силу укоренившихся ремесленных традиций и сложившихся представлений о красоте и гармонии
Костюм девушки
Особую нарядность девичьему костюму придавали окаймление нашивками ока (оKа), вытканными золотыми и серебряными нитями, тамбурным швом, бисером, а также наличие в его комплекте золотых, серебряных украшений, подвесок из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, бирюзы, прикрепляемых к нему, расшитых шапок с перьями.

Молодая женщина носила богато отделанные нагрудники - кокрекше (к™кiрекше) из плотной ткани, надеваемые на платье под безрукавку; жаулык (жаулыK) головной убор от крытого типа, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, перекрещенные концы которого закидывались на плечи. Но, став женой и матерью, она должна была, как того требует обычай, носить длиннее, чем у девушек, платья без оборок: камзол, застегиваемый спереди на талии большой металлической пряжкой капсырмой (Kапсырма), нередко и на пуговицы. Ношение головного убора, в частности, кимешека и его разновидностей – сулама (сулама), шылауым, кундик (к_ндiк), орама, определялось древним обычаем, по которому замужняя женщина должна была прятать свои волосы, особенно в височной части, от посторонних глаз. Ей нельзя было непокрытой выходить из дома и заниматься
хозяйством, тогда как девушка могла заплетать волосы в две и более косы и не покрывать их во
·все.


Костюм женщины

Зимой к комплекту женского костюма добавлялся чапан (шапан), крытый бархатом на стеганной подкладке, борик (б™рiк) головной убор с меховой опушкой, платок, утепленные сапоги.

Кебис – туфли

Женщины Центрального и Северного Казахстана, в зависимости от вкуса, носили под камзолом платья, украшенные мелкими серебряными, вычеканенными специально для этой цели бляшками шытыр. А на юго-востоке вдоль разреза платья для головы нашивали листовидные тонкие бляшки жарма. Такое платье застегивалось у горла на одну крупную узорную застежку тана (брошь). На западе Казахстана нередко на воротник платья наглухо пришивали металлическое украшение тамакша (тамаKша), а на камзолы серебряные монетообразные кружки, нередко серебряные монеты, кораллы на маленьких цепочках.

Полный костюм женщины

Пожилые женщины обычно поверх платья свободного покроя на подкладке жон койлек (ж™н к™йлек) надевали камзолы безрукавки, длинные с прорезными и простроченными карманами, слегка приталенные. В Центральном Казахстане они застегивались строгим рядом серебряных застежек - бота трсек (бота тiрсек), отдаленно напоминающих коленные суставы верблюжонка (бота верблюжонок, тірсек сгиб), или на фигурные, оправленные серебром пуговицы. А на юго-востоке подпоясывались просто кушаком из сатина или ситца. На голову пожилые женщины надевали кимешек, дополненный чалмой или платком, наматываемым снизу так, чтобы каждый верхний виток располагался выше предыдущего. Шили кимешек из белой хлопчатобумажной ткани.
В холодное время года пожилые женщины носили крытые бархатом или стеганые чапаны, а более состоятельные шубу (iшiк) из шкурок пушных зверьков, являвшуюся в прошлом мерилом достатка, ичиги (м‰сi) вдеваемые в кожаные калоши кебс (кебiс).

Костюм пожилой женщины

Свадебный костюм как невесты, так и жениха отличался от обыденного нарядностью, украшениями, высоким качеством материалов, отделка, количеством единиц одежды в комплекте, наличием в нем таких неудобных для повседневной носки головных уборов, как саукеле, айыркалпак, мурак, расшитых золотой а серебряной канителью платьев, камзола, бешмета, халата. Ожерелье, кольца, серьги, всевозможные подвески к женскому
комплекту свадебного костюма традиционно являлись частью приданого невесты а готовилась заранее.

Полный костюм невесты ХХ в.

Саукеле - свадебный, как утверждают казахи, «священный» головной убор невесты, восходит к седой глубокой древности. Он упоминается во многих эпических поэмах, преданиях.
Саукелеобразные головные уборы найдены археологами и раннесредневековых погребениях. Обычно использовала в качестве каркаса под саукеле простеганную, из бархата, коническую шапку, пришивая к ней налобник и назатыльник. После этого поверх нее водружала собственно саукеле - головной убор в форме высокого, отороченного дорогим мехом конуса из тонкого, обшитого яркой, чаще всего бордовой или красной тканью, войлока.

Саукеле – свадебный головной убор невесты

Саукеле украшалось серебряными с позолотой и бляшками, золотой диадемой с рубином, длинными, с двух сторон, подвесками - жактама (жаKтама), состоящими из бусин кораллов, жемчуга, бирюзы. Обязательным дополнением являлась прикрепляемая к макушке головного убора гладкая, из прозрачной белой вуали, накидка – желек, которой обычно прикрывали лицо невесты, закутывали всю ее фигуру во время исполнения ритуальной свадебной песни «Беташар» для представления девушки родственникам жениха.

Старинный головной убор касаба (дословно-«расшитый золотом») в котором, по всей вероятности, трансформированы основные элементы ето раннего прототипа древнетюркской женской шапка того же названия, имел в своей основе круглую, слегка скошенную вниз на затылке форму. Делала его аз того же материала, что и камзол в комплекте женского костюма, вышивая золотыми нитями, оконтуривая вышивками с люрексом.
Казахский народный костюм, создателей которого отличает удивительное понимание характера изделий, материала, декора, способов изготовления, доведенных до виртуозности, предмет особой национальной гордости. Сохранение его для грядущих поколений в первозданном виде, конечно, и почетно, и ответственно для всех, кто причастен к этому процессу.

4. Заключение
Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Учащимися группы 212 специальности «Швея» на занятиях по практическому обучению была изучена история создания казахской национальной одежды и на базе этих знаний смоделированы и выполнены образцы современной одежды с использованием элементов казахской национальной одежды.
А теперь вашему вниманию будет представлена коллекция, созданная учащимися нашей группы.


Итак встречайте

Под музыку выходят учащиеся в костюмах. Встав перед сценой, каждая рассказывает о своем наряде, какие элементы казахской национальной одежды использованы в нем.


15