Программа по развитию познавательных процессов Гимнастика для ума


ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
«ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА»
1-4 классы

Составитель: Казакова И. С., психолог


Қостанай қ., 2013ж.
г. Костанай 2013г.
Пояснительная записка
Проблема организации учебно-воспитательного процесса, максимально учитывающая различия в развитии и способностях учащихся, - одна из самых острых в теории педагогики и практике школы. Опыт показывает, что учить всех и учить хорошо при существующем построении учебно-воспитательного процесса невозможно.
Осознание необходимости усиления роли общеобразовательных учреждений в охране физического, психологического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления – коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Система коррекционно-развивающего обучения – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифференциации наиболее эффективна при создании специальных классов компенсирующего обучения, которые позволяют обеспечить оптимальные педагогические и психологические условия для данной категории детей.
Основными показателями отбора детей в классы компенсирующего обучения являются:
соматическая ослабленность ребенка (повышенная истощаемость, расформитрованность произвольных форм деятельности);
низкий уровень сформированности психо-физиологических предпосылок образовательной деятельности;
Составной частью коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения является программа компенсирующе-развивающей работы педагога-психолога школы.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста (6,5-10лет) классов компенсирующего обучения, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.
Основной целью психолого-педагогической коррекции у младших школьников с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
При организации коррекционной работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Определяются актуальный уровень развития ребенка и зона его ближайшего развития, выявляются особенности эмоционально-волевой сферы, личностные характеристики ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Коррекционно-развивающее направление многогранно, здесь определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:
Предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимания чувств других людей. Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Работа ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, определять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе в результатах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности.
Основные принципы психологической коррекции:
Единство коррекции и развития;
Единство возрастного и индивидуального развития;
Единство диагностики и коррекции;
Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.
Идеи практической реализации принципов в психологической коррекционной помощи проблемным детям:
Создание положительного эмоционального фона в процессе деятельности психолога и ребенка;
Индивидуализация коррекционных приемов и методов;
Создание развивающей сферы как фактора психического развития ребенка;
Необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;
Ориентация на зону ближайшего развития;
Воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка.
Представленная модель психологической помощи детям с трудностями в обучении позволяет утверждать, что только целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая деятельность психологической службы может помочь детям, имеющим слабо выраженные отклонения в развитии.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Цели программы:
диагностика и развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);
формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;
овладение учащимися классов компенсирующего обучения здоровьесберегающими технологиями;
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи программы:
Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся классов компенсирующего обучения.
Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на учащихся классов компенсирующего обучения в возрасте 6,5-10 лет, 34 занятия. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Вводный этап – 3 занятия.
Направлен на снятие эмоционального напряжения, создание в группе атмосферы взаимного доверия и принятия, самопознания, формирование основ эмпатического взаимодействия.
Основной этап – 29 занятий.
Занятия направлены на развитие определенного познавательного процесса. В занятия включены упражнения и игры, направленные на коррекцию и развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, речевой сфер учащихся, мелкой моторики, здоровье охранные упражнения.
Заключительный этап – 2 занятия.
Дает настрой на дальнейшее сотрудничество, способствует повышению самооценки, обучению навыкам работы в команде, познанию себя. Рефлексия программы.
Организационная структура занятий:
Занятия строятся на основе следующих принципов:
интегрирования;
системности;
преемственности.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, сказкотерапия и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями.
Формы проведения занятий – работа в группе. Считаю, что при такой форме работы наиболее успешно происходит нейтрализация психологического барьера, как правило, имеющегося у учащихся классов компенсирующего обучения, что позволяет учащемуся чувствовать себя равным членом группы.
Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.
Кроме того, групповая форма работы позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия, позволяющих акцентировать внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка, что является важным этапом в реабилитации учащихся классов компенсирующего обучения.
Многие игры и задания, используемые в программе, предполагают работу в парах и микрогруппах (по 3-4 человека).
Ритуал приветствия, знакомства.
Этому этапу следует уделить особое внимание. Это связано с тем, что у учащихся классов компенсирующего обучения, как правило, низкий уровень сформированности коммуникативных и психоэмоциональных навыков.
Создание ритуала приветствия является первым опытом совместной деятельности, и кроме того, позволяет педагогу оценить уровень сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка. Ритуал приветствия способствует сплочению детей, позволяет создать атмосферу группового доверия и принятия.
Для данного этапа использованы игры:
«Привет!»;
«Снежный ком»;
«Соседи»;
«Улыбка» и другие.
В дальнейшем использование созданного школьниками ритуала приветствия в начале занятия способствует установлению благоприятного эмоционального фона, группового доверия и принятия каждого ее члена.
Начиная со второго или третьего занятия по завершении ритуала приветствия психолог, педагог предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние к началу занятия. Для этого используется шкала настроения «Термометры» - вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней отрицательные:
«Ромашка» - учащиеся выбирают лепесток из цветной ромашки, цвет которой обозначает эмоциональное состояние ребенка;
«Квадрат, круг моего настроения» - в квадрате или круге ребенок закрашивает цветными карандашами свое настроение на начало занятия;
«Лента» – состоящая из цветных прямоугольников (по Люшеру), прикрепленная на доске, ребенок выбирает цветной квадрат, соответствующий его эмоциональному состоянию на данный момент.
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.
Диагностический и коррекционно-развивающий блок – задания и упражнения, направленные на развитие и совершенствование:
познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти;
развитие мелкой моторики, координации в системе «глаз – рука», произвольности, коммуникативных навыков, речевой сферы ребенка;
упражнения на освоение здоровье сберегающих технологий.
Заключительная часть.
Рефлексия – «Что я узнал? Что я делал? Как буду применять полученные знания?»
Беседа о занятии – что запомнилось больше всего, были ли трудности при выполнении упражнений?
Методическое обеспечение занятий.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие познавательных процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Считаю, что необходимым условием плодотворной работы с учащимися класса компенсирующего обучения является создание ситуации успеха на занятиях. С этой целью каждое занятие заканчивается упражнениями, помогающими ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя успешным.
Использование в программе арт-терапевтических техник (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т. д.) создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию у участников, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей детей, способствует их самовыражению.
Материальное обеспечение занятий.
Все материальное обеспечение предназначается для самостоятельной и совместной работы детей на занятиях. Это включает в себя обязательные принадлежности для рисования: альбомные листы, наборы цветных карандашей и фломастеров, простых карандашей, рабочая папка на каждого ребенка, в которую входит: бланки диагностических методик, бланки с заданиями, файлы, клубок цветных ниток, мяч, «волшебная палочка», «цветная ромашка».
Технические средства: магнитофон, релаксационное музыкальное сопровождение.
Ожидаемый результат:
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для учащихся классов компенсирующего обучения, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
Положительная мотивация к учению.
Развитие речевой активности учащихся.
Создание в детском коллективе атмосферы доверия, принятия и взаимопонимания.
.

