Методическая разработка открытого урока по фортепиано Освоение первоначальных навыков творческого музицирования на уроках специального фортепиано


Методическая разработка
открытого урока по классу фортепиано
«Освоение первоначальных навыков творческого музицирования на уроках специального фортепиано»
Мухина Елена Юрьевна, преподаватель
по классу фортепиано МБОУ ДОД
ДШИ «Форте» г. Тольятти
Отделение: музыкальное
Специальность: музыкальный инструмент фортепиано
Преподаватель: Мухина Елена Юрьевна
Учащийся: Стрижков Денис, 2 класс
Тема: «Освоение первоначальных навыков творческого
музицирования на уроках специального фортепиано»
Цель: Создание условий для овладения учащимся навыков
фортепианной игры в процессе творческого
музицирования.
Задачи урока:
Обучающие:
Развивать элементарные навыки транспонирования, подбора по слуху, импровизации.
Освоить некоторые первоначальные понятия практической теории музыки.
Показать приемы и способы самостоятельного применения полученных знаний в процессе совместного музицирования.
Воспитательные:
Увлечь, заинтересовать ребенка, сделать занятия творческим музицированием, ярким, эмоциональным моментом эстетического восприятия.
Воспитывать настойчивость и целеустремленность в процессе практической деятельности.
Развивающие:
Развивать гармонический и мелодический слух.
Развивать творческое воображение, фантазию, вариативность музыкального мышления.
Вид урока: урок – практикум
Технологии и методы обучения:
- интерактивные, игровые, оздоровительные технологии;
- метод наглядный, беседы, «слухового» показа.
Этапы урока:
Организационный:
Организация начала урока, сообщение темы урока и обоснование значимости. Постановка образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Основной:
Организация и проведение практических работ.
К. Черни (ред. Гермера) Этюд № 1 – транспонирование из тональности C-dur в тональность D-dur, E-dur, F-dur, G-dur, A-dur и H-dur.
Упражнение «Аккордовые цепочки», развивающее умение быстро строить трезвучия и их обращения и навык игры аккордов.
Р.Шуман «Смелый наездник» - гармонический анализ произведения, запись цифровки в рабочую тетрадь.
«Раскрашивание» аккордовых последовательностей (в форме периода) в процессе совместного музицирования.
Игра на определение интервалов на слух «Скалолаз».
Физкультминутка – игра на координацию «Ходилки».
Совместное музицирование на тему песни «В лесу родилась елочка».
Итоговый:
Подведение итогов урока, запись домашнего задания.
Оборудование:
- 2 фортепиано (рояля) для учащегося и преподавателя;
- нотная тетрадь учащегося;
- карточка, сделанная учащимся в процессе освоения музыкальной формы «период».
Ход урока
I ЭтапОрганизация начала урока, сообщение темы урока и обоснование ее значимости, постановка образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
В понятие «творческое музицирование» традиционно включают набор следующих навыков: подбор по слуху, транспонирование, совместное (ансамблевое) музицирование, импровизация, сочинение и т.д. базовым из них можно назвать навык «подбора по слуху».
В процессе педагогической практики приходишь к однозначному выводу: всех детей можно и нужно учить творческому музицированию, т.к. без этого невозможно воспитание «полноценного» музыканта, настоящего профессионала, да и просто хорошего любителя музыки. Однако, для детей младшего школьного возраста, когда наиболее эффективен так называемый комплексный метод обучения и развития, охватывающий ряд взаимосвязанных направлений, не целесообразно вводить отдельный урок импровизации или сочинения. К тому же не все дети одинаково талантливы, не все хотят заниматься сочинением, да и преподавателю еще трудно определить приоритетное направление развития ребенка, как музыканта. Поэтому, представляется правильным осваивать элементарные творческие навыки в комплексе на уроках специального фортепиано. В дальнейшем же, безусловно, для детей, желающих специализироваться в избранном виде творчества, целесообразно выделить эти занятия в отдельный урок.
Что же дают занятия творчеством, почему так важно заниматься этим в младших классах?
