Развитие эмоциональности у дошкольников

Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Фирсовская.Е.А.
воспитатель МБДОУ
детский сад № 16 « Ивушка».

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Эмоции – особый класс субъективных психологический состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, не пользуясь речью, судим о состоянии друг друга и лучше настраиваемся на совместную деятельность и общение.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.
Наверное, мы все хотим видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, но не всегда это получается.
Наша задача помочь ребёнку разобраться с основными проблемами общения, большое внимание следует уделять умению общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением.
Основой коррекции эмоциональных процессов и состояний детей, развития у них эмоционального контроля, является обучение ребёнка созданию особой психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на его эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей, а тем самым на характере его действий и поступков.
Если ребенок будет уметь управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Таким образом, если дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребёнка.

Работа формируется из нескольких этапов.
Сначала дети учатся «заражаться» эмоциональной атмосферой. Здесь активная роль в создании атмосферы принадлежит воспитателю. Дети ещё не умеют сами создавать нужную эмоциональную атмосферу, для этого им не хватает опыта. Детям следует обьяснить, что такое эмоциональная атмосфера, сопровождая рассказ описанием соответствующих эмоций. Слушали с детьми различные музыкальные произведения , рассматривали репродукции картин, фотографии. Давая детям музыкальный фрагмент, можно предложить им исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту, вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.
Но период «заражения» эмоциональной атмосферой является предварительным и по сути своей пассивным.
Здесь проводились игры и упражнения:
Например:- Ребята, постарайтесь показать, как и с каким настроением, вы шли сегодня в детский сад. Дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные эмоциональные воплощения детей.
- Дети изображают различных животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь - страшный, добрый, хитрый или злой, т.е. саму эмоциональную атмосферу.
Развитие эмоционального опыта детей связано с формированием у них понимания различных форм поведения людей в разных ситуациях. Здесь можно предложить детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Помогаю детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации.
Например: "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице?
Особое внимание следует уделить организации дискуссий, чтобы дети свободно высказывались, в рамках предлагаемой темы, анализируя поведение героев и свой собственный жизненный опыт.

Настольные игры. В ходе таких игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра "Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.
Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важным фактором здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности.
Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций.

- Игра в дошкольном возрасте – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Литература.

Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание, №3, 2010 г.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000 г.

Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2, 2010 г.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988 г.

Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990 г.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996 г.


15