Проблемно-эвристический урок по теме Реформация в Европе












Сценарий урока по теме:

Реформация в Европе в XVI веке.


7 класс. Новая история.
учебник Новая история, 1500-1800:
для общеобразовательных учреждений.
Авторы: А.Я. Юдовская, П.А.Баранов








Разработала:
Дядькина Татьяна Вячеславовна-
учитель истории и обществознания
МКОУ «Береславская СОШ»,
П. Береславка,
Калачёвский район, Волгоградская область.













Пояснительная записка.

Данная тема урока «Реформация в Европе в XVI веке» одна из самых сложных в курсе истории и обществоведческом курсе. Кроме того, что этот период насыщен именами и событиями, есть здесь и спорные философские вопросы и неоднозначная оценка личностей и событий.
Поэтому, на наш взгляд, главной целью учителя на уроке является не только познакомить учащихся с процессами, происходящими в христианской церкви и в европейском обществе в 16 в., но и необходимо дать понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений. Популярность светского и религиозного учения зависит от его актуальности.
Важную роль в усвоении этой темы играют умения и навыки учащихся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, работать с текстом, решать проблемные задания, обобщать и делать выводы. Очень важны умения учащихся составлять таблицы по выбранному алгоритму, составлять характеристику исторической личности, давать оценку поступкам героев событий, обосновывать свою точку зрения.
Сложность урока заключается в том, что учащиеся должны освоить очень большой объём информации. Лучшему усвоению материала способствует подготовленная для данного урока презентация, при разработке которой использовались Интернет - ресурсы, в частности материалы Википедии и собственные решения.
Урок рассчитан и проводился для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Образовательный уровень - средний. В классе есть явные лидеры - и мальчики и девочки, пользующиеся авторитетом и уважением среди одноклассников. Есть слабоуспевающие учащиеся и учащиеся-носители тюркских языков, слабо владеющие русским языком. Сознательная мотивация получения знаний присутствует примерно у половины обучающихся класса. Для другой половины учащихся самое главное – оценка. Обстановка в классе доброжелательная, отношения между детьми дружелюбные. Учащиеся не боятся высказывать своё мнение, поддерживают при ответе слабоуспевающих учеников. Принципы «Не стыдно не знать - стыдно не учиться», « Есть вопрос?- Найди ответ», «Не понял? Поможем», я как учитель, использую на каждом уроке. В итоге - активно работали абсолютное большинство учащихся.
Рефлексия показала, что урок ребятам понравился. А дальнейшее прохождение материала выявило, что эту тему они усвоили хорошо, в том числе и слабоуспевающие ученики.
На проводимом уроке присутствовали другие учителя и классный руководитель. Детям очень хотелось показать себя с самой лучшей стороны и это им удалось. В итоге мы успели сделать на уроке всё то, что планировалось. Ученики были моими помощниками и соратниками.




1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку (листы для составления кластера на доске, фломастеры, рабочий лист урока.). Сегодня нам предстоит проверить с помощью теста, как усвоен предыдущий материал. При изучении новой темы будем работать с учебником и документами, в паре и коллективно, составлять конспект ответов на вопросы, работать у доски.
Вводная беседа: Ренессанс - вам, конечно, знакомо это слово. Что это такое? ( Ответы учащихся). Почему мы так называем - Эпоха Возрождения? (Ответ учащихся). Великие географические и научные открытия, изобретения, шедевры литературы и искусства перевернули сознание людей, изменили человека и явились прологом для изменения общества, системы социальных, духовных, политических и экономических отношений.
2. Повторение изученного материала
Как вы запомнили имена учёных, художников, путешественников, писателей их творения и открытия проверит тест.
( Напоминается порядок выполнения теста и система оценивания, время выполнения).
Учащиеся выполняют тест. Взаимопроверка в парах, предварительное оценивание.)
С помощью сигнальных карточек давайте проверим наши достижения. Сколько 5,4,3, есть ли 2? Кто, какие оценки и почему поставил? (Учащиеся поднимают карточки соответственно выставленным оценкам). А теперь, сдайте, пожалуйста, свои работы, итоги моего корректирования вы узнаете на следующем уроке. Наш корабль знаний двигается дальше.
( В одном из классов вместо тестирования мы защищали групповые проекты: 1. Великие учёные. 2. Художники.3. Писатели. 4. Путешественники. 3 минуты на защиту проекта. Выполнили 1 стендовый и 3 компьютерных проекта.)

3. Изучение нового материала.
Введение к теме.
Учитель знакомит учащихся с темой урока и основными вопросами. (Слайд 1-3).
В тетрадях записывается тема урока и вопросы. Термины, кроме того, вывешены или написаны на доске.
Учитель предлагает вспомнить и назвать, какие религии существовали в XVI веке, затем, обращает внимание к карте. (Слайд 4)
Учитель читает фрагмент речи Дж. Бруно «Из протокола судебного процесса над Дж. Бруно» уч. стр 88.
Вопрос к классу: Вы согласны со словами Дж. Бруно или вы придерживаетесь другого мнения?
Как вы понимаете эти слова: «Истина находится в противоречии с верой»?
Приведите аргументы, подтверждающие ваше мнение. (Слайд 5.)
( На доске оформлены 2 колонки - «Истина и Вера». Работа в парах, а затем с кластером у доски. Учащиеся записывают 1 аргумент на листе ответа. Это может быть слово или предложение, и размещают его на доске в соответствующей графе таблицы.)
Учитель предлагает сравнить полученную таблицу с примерной таблицей.
( Слайд 6).