Прежде всего, ребенок имеет возможность самореализоваться.
В процессе собственной творческой деятельности активно развиваются самостоятельность, вариативность, гибкость музыкалного мышления.
Развиваются и все музыкальные способности: слух, память, ритм.
Формируется комплекс исполнительских приемов и навыков юного музыканта, что тоже не маловажно, ведь в существующей сегодня системе музыкального образования доминирует установка на воспитание пианиста-исполнителя. А исполнительское искусство, искусство интерпретации – достаточно сложный вид деятельности и для взрослого «сложившегося» музыканта, тем более для ребенка. И именно в процессе собственного творчества ребенок познает, из чего складывается музыкальный образ, какими средствами, приемами он создается.
Самое главное, эти занятия способствуют ускорению процесса обучения, повышению его качества.
В процессе педагогической работы выделяются главные, базовые составляющие такой работы:
В основе – практическое изучение теории музыки (в частности, гармонии);
Основное умение – слухово-клавишная рефлексия (думать и слушать одновременно);
Необходим учет психолого-возрастных особенностей учащихся (для младшего школьного возраста желательны игровые формы освоения материала).
Занятие творческим музицированием представляет собой интерактивную технологию обучения. Учащийся обучается в процессе активного музыкального общения со своим преподавателем, т.е. ученик-педагог – две личности (два субъекта образовательного процесса), которые «разговаривают» и «понимают» друг друга на «музыкальном языке». Фрагмент такого общения мы и хотим предложить вашему вниманию.
II Этап
Организация и проведение практических работ.
Приглашение учащегося на урок. Посадка за инструмент. Знакомство с предстоящей работой, повторение необходимых для работы понятий, настраивание на работу.
Преподаватель: Сегодня мы с тобой будем общаться на двух языках. Один язык обыкновенный – на нем ты разговариваешь с папой, мамой, с друзьями. Другой – необыкновенный, «музыкальный язык». На музыкальном языке общаться не так просто, этому надо учиться. Ты готов трудиться?
Учащийся: Да.
Преподаватель: Музыкальная речь очень богата и разнообразна, это огромная мозаика, состоящая из множества разных элементов («кирпичиков»). Некоторые из них мы с тобой знаем, с другими нам еще предстоит познакомиться. Давай вспомним, что мы знаем об огромной стране по имени «Музыка». В этой стране есть города – государства (всего их 24). Сейчас мы их называем …
Учащийся: Тональности.
Преподаватель: В каждом городе есть глава (мэр). На музыкальном языке его называют …
Учащийся: Тоника.
Преподаватель: В этих городах свои законы, правила. Это …
Учащийся: Знаки. И т.д.
Ход урока
Задания и последовательность их выполнения Действия учащегося, методические пояснения и комментарии преподавателя
Транспонирование этюда К.Черни (ред. Г. Гермера) из тональности C-dur в любую мажорную тональность с тоникой на белой клавише. Учащийся играет предложенный для транспонирования этюд от любой белой клавиши, называемой педагогом, одновременно определяя тональность и называя знаки в этой тональности.
Методические комментарии:
выполняя задание, учащийся повторяет тональности, в которых предстоит впоследствии работать, Т3 D7 в этих тональностях, «разогревает» технический аппарат.
Упражнение «Аккордовые цепочки»
Задание состоит в следующем:
учащийся играет Т3 с обращениями в одну октаву, начиная с ноты «до» вверх по мажорным тональностям, вниз по минорным (по белым клавишам) одновременно, произнося название исполняемых аккордов вслух. Учащийся выполняет упражнение.
Методические комментарии:
упражнение выполняется не быстро, необходимо следить как за «чистым», без фальшивых звуков исполнением аккорда и точным его названием, так иза правильностью выполнения исполнительского приема игры аккордов. Желательно следить и за точной аппликатурой, но небольшое количество неточно взятых палцев вполне допустимо, т.к. основная цель данного упражнения «уметь быстро находить мажорные и минорные трезвучия».

