Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 «Химия» (технический профиль) для специальностей среднего профессионального образования







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОДБ.06 Химия
технический профиль














2016 год
ОДОБРЕНА
Предметной
Цикловой комиссией естественно-научных дисциплин
протокол № 1
от 31 августа 2016 г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственного стандарта среднего общего образования и Программой общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования




Руководитель отдела ООП _________________________ /М.И. Вдовина/
Председатель ПЦК: ___________________________ /Е.А. Орлова/

Составитель __________________________________ /И.А. Бурбело / преподаватель химии первой категории ГБОУ КС № 54 им. П.М. Вострухина







РЕЦЕНЗЕНТ:





СОДЕРЖАНИЕ




ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ

Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) и на основании примерной программы учебной дисциплины  «Химия» для специальностей среднего профессионального образования, разработанной Федеральным институтом развития образования Минобрнауки России, 2008 г. авторами: Габриелян О.С., кандидат педагогических наук, профессор и Остроумов И.Г., доктор химических наук, профессор.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06. Химия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО и предназначена для изучения химии  в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальностям технического профиля:
11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение;
11.02.08 Средства связи с подвижными объектами;
10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
09.02.04 Информационные системы (по отраслям);
11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы;
27.02.05 Системы и средства диспетчерского управления;
11.02.11 Сети связи и системы коммутации;
13.02.07 Электроснабжение по отраслям;
11.02.14 Электронные приборы и устройства;
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа дисциплины «Химия» – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и входит в общеобразовательный цикл дисциплин базовой направленности.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
В результате освоения данной образовательной программы у студента должны быть сформированы общие компетенции, включающие в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.5 Профильная составляющая дисциплины:

Профильная направленность дисциплины достигается за счёт индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся (написание докладов, подготовка сообщений по темам, связанным с дисциплинами профессионального цикла, создание электронных презентаций и т.д.), а также в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (подтверждение теоретических знаний практическими действиями в процессе выполнения практических и лабораторных работ, решение расчётных задач и т.д.).
Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины «Химия» обеспечивается реализацией потенциала дисциплины и её структурирования на основе межпредметных связей с дисциплинами «Биология», «Физика», «Математика». Профильная составляющая дисциплины реализуется также отбором профессионального значимого учебного материала по разделам программы: Растворы, Металлы, Электролиз, Коррозия металлов, Природные источники углеводородов, Полимерные материалы, обеспечивающих успешное изучение и освоение своей специальности.


1.6 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки                117    часов в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов; самостоятельной работы                             39 часов.

1. 7 Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Химия в учреждениях среднего профессионального образования (далее - СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:
материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала;
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность - небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины». В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.
При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
При изучении дисциплины осуществляются следующие виды контроля: самостоятельные работы, контрольное тестирование по материалам ЕГЭ.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом во втором семестре.




































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
78

в том числе:


контрольные работы
4

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


выполнение домашней работы (внеаудиторные самостоятельные работы)
39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ

Разделы, темы
Максимальная учебная нагрузка
Самостоятельная нагрузка на студента
Обязательные учебные занятия




Всего
Практические
Лабораторные

Введение
2

2



Раздел 1. Общая и неорганическая химия
65
23
42



1.1. Основные понятия и законы
4

4



1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
4

4



1.3. Строение вещества
6

6



1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
12
6
6



1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
18
10
8



1.6. Химические реакции
6

6



1.7. Металлы и неметаллы
15
7
8



Раздел 2. Органическая химия

50
16
34



2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
6

6



2.2. Углеводороды и их природные источники
17
7
10



2.3. Кислородсодержащие органические соединения
8

8



2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
17
9
8



Дифференцированный зачет
2

2



ВСЕГО
117
39
78






Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
2
1

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
42


Тема 1.1
Основные понятия и законы химии

Содержание учебного материала:
4



1. Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
2. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
3. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

2


2


2


2

Тема 1.2
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома





Содержание учебного материала:
4



1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
2.Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d- орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2




2

2




2

Тема 1.3
Строение вещества

















Содержание учебного материала:
6



1. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
2. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
3. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
4. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
5. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Демонстрационный опыт: Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

2





2








2


1





2








2




Тема 1.4
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала:
6



1.Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
2.Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации.
Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации.
3.Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания и соли как электролиты.


2



2



2

1



2



2



Самостоятельная работа обучающихся № 1
6



1.Работа с учебником - составление опорного конспекта по темам: «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Ионная химическая связь. Ковалентная химическая связь. Электролитическая диссоциация».
2.Изготовление моделей молекул неорганических веществ.
Выписки из текста учебника по химии:
1.Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336 с. ( 1(
2.Учебник. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования / О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов.-8-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2014.- 256 с. ( 2(
4


2




Тема 1.5
Классификация неорганических соединений и их свойства




















Содержание учебного материала:
8



1. Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
2.Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
3. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснувные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
4.Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Гидролиз солей.
Демонстрационный опыт:
1.Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. 2.Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
3. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом.
4. Гидролиз солей различного типа.

2



2


1


2

1



2


2


2


Контрольная работа по темам: «Основные понятия и законы», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома», «Строение вещества», Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», «Классификация неорганических соединений и их свойства».
1
3


Самостоятельная работа обучающихся № 2
10



1.Работа с учебником - составление опорного конспекта по теме:
Классификация неорганических соединений и их свойства.
Выписки из текста учебника по химии:
1.Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-336 с. ( 1(
2.Учебник. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для нач. и сред. проф. образования / О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов.-8-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2014.- 256 с. ( 2(
2.Выполнение упражнений по теме: Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Выполнение задания по учебнику: Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие ля студ. сред. проф. учеб. заведений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.- 4-е из