Актуализация опорных знаний.
Беседа. Мы говорим о противоречиях между верой и наукой. Подумайте, Какие явления говорят о кризисе традиционного общества? Какими чертами обладал человек Нового времени? Вывод совместно с учащимися.
Что же изменилось? Изменился человек, изменились его взгляды и представления о мире и о себе, изменился образ жизн
·и, отношения в обществе, а религиозные устои остались неизменными, что не могло не привести к противоречиям между обществом и церковью.

Переход к новой теме. Работа с термином Реформация. (Слайд 7). Какое знакомое слово спряталось в слове «Реформация»? «Форма». Что означает приставка «ре» в слове? Вспомните слова, начинающиеся с этой приставки.
« Реорганизация», «Революция», «Реконструкция». «Реформа». «РЕ»- изменение. Составим вместе - «изменение формы». А что у нас в XVI веке не соответствует истине, изменениям в обществе?- Католическая церковь. Что надо изменить?- Церковь. Что в ней не устраивало? (ответы учащихся). Как вы думаете, что нам необходимо выяснить? (ответы учащихся)
Итак, нам предстоит найти ответы на вопросы: Какие процессы привели к изменению церкви, к Реформации, кто, когда и как изменил католическую церковь. К чему привели эти изменения? Как вы думаете, что нам поможет в поиске ответов? (Учебник, Интернет, документы).
Основные вопросы.
1. Причины и цели Реформации. (Слайд 8)
1.Работа с текстом параграфа, п1.,п.2. Работа в парах над вопросом «Причины Реформации», составление конспекта с опорой н а рабочий лист. Комментирование итогов и сравнение с примерной таблицей. (Слайд 9)
2.Работа в парах, составление конспекта «Цели участников Реформации»с опорой на рабочий лист. Комментирование итогов и сравнение с примерной таблицей. (Слайд 10-12).
2. Взгляды Мартина Лютера и Томаса Мюнцера.
1.Рассказ учителя о Мартине Лютере и Томасе Мюнцере
Совместная работа с текстом параграфа и адаптированным документом «95 тезисов». Комментированное чтение. (Слайд 13-18)
2.Беседа:
Почему Мартина Лютера поддерживал и простой народ и германские князья, а Томаса Мюнцера поддерживали только бедные слои населения? Как вы считаете?
Крестьянская война в Германии и религиозные войны. (Слайды 19-24).
Работа со слайдом №19.
Беседа. Перед вами карикатура. А знаете ли вы, что означает слово «карикатура»? (ответы учащихся). Как она называется? («Крестьянин везёт на себе привилегированные сословия»). Давайте вспомним, что такое «привилегия»? (ответы учащихся). Что такое «сословия»? Как вы думаете, о чём хотел сказать автор этой карикатуры? (ответы учащихся)
Нелегко жилось крестьянам под двойным гнётом – и феодальным и церковным. С открытием Нового Света стало очень тяжело. В чём причина? Каким образом великие открытия смогли привести к ухудшению положения крестьян? Подумайте. (Ответы учащихся). Давайте теперь обратимся к учебнику и познакомимся с доводами учёных. (Работа с текстом параграфа).
Как же быть, как поступить крестьянам, чтобы их положение изменилось? Как вы думаете? (ответ учащихся)
(Слайды 20-24). Итак, крестьянская война начинается в Германии. Почему именно там? Чем Германия отличается от других европейских стран? Например, Англии или Франции? Назовите одну на ваш взгляд самую главную особенность. (Ответ учащихся). Когда мы рассматриваем войну, что очень важно знать о ней? (ответы учащихся, в итоге получаем алгоритм, по которому составляем ответы на основании рассказа учителя).

Рассказ учителя. «Крестьянская война в Германии». По рассказу составляются ответы на вопросы. Работа учащихся в группах, каждая группа берёт вопрос алгоритма:
1.Причины войны.
2.Участники и их требования.
3.Основные события.
4. Итоги и значение.
Проверка выполнения задания. Корректировка, опираясь на слайд. (Слайд 25).

Работа класса с текстом:
Религиозные войны. Итоги религиозных войн. Аугсбургский мир и его значение. (Слайд 26 -28).
В чём, на ваш взгляд, отличия крестьянской войны от религиозной? Какой порядок отражает принцип «Чья страна, того и вера»?

Знакомство с устройством протестанткой церкви.
Работа учащихся с текстом параграфа. Чем отличается устройство протестантской церкви от католической? Беседа с опорой на слайд № 29.

Закрепление учебного материала. (Слайд 30-31)
Учитель. Итак, мы видим, что в Европе сформировалась новая церковь. Давайте вспомним, какие слои населения выступали за изменения церкви? (Ответы учащихся). Закрепление- слайд №30. Работа над вопросами: Что дала Реформация в Германии крестьянам, горожанам, князьям и феодалам? В чем вы видите положительные и отрицательные результаты Реформации? Предложить одним группам класса отметить положительные результаты, а другим - отрицательные результаты. Корректировка- слайд № 31.
Рефлексия.
(Слайд 32-33) Ответы на оставшиеся вопросы вы можете поискать самостоятельно.
Учитель подводит итоги работы на уроке.
Учитель: Ребята, какими бы словами вы подвели итоги своей сегодняшней работы?
( Слайд 34). Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, и продолжают её. Или подбирают свои фразы.

Домашнее задание. (Слайд 35).
§ 11. Составить устно ответ на вопрос №5. (Какое значение для европейцев имели лютеранское учение и создание лютеранской церкви?) Дополнительное задание ( по желанию) по вопросам слайда №33.
Окончание урока. (Слайд 36)

Источники и литература:

1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Реформа
·ция
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Возрождение и Реформация
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=93
8. Электронная энциклопедия «От Средневековья к новому времени».

15