До мажорное Секстаккорд Квартсекстаккорд Трезвучие
трезвучие

До минорно Квартсекстаккорд Секстаккорд Трезвучие
трезвучие

Ре мажорное Секстаккорд Квартсекстаккорд Трезвучие
трезвучие

Ре минорное Квартсекстаккорд Секстаккорд Трезвучие
трезвучие

Ми мажорное Секстаккорд и т.д.
трезвучие
Исполнение пьесы Р.Шумана «Смелый наездник» с последующим гармоническим анализом Ученик исполняет пьесу, затем делает гармонический анализ, вычленяя аккорд из фактуры произведения, называя функцию и вид аккорда. Записывает цифровку из аккордов пьесы в рабочую тетрадь.
Методические комментарии:
в этом упражнении на практике проверяется знание аккордов и их обращений, умение «видеть» их в нотном тексте.
«Раскрашивание» аккордовых последовательностей (в форме периода) в процессе совместного музицирования. Ученику предлагается простая аккордовая цифровка (например: Т3 Т3 D6 Т3), составляющая половину периода. Аккорды в цифровке учащийся определяет на слух и находит (подбирает) их на своем инструменте. Затем «раскрашивает» аккорды, т.е. правой рукой накладывает мелодический орнамент на «аккордовую педаль» – длинный аккорд в левой руке. Первую половину периода играет педагог, ученику предлагается продолжить и закончить его. Так, меняясь очередностью, они продолжают музицировать на разные гармонические цифровки, в разных формах периода.
Методические комментарии:
ученик и педагог садятся за разные инструменты. Все музыкальное общение происходит на «слух».


Игра «Скалолаз»
Ученик берет два звука: левой рукой нижний звук – так называемое «подножие горы», правой рукой – верхний звук – «вершина горы». Затем, закрыв глаза, играя по две клавиши начинает «спуск» скалолаза вниз. Каждый «шаг» - интервал определяется на слух. За точное определение на слух всех интервалов ученик поощряется педагогом (оценкой, званием «победитель», баллами и т.д.). Ученик выполняет задание.
Методические комментарии:
звуки берутся с закрытыми глазами, «работают» только уши. Педагог следит за правильностью выполнения задания. В случае ошибки – ученику предлагается открыть глаза, посмотреть на инструмент и исправить ошибку (посчитав тональную величину или др.).

Физкультминутка - игра на координацию «Ходилки».
Игра – разминка происходит под энергичную музыку, учащийся выполняет несложные физические упражнения на координацию. Учащийся марширует под музыку (слушая пульс, «музыкальные шаги») одновременно хлопая ладошками определенный ритм (заданный педагогом).
Методические комментарии:
выполняя это упражнение можно менять темп, делать ускорение или замедление – учащийся обязательно должен среагировать на изменения, услышать их.
Совместное музицирование на тему детской песни «В лесу родилась елочка».
Мелодию песенки играет ученик, аккомпанемент – преподаватель. В процессе совместного музицирования варьируются штрихи, ритм, темп, тональность исполнения. Выполняя задание, ученику предлагается самому придумать варианты штрихового исполнения мелодии, ритмические и мелодические варианты проигрышей между фразами.
Методические комментарии:
наряду с разнообразными творческими заданиями отрабатываются и навыки совместной ансамблевой игры, на что тоже следует обратить внимание.
Предлагается один из вариантов партитуры совместного музицирования (нотный текст в ней совпадает со «звучащим» исполнением в видео материалах).



Самоанализ урока
На проведенном открытом уроке поставленная цель достигнута полностью. Поставленные задачи способствовали ее достижению.
Структура урока выдержана в соответствии с планом работы.
Каждое из заданий помогало переключить внимание ученика с одного вида деятельности на другой, что благоприятствовало активной работе без утомления.
Распределение времени было логичным. На уроке использовались игровые, интерактивные приемы и методы работы, а так же наглядный, метод слухового показа. Урок строился на речевом и музыкальном диалоге педагога с учащимся.
Хороший контакт преподавателя с учащимся способствовал созданию творческой атмосферы на уроке.
Рекомендуемая литература:
Баренбойм Л. За полвека: очерки, статьи, материалы. – Ленинград: Советский композитор, 1989.
Квач А.В. Основы импровизации /Авторская программа. Усть-Илимск, 2006.
Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано: учебное пособие. – Казань, 1995.
Малинковская А. Фортепиано - исполнительское интонирование: очерки. – М.: Музыка, 2990.
Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики /Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1.: Саратов. Научная книга, 2006.
Педагогика творчества: из опыта работы преподавателей школ искусства / Составитель Сукало Л.В. – СПб.: Союз художников, 2001.
Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна: учебное пособие. – М.: Музыка, 1987.