Тематический план программы для 1 класса
№ п/пСодержание материала Количество
часов
Раздел I «Вводный».
Введение в групповой процесс. Создание условий учащимся класса компенсирующего обучения для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого.
1 Сказкотерапия «Лесная школа» 1
2 Сказкотерапия «Школьные правила». 1
3 Сказкотерапия «Собирание портфеля» 1
Раздел II «Диагностика и развитие познавательных процессов»
4 Диагностика особенностей развития внимания. 1
5 Диагностика особенностей развития восприятия. 1
6 Диагностика особенностей развития воображения. 1
7 Диагностика особенности развития памяти. 1
8 Диагностика особенностей развития мышления. 1
9-13 Развитие внимания 5
14-18 Развитие восприятия 5
19-22 Развитие воображения 4
23-27 Развитие памяти 5
28-32 Развитие мышления. 5
Раздел III «Заключительный»
Рефлексия занятий, настрой на совместную работу в будущем.
33 Сказкотерапия «Гордость школы» 1
34 Мини-тренинг общения «До скорой встречи, друг!» 1
Итого: 34
Тематический план программы для 2 класса
№ п/пСодержание материала Количество
часов
Раздел I «Вводный».
Введение в групповой процесс. Создание условий учащимся класса компенсирующего обучения для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого.
1 «Учимся общаться» 1
2 «Я + Ты». 1
3 «Путешествие на воздушном шаре» 1
Раздел II «Диагностика и развитие познавательных процессов»
4 Диагностика особенностей развития внимания. 1
5 Диагностика особенностей развития восприятия. 1
6 Диагностика особенностей развития воображения. 1
7 Диагностика особенности развития памяти. 1
8 Диагностика особенностей развития мышления. 1
9-13 Развитие внимания 5
14-18 Развитие восприятия 5
19-22 Развитие воображения 4
23-27 Развитие памяти 5
28-32 Развитие мышления. 5
Раздел III «Заключительный»
Рефлексия занятий, настрой на совместную работу в будущем.
33 «Необитаемый остров» 1
34 Мини-тренинг общения «До скорой встречи, друг!» 1
Итого: 34
Тематический план программы для 3 класса
№ п/пСодержание материала Количество
часов
Раздел I «Вводный».
Введение в групповой процесс. Создание условий учащимся класса компенсирующего обучения для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого.
1 «Я – это Я». 1
2 «Я – это Я. Моё настроение». 1
3 «Я – это Я. Мой характер». 1
Раздел II «Диагностика и развитие познавательных процессов»
4 Диагностика особенностей развития внимания. 1
5 Диагностика особенностей развития восприятия. 1
6 Диагностика особенностей развития воображения. 1
7 Диагностика особенности развития памяти. 1
8 Диагностика особенностей развития мышления. 1
9-13 Развитие внимания 5
14-18 Развитие восприятия 5
19-22 Развитие воображения 4
23-27 Развитие памяти 5
28-32 Развитие мышления. 5
Раздел III «Заключительный»
Рефлексия занятий, настрой на совместную работу в будущем.
33 Мини-тренинг общения «До скорой встречи, друг!» 1
34 Дерево Дружбы. 1
Итого: 34
Тематический план программы для 4 класса
№ п/пСодержание материала Количество
часов
Раздел I «Вводный».
Введение в групповой процесс. Создание условий учащимся класса компенсирующего обучения для осознания своей индивидуальности и индивидуальности другого.
1 «Вот какой Я!» 1
2-3 «Я и другие». 2
Раздел II «Диагностика и развитие познавательных процессов»
4 Диагностика особенностей развития внимания. 1
5 Диагностика особенностей развития восприятия. 1
6 Диагностика особенностей развития воображения. 1
7 Диагностика особенности развития памяти. 1
8 Диагностика особенностей развития мышления. 1
9-13 Развитие внимания 5
14-18 Развитие восприятия 5
19-22 Развитие воображения 4
23-27 Развитие памяти 5
28-32 Развитие мышления. 5
Раздел III «Заключительный»
Рефлексия занятий, настрой на совместную работу в будущем.
33 «Какой я и какие другие» 1
34 Мини-тренинг общения «До скорой встречи, друг!» 1
Итого